Альбина Рауисовна Файзрахманова
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей – инженерный центр» Советского района г.Казани
В современном мире наука и образование развиваются стремительными темпами, и с каждым годом возрастает роль научно-практических конференций как платформы для обмена опытом, знаниями и достижениями между учащимися, студентами и молодыми исследователями. Патриотическая направленность проектов, представленных на таких мероприятиях, является важным аспектом, способствующим формированию у молодежи активной гражданской позиции, воспитанию любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре.
Научно-практические конференции предоставляют уникальную возможность для учащихся школ, молодых ученых и исследователей, опытных мастеров и педагогов представить на суд коллег и экспертов свои проекты, связанные с патриотической тематикой. Защита проектов на таких площадках позволяет участникам не только продемонстрировать результаты своих исследований, но и получить обратную связь от специалистов, что помогает улучшить качество работы и определить дальнейшие направления развития.
Кроме того, участие в научно-практических конференциях способствует расширению научного кругозора участников, знакомству с новыми идеями и методами, а также обмену опытом с коллегами из других регионов и стран. Это позволяет молодым исследователям приобрести новые навыки и знания, которые могут быть использованы не только в рамках их научных исследований, но также в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Патриотические проекты, представленные на научно-практических конференциях, охватывают различные сферы: историю, краеведение, культуру, туризм, образование и многое другое. Семилетний опыт проведения НПК в МАОУ «Лицей-инженерный центр» доказывает высокую популярность проектов данной направленности. Среди таких исследований можно выделить следующие (все темы были представлены учащимися и педагогами Лицея):
1. Исследовательские проекты по изучению истории родного края, героического прошлого страны, вклада соотечественников в развитие науки, культуры и искусства (например, «Адель Кутуй: родился поэтом, умер солдатом», «Запуск первого искусственного спутника Земли ПС-1 в KERBAL SPACE PROGRAM», «Создание книги памяти “Мы помним! Мы гордимся!», «Труженики тыла - незаметные герои войны…» и др.).
2. Проекты, направленные на сохранение и популяризацию культурного наследия, в том числе памятников архитектуры, живописи, литературы, музыки и других видов искусства (например, «Литературные места Казани», «Проект “4К как основа сохранения языка” в рамках года родных языков и народного единства в Республике Татарстан», «Виртуальная экскурсия по Казани» и др.)
3. Туристические и краеведческие проекты, направленные на развитие внутреннего и въездного туризма, создание новых маршрутов и программ, проведение экскурсий и мастер-классов (например, «Заброшенные города России», «Карта туристического маршрута в городе Казани», «Путеводитель по историческому центру города Казани: экскурсионный маршрут “Душа Толстого до сих пор гостит в Казани…”» и др.)
4. Проекты по развитию системы образования, повышению качества обучения и воспитания, разработке новых методик и подходов к преподаванию предметов патриотической направленности (например, «Организация работы клуба юных ученых в ILS как средство развития одаренных детей», «Театрализованные игры, как средство развития речи на уроках родного языка и литературы», «Учебные цифровые лаборатории как средство формирования и развития естественнонаучной грамотности», «Проект “4К как основа сохранения языка” в рамках года родных языков и народного единства в Республике Татарстан» и др.).
5. Экологические и природоохранные проекты, направленные на охрану природных ресурсов, восстановление ландшафтов и биоразнообразия, формирование экологической культуры населения (например, «Скажи НЕТ полиэтиленовым пакетам», «Оценка экологического состояния школьных помещений», «Микробиологическое исследование воздуха кабинетов и помещений в школе», «Расчеты накопления органического вещества и баланса парниковых газов в донных отложениях озер (на примере озера Средний Кабан г.Казани)», «Экологические аспекты переработки гибкой упаковки с применением QR технологий», «Формирование и развитие экологического мышления: из опыта работы учителя», «Экологическое состояние старицы реки Казанка» и др.).
6. Проекты, связанные с формированием и укреплением семейных ценностей, развитием семейных традиций и обрядов, сохранением и передачей культурного наследия от поколения к поколению (например, «Татар исемн?ре», «Демографическая ситуация в России», «Фамильный герб- отражение традиций и истории семьи» и др.)
7. Проекты, посвященные изучению и сохранению национального языка и литературы, развитию литературного творчества, организации литературных вечеров и фестивалей (например, «Современная литература как неотъемлемая часть культуры», «Такое невозможно было держать в себе…или путешествие в поселок Семрук», «Театральная деятельность как эффективная модель воспитания и образования» и др.).
8. Проекты по созданию и поддержке молодежных и волонтерских движений, направленных на помощь ветеранам, заботу о памятниках истории и культуры, благоустройство территорий и участие в массовых мероприятиях патриотической направленности (например, «Организация работы клуба юных ученых в ILS как средство развития одаренных детей», «Учебные цифровые лаборатории как средство формирования и развития естественнонаучной грамотности», «ЮИД - это звучит гордо!» и др.)
Таким образом, научно-практические конференции являются важной платформой для защиты и продвижения патриотических проектов, направленных на воспитание любви к Родине, развитие научного и творческого потенциала молодежи, сохранение и приумножение культурного наследия. Участие в таких мероприятиях способствует формированию активной гражданской позиции и содействует развитию социально-значимых инициатив, направленных на укрепление межнационального и межкультурного диалога.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |