Светлана Валерьевна Старцева,
Миляуша Ильязовна Хисамиева,
педагоги-организаторы
МБУДО «ЦДОД «Заречье»
Кировского района г.Казани
Цель: воспитание гордости и уважения к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
Оборудование:
• мультимедийное оборудование;
• микрофоны;
• презентация Брестская крепость
• фрагменты художественного фильма « Брестская крепость» режиссер
Александр Котт;
Оформление:
• агитационные плакаты военных лет;
• рисунки о войне
Сценарный ход
Показ хроники военных лет (фашистские войска маршем проходят по территории европейских государств)
1-й Ведущий.
Шёл 1941 год. Уже по брусчатке завоёванных европейских государств мощно гремели стальные траки фашистских танков. Уже властно звучала резкая немецкая речь на дорогах Балкан и в песках пустыни на подступах к Александрии.
В июне 1941 года многое указывало на то, что Германия развернула подготовку к войне против Советского Союза. К границе подтягивались немецкие дивизии.
Звучат звуки авиационного налета, взрывы бомб, запись голоса Ю.Б.Левитана о начале войны.
«Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.
2-й Ведущий:
В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные дозоры пограничников, которые охраняли западный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление. Там, впереди, за пограничной чертой, над захваченной гитлеровцами землей Польши, далеко среди уже потускневших звезд самой короткой летней ночи, вдруг появились красные и зелёные огоньки. Непривычно яркие и разноцветные, они не стояли неподвижно, медленно и безостановочно плыли сюда, к востоку, прокладывая свой путь среди гаснущих ночных звезд. Они усеяли собой весь горизонт, и вместе с их появлением оттуда, с запада, донесся рокот множества моторов. Сотни германских самолетов с зажженными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза.
Чтение стихотворения педагогом
Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром войной
Всего каких-то пять минут осталось. /С.Щипачев/
Показ кадров из фильма « Брестская крепость»
на сцене 2 чтеца
1чтец
Июнь, сорок первый, фашисты насели,
Армада на стали фашистских крестов,
Под траками танков в прах сосны и ели,
Дома и сады матерей и отцов.
2 чтец
Увяз и споткнулся о Брестскую крепость,
Где стойко сражался в аду гарнизон.
Для Гитлера явно случилась нелепость,
Увязнуть с азов не рассчитывал он.
( В. Бронников)
Звучит песня «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В. Лебедева – Кумача).
На сцене 3 чтеца
3-й Чтец:
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
4-й Чтец:
Надели гимнастерки и шинели
Вчерашние мальчишки- цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
5-й Чтец:
Война, как ком, катилась по дорогам.
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
( Т.Лаврова)
1-й Ведущий.
22 июня первыми приняли на себя удар пограничники и передовые части войск прикрытия. Как образец патриотизма и героизма красноармейцев в первые дни войны в историю вошла оборона Брестской крепости. Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же час Великой Отечественной войны. Враг рассчитывал захватить крепость стремительным ударом. Для захвата крепости немецкое командование бросило 45-ю, часть сил 31-й и 34-й пехотных дивизий 12-го армейского пехотного корпуса, усиленные авиацией, танками и артиллерией. На крепость обрушились тысячи бомб и снарядов. Но, несмотря на внезапность, немцам не удалось взять крепость штурмом – она держалась.
Педагог:
Смертельная схватка нависла над Бугом,
и слышно, сквозь время, гуденье сирен.
Уставшие взгляды смешались с испугом,
над огненным заревом вспыхнувших стен.
Плакучие ивы главами склонились,
а в гулких раскатах снаряды рвались.
Здесь души погибших на век притаились,
солдат, что за Брестскую Крепость дрались.
Их лица в мученьях застыли от боли,
в кошмаре боев и жестоких атак.
Здесь «шрамы войны» и запекшейся крови,
пропитаны горем, сквозь слезы и страх! /Е. Максимова/
2-й Ведущий
Гитлеровцы были уверены: едва они ворвутся в крепость, навстречу им выйдут с поднятыми руками русские офицеры и солдаты. Но русские военные выбегали из домов, оценивая обстановку, использовали любое прикрытие и начинали стрелять. Не раздумывая, они вступали в бой, сколько бы врагов ни было перед ними. По приказу Гитлера крепость должна была быть захвачена в течение часа. Но все пошло не так. Фашистские самолеты сбрасывали на крепость 2-х тонные бомбы и приказывали сдаться, но наши бойцы продолжали оборонять территорию крепости.
1-й Ведущий
У русских солдат из оружия были только винтовки и пулеметы, а у фашистов – самолеты, танки, тяжелые орудия. У защитников крепости патронов оставалось все меньше и меньше. Уже не раз бойцы выходили из укреплений и собирали оружие и боеприпасы, брошенные фашистами. Но если боеприпасы, рискуя жизнью, все-таки можно было достать, то продовольствия добыть было неоткуда. Его оставалось всего на несколько дней. И уж совсем плохо обстояло дело с питьевой водой.
2-й Ведущий
Стонали тяжелораненые, плакали дети, страдали от жажды женщины. А вода находилась рядом. Но добраться до нее было почти невозможно. Тех, кто ночью рисковал подползти к берегу с котелком, сейчас же настигали пули. Люди на веревках бросали в реку простыни и, потянув назад, выжимали из них в котелок грязную жижу. Бойцы отказывались от воды в пользу детей и раненных.
Показ фрагмента из фильма « Брестская крепость»
1-й Ведущий
Несмотря на ужасное положение, крепость продолжала сражаться. Фашисты несли крупные потери. Они пускали в ход танки и бронемашины, увеличивали количество бомбежек. Гитлеровцы в ярости стали применять самые варварские способы уничтожения людей. Они сбрасывали с самолетов бочки с горючим и поджигали их. В крепости бушевало море огня. Казалось, оно уничтожит все живое. Когда же пламя гасло, и фашисты бросались в очередную атаку, их опять встречали пули и штыки защитников крепости.
2-й Ведущий
Голод и жажда становились все мучительнее. Защитники крепости приняли решение вывести из укрепления женщин и детей. Их ждет плен, фашистская каторга. Но кто-то все-таки доживет до победы. А здесь они, наверняка, погибнут.
Так сражалась Брестская крепость. Она держалась больше месяца. До 20-х чисел июля в крепости не стихали взрывы гранат и выстрелы. Кое-где огонь вели уже одиночки, оставлявшие для себя последний патрон. На стенах крепости спустя 3 года смогли прочитать последние слова, обращенные к нам: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20 июля 1941год». Это были слова прощания, но это была клятва. Сдержали солдаты клятву, не сдались они врагу.
6-й Чтец:
Не раз,
Не второй
И не сотый
От крепости немец отбит.
Уже как пчелиные соты
Все стены, а крепость - стоит.
Ну, кто там, ну, кто там остался?
Форты разбомбили дотла
И доты...
А стяг не шатался,
А стяг не окутала мгла!
Убьет знаменосца осколком,
Но стяг подымает другой.
Полотнище алого шелка
Пылает над Бугом-рекой. /С. Гаврусев/
7-й Чтец:
Ревут самолеты, и танки гремят,
Дымится гранит опаленный.
Врагу не сдаются тринадцать солдат,
Последних бойцов гарнизона.
8-й Чтец:
На стенах грохочет разрывов гроза,
Дрожит под ударами камень,
Но,раненный дважды ,зовет комиссар:
-На стены,за мною,под знамя!
Пусть мало патронов и смерть впереди,
Не станем вовек на колени!
Товарищ,товарищ,на стены иди
-Там знамя советское реет.
1-й Ведущий
Фронт ушел далеко на восток. Защитники не знали, как сложилась война. Окружённые со всех сторон, первые два дня они ждали помощи. Радисты беспрерывно посылали в эфир позывные, пока не кончилось питание в батареях. Активное сопротивление продолжалось до 20-х чисел июля. Большинство защитников Брестской крепости погибло, уцелевшие красноармейцы гарнизона попали в немецкий плен, куда еще до прекращения организованной обороны были отправлены женщины и дети. Комиссар Е.Фомин был расстрелян немцами, капитан И.Зубачев умер в плену. Лишь немногим участникам обороны удалось вырваться из вражеского окружения. Отдельные герои Бреста сопротивлялись в подвалах крепости до зимы.
4 Чтеца на сцене:
9 чтец
Майор привез мальчишку на лафете,
Погибла мать, сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулям лафет
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
10 чтец
Отец был ранен, и разбита пушка
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
11 чтец
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он. /К. Симонов/
2-й Ведущий.
28 июля 1944 года во время грандиозного наступления советскии войск в Беларуссии, Брест был освобождён. Советские воины впервые после трех лет фашистской оккупации вошли в Брестскую крепость. На уцелевших стенах крепостных строений, в проемах окон и дверей, на сводах подвалов стали находить надписи, оставленные защитниками крепости. В этих надписях, то набросанных второпях карандашом, нацарапанных на штукатурке, бойцы заявляли о своей решимости мужественно сражаться с врагом насмерть до последней капли крови, до последнего вдоха, посылали прощальный привет Родине и своим боевым товарищам, родным и близким. При раскопках в развалинах крепости были обнаружены оружие и личные документы героев.
На сцену выходят поочередно мальчики в гимнастерках в гриме, в образах раненых солдат 6 человек) говорят текст
1. «Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умрем как герои. Июль. 1941».
2. «Нас было трое москвичей — Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву: умрем, но не уйдем отсюда. Июль. 1941».
3. «Я остался один, Степанчиков и Жунтяев погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся. Товарищи, отомстите за нас!» (Слова эти были выцарапаны, видимо, последним из трех москвичей — Ивановым).
4. «Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюбов, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22.VI.1941-3,15ч. Умрем, но не уйдем!»
5. «Умрём, но из крепости не уйдём!».
6. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина! 20/VII- 41г.»
На экране хроника и фотографии взятия Брестской крепости педагог женщина в платье (черное с огненными вставками) читает стихотворение.
Я крепость! Я крепость!
Я бьюсь. Я не сдамся врагу.
А смерть - это просто нелепость,
Её я принять не могу.
Я - Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.
Мой дом окружен и отрезан.
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа-
Я буду камнями стрелять.
Сквозь смертную эту свирепость,
Сквозь гиблую бурю огня.
Я крепость, я крепость, я крепость!
Потомок, ты слышишь меня!
Звучит песня «Если б камни могли говорить…» (стихи Р. Рождественского, музыка И. Лученок).
1-й Ведущий.
Оборона Брестской крепости стала символом мужества и самопожертвования, патриотизма и массового героизма советских солдат в первый, самый трагический период войны.
В 1965 году указом Президиума Верховного Совета СССР Брестской крепости присвоено почётное звание «Крепость-Герой» с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
2-й Ведущий.
Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни омытые кровью.
Мы верим навеки народ сохранит
Бессмертную славу героев
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |