МАСТЕРСКАЯ ДОБРОТЫ. Метод совместной творческой деятельности родителей и детей в работе педагога-психолога ДОУ

Хасанбаева Р.Б.,
педагог-психолог 1-й квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 289 комбинированного вида»
Вахитовского района г.Казани


Философия активного взаимодействия образовательного учреждения и семьи, содержание, цели и задачи деятельности педагога-психолога, закрепленные в нормах Профессионального стандарта и в Федеральной образовательной Программе, направляют нас, педагогов-психологов ДОУ, на поиск новых форм работы с родителями и законными представителями наших воспитанников.

Для меня такой формой работы с семьями старших дошкольников стал Родительский клуб «Мы вместе», организация которого позволяет мне решать многие задачи этого направления. Темы клубных часов определяются не только планом моей работы – часто они формируются из запросов повседневной жизни детского сада – сложности адаптации, конфликты, особенности характера и поведения детей, вопросы готовности к школе.

Именно здесь мы осознаем общность наших интересов, в игровых и тренинговых упражнениях обогащаются знания и воспитательные умения родителей. Здесь, в неформальной и комфортной атмосфере, моя практическая помощь родителям выглядит как естественный процесс.

В программе клуба особое место занимает блок, направленный на укрепление и гармонизацию детско-родительских отношений, на решение проблем общения родителя и ребенка. Это совместные творческие занятия родителей и старших дошкольников «Мастерская доброты».

Совместная деятельность – это многофункциональный метод с неоценимым потенциалом. Ведь не зря, в традиционных культурах, до возникновения системы организованного обучения и воспитания, дети росли и развивались не а школьными партами и у доски, а рядом со взрослыми в повседневной, рутинной деятельности – вместе работали в поле, готовили пищу, ткали, вязали, чинили, строили.

В «Мастерской доброты» дети и родители вместе занимаются продуктивной, творческой деятельностью – изготавливают поделки и сувениры, рисуют, участвуют в инсценировках. И мы видим, как в процессе совместной деятельности, через общность цели, содержательность общения, эмоционально-личностную включенность, уважение выбора друг друга, тактильный контакт происходит конструктивное взаимодействие и позитивная коммуникация в диаде «родитель-ребенок».

Совместное творчество восполняет возможный недостаток родительского внимания, творчество снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Происходит передача опыта и, наконец, - удовлетворение базовых потребностей растущей личности – формирование чувства принадлежности, связи с близкими, чувство защищенности и безопасности.

На таких занятиях у взрослых есть возможность использовать полученные раннее на наших занятиях знания о формах и стилях детско-родительского общения, возможность лучше понять внутренний мир детей, сделать какие-то открытия, помочь, научить.

Разные по содержанию и по форме работы, совместные занятия выполняют общие задачи – обучающие, воспитывающие и развивающие.

Так, инсценировка сказки «Теремок» и попытка разобраться в причине разрушения совместного жилища, помогла детям и родителям осознать важность соблюдения личных границ, усвоить правила взаимодействия в социуме, вспомнить про приемы эффективного общения.

На тренинге «Роль отца в жизни ребенка-дошкольника», целью заключительной части стало укрепление доверительных отношений и навыков сотрудничества между отцами и детьми, в процессе изготовления подарка-сюрприза для мам.

Но особо запомнилось участникам занятие «Семейное древо». Работа с натуральным материалом, использование семейного фотоархива, воспоминания и рассказы семейных историй придало особенно душевную и теплую атмосферу этой встрече. Дети с большим интересом слушали истории про прадедушек – ветеранов ВОВ, прабабушек – многодетных матерей, про семейные традиции собираться за большим столом. Судя по отзывам, для родителей это занятие стало прекрасной возможностью посмотреть на свою жизнь со стороны, увидеть, как поменялся уклад семей, понять, как много доброго и хорошего мы могли бы вернуть в нашу повседневность.

В нашем детском саду есть хорошая традиция, в которой активно участвуют все сотрудники – собирать подарки для участников СВО. И на одной из встреч «Мастерской доброты» дети вместе с родителями и педагогами плели браслеты-обереги для наших солдат. Мы назвали их «Талисман добра», зная, что передадим с ними на передовую нашу заботу, переживания и пожелания скорейшего возвращения!

Не останавливаясь подробно на том, какую огромную роль играет творчество в развитии психических процессов дошкольника, мы может говорить о том, что, занимаясь творчеством, ребенок «создает свой мир». А деятельность рядом с самым близким человеком – родителем, делает особенно эффективным воспитание подрастающей личности. Дети усваивают традиционные ценности и нравственные нормы, формируется активная гражданская позиция и осознание принадлежности к обществу, укрепляется чувство патриотизма и сопереживания.

«Мастерская доброты» пополняется новыми идеями и новыми темами, ценность этой формы работы для меня заключается в том, что здесь есть возможность увидеть результаты моей работы и определить новые горизонты.

Мы растем и развиваемся вместе с детьми!

Список литературы

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Терапия искусством в системе образования //Школьный психолог. - 2011.— №1. С. 4-5.;

2. Овчарова Р.В. Тренинги формирования, осознанного родительства. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 256 с.;

3. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. –М.: Сфера, 2012. -128с.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика