Карпунина Любовь Николаевна,
методист Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани
Историческое значение каждого русского великого
человека измеряется его заслугами Родине, а его
человеческое достоинство — силою его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Гражданско-патриотической воспитание является одной из наиболее актуальных задач современного общества. Искажение современной истории, нравственных ценностей особенно в условиях информационно-психологической войны негативно влияют на формирование патриотического сознания, гражданской позиции личности. Гражданско-патриотическое воcпитание становится ведущим направлением государственной политики.
Правовыми основами патриотического воспитания являются Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.», изменения в «Закон об образовании в РФ» ФЗ – 273, где дано определение воспитания, как деятельности, направленной на «формирование у обучающихcя чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечеcтва и подвигам Героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Большое внимание патриотическому воспитанию уделяетcя в таких документах как Конституция Российской Федерации, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
В пункте 4 статьи 57 Конституции Российской Федерации прописано, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, поэтому гоcударство создает условия для их всестороннего развития, в том числе патриотического воспитания. В «Стратегии национальной безопасности» выделено, что дальнейшему демократическому развитию России будет способствовать патриотическое воспитание, наряду с сохранением российской самобытности, традиционных духовно-нравственных ценностей.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» говорится о необходимости методического сопровождения деятельности педагогов и других работников в процессе проведения воспитательной работы, в том числе по вопросам патриотического воспитания. Патриотизм является личностным результатом образования обучающегося. На каждой ступени обучения, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), формируется ценностное отношение к своей Родине, уважение к отечеству, воспитывается чувство ответственности за ее судьбу и долга перед ней, готовность к служению и ее защите. Задачи становления, образования и воспитания личности решает современная школа, особое внимание уделяя воспитанию ребенка. «Знания – сила, но добрая или злая – это будет зависеть от сердца и духовности человека» (Ш.А. Амонашвили).
С этой целью в настоящее время реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и в соответствии с письмами Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года во всех общеобразовательных организациях нашей страны каждый понедельник под звуки государственного гимна торжественно поднимают флаги России, Татарстана, а в конце недели после последнего урока спускают их. Каждый понедельник первым уроком проводятся внеурочные мероприятия в форме беседы по актуальной для недели теме «Разговоры о важном». Целью этих занятий является формирование у школьников любви к Родине, патриотизма и гордости за свою страну. Эти мероприятиях рекомендуются проводить в форме диалога преподавателя с учащимися, в ходе которого обсуждаются вопросы, связанные с историей и культурой России, ее ролью в мировом сообществе.
Патриотическое воспитание школьников заложено в каждом уроке. Наряду с обучением воспитание является важной составляющей образовательного процесса. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования, т.е. определяется роль урока как элемента воспитательной системы. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность. На уроке создаются условия для развития интересов учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлечение в творческий учебный процесс. Важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Урок – ключевой элемент воспитания.
Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая воспитательная работа с детьми обеспечена компетентностью педагогов, работающих с детьми. Очень важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные составляющие. Реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и умений учиться сделает урок результативным и современным.
Сегодня все мы понимаем, что никакие преобразования в нашем обществе невозможны без активной гражданской позиции и социальной ответственности подрастающего поколения. Воспитывая детей сегодня, мы строим свое завтра.
Литература и источники:
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями на 4 октября 2022 года] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.
2. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2022 г. № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 17 июня 2022 г. № 03-871 «Об организации занятий "Разговоры о важном"»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
6. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
7. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 года № 809, пункт 5 Общих положений «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля 2023 года).
9. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 12 августа 2022 года)
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |