Сатдыкова Вэсиля Равиловна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 315 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани
Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам? Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками наследовании нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте- это и есть самый ответственный, а потому и верный способ патриотического воспитания чувства любви к Отечеству
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения и семьи. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; расширение представлений Родине; знакомство детей с символами государства. Актуальность нашей работы определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории государственного флага, культуре и традициях родной страны.
Если остановиться на празднике День флага, то праздник молодой и мало кто знает историю праздника – 22 августа. И мы вместе с родителями на родительском собрании решили у себя в детском саду проводить каждую неделю по понедельникам церемонию прохождения с Государственными флагами РТ и РФ, что является отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, Родину и конечно символику нашей страны.
Вместе с педагогами и родителями разработали порядок проведения церемонии прохождения с Государственными флагами РТ и РФ
1. Прохождения с Государственными флагами РТ и РФ осуществляется каждый понедельник в МАДОУ «Детский сад №315».
2.Место проведения церемонии музыкальный зал.
3.В церемонии участвуют воспитанники старшей, подготовительной групп с воспитателя и, музыкальным руководителем.
4. Воспитатели вместе с детьми вправе определить категорию участников церемонии самостоятельно.
5. Рекомендуется исполнение краткой версии (куплет и припев) Государственного гимна РФ и РТ с участниками церемонии по стойке «Смирно»
6. Церемонией руководит ответственное лицо (воспитатели групп или музыкальный руководитель)
7. Руководитель церемонии оглашает ее участникам, кому и почему представлено право нести Государственный флаг РФ и РТ
8. В начале церемонии руководитель церемонии дает команду для построения «Внимание! Под государственный флаг РФ - СМИРНО! Флаг внести!».
9. Отличившиеся дети (по 2 ребенка из каждой группы) проходят с государственным флагом РФ и РТ, делают круг и устанавливают на подставку. Сопровождается государственным гимном РФ. При этом все присутствующие на церемонии стоят по стойке «Смирно».
10. По завершении процедуры руководитель церемонии произносит команду «Вольно», дальше дается команда «Направо» и все участники последовательно, вслед за воспитателями покидают зал.
Также сформировали критерии для участия в церемонии прохождения с Государственными флагами РФ и РТ:
1. Выполнять правила поведения во время завтрака, обеда, ужина.
2.Выполнять правила поведения на занятиях.
3.Выполнять правила поведения:
-в спальне,
-в раздевальной комнате;
-в логопедическом кабинете;
-в кабинете татарского языка;
- в музыкальном зале;
- при прохождении по коридору;
-во время прогулки.
4.Уметь слушать, слышать и исполнять задания воспитателя, младшего воспитателя, учителя по татарскому языку, логопеда, музыкального руководителя;
5.Умение договариваться во время игры, общения, умение дружить, общаться друг с другом, помогать друг другу уступать;
6. Умение подчиняться принятым правилам.
Чтобы реализовать задачи патриотического воспитания родители оказали большую помощь в создании патриотических центров и уголков для каждой возрастной группы. Их цель – формировать у детей чувство причастности к судьбе своей страны и ее народа.
Содержание патриотических уголков:
-иллюстрации в тематических папках «Семья», «Дом, в котором я живу», «Взрослые люди», «Ребенок со сверстниками», «Мой детский сад»;
-альбомы, красочные буклеты открытки с фото и иллюстрациями города;
-сказки, песни, потешки, былины, предания;
-предметы старины, куклы в национальных костюмах, матрешки, различные виды росписи, резьба по дереву, вышивка, вязание;
- аудиозаписи сказок, патриотических песен, аудио- и видеоматериалы о природе родного края, города.
-иллюстрации с изображением памятников архитектуры, достопримечательностей города, края, столицы;
-детская карта мира, страны, родного города;
Так воспитанники смогут привыкнуть к государственным символам и заинтересуются их назначением. Воспитатели по мере возможности обновляют пособия о семье, культуре, родном крае, чтобы вызывать постоянный интерес у детей. Не меняют только символику государства.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно вместе.
Список литературы
1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
2.Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / -Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
3. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
4. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/10/10/konsultatsiya-dlya-roditeley-patrioticheskoe