Шляпкина Надежда Ивановна,
заведующая отделом хореографического творчества
МБУДО "Центр искусств "Шарм" Московского района г. Казани,
Заслуженный работник культуры РТ
Начну со слов Сухомлинского В.А.: «Человеку дана память, запечатлевшая жизнь. Только потому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева».
В основе патриотического сознания человека – воспитание любви к Родине, к своему народу, к его традициям, готовности к достойному служению Отечеству. Негативные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у детей оказались разрушены или утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как патриотизм, честность, вера в добро и справедливость, стремление к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству, померкли такие понятия, как воинская честь и достоинство. Приходим к выводу, что идейно-нравственное и патриотическое воспитание детей – актуальная проблема в условиях современной России.
Воспитание патриотизма средствами искусства в Центре искусств «Шарм» Московского района г. Казани, где я работаю заведующей отделом, осуществляется как через учебную, так и воспитательную деятельность. Представление о Родине начинается с увиденной картинки, услышанной музыки, увиденного танца. Поэтому в объединениях нашего Центра педагоги уделяют большое внимание репертуару патриотической направленности, куда входит вокальный и хореографический материал о войне, о мире на Земле, о Родине, о матери, о семье и т.п. В репертуар хореографических объединений входят танцевальные композиции: «Летчицы», «Кибальчиши», «Рисуют мальчики войну», «Бухенвальдский набат», «Июнь», «Пылающие», «До свидания, мальчики». В репертуаре вокальных объединений известные песни советских и современных композиторов, названия которых говорят сами за себя: «Баллада о гитаре и трубе», «Ордена», «На побывку едет», «Хотят ли русские войны», «Катюша», «Новый день», «Панамки», «Ветераны», «Победа настанет», «Я хочу, чтобы не было больше войны», «Баллада о красках», «Милосердие», «Память», «Прости меня, дедушка», «Я хочу жить в солнечной стране». Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа – одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека. Поэтому неотъемлемая задача педагога - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.
Тема Родины в песне, музыке, танце проявляется через самобытные черты народного искусства. Мы не оставляем без внимания изучение русского и татарского фольклора. «Татарский праздничный», «Девицы – красавицы», «Милая родина», «Друженька – подруженька» – все эти танцы в нашем репертуаре. В театре моды «Шарм» созданы коллекции: «Татарское гостеприимство», «Золото Татарстана», «Царское наследие». Ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней.
В Центре искусств «Шарм» ежегодно проводятся мероприятия патриотической направленности, в том числе: викторина «Знаешь ли ты военных героев России?», музыкальная гостиная «Песни военных лет», митинг ко дню Победы «Никто не забыт», беседы и дискуссии «Твоя гражданская позиция», «Сила – в единстве!», «Свобода и общество», конкурсы рисунков «Спасибо деду за Победу!», «Наш дом Татарстан», концертные программы «От всей души» для пациентов госпиталя ветеранов войн, благотворительные концертные программы для ветеранов труда. Кроме того, воспитанники и педагоги Центра искусств «Шарм» ежегодно участвуют в городских и республиканских социально-значимых мероприятиях, посвящённых Всемирному дню пожилого человека, Международному Дню Учителя, Дню народного единства, Международному Дню Матери, Дню Защитника Отечества, Международному Женскому Дню, Дню Победы, Международному Дню защиты детей, Дню памяти и скорби, татарскому национальному празднику Сабантуй.
Дети – участники всех этих мероприятий, и они как губка впитывают все происходящее, а это и есть воспитание патриотизма средствами искусства, которое, несомненно, способствует формированию идеалов. Искусство воспитывает нравственно, формирует направленность интересов, вырабатывает негативное отношение к уродливым проявлениям действительности, делает человека душевно чутким к другим людям и развивает способность творить по законам красоты. Мы считаем очень важным обнаружить в ребенке его живое неповторимое начало, вернуть чистоту и остроту глаза, тонкость уха, живость воображения.
Процесс формирования социально значимых черт личности ребенка невозможен без эмоциональной составляющей. Сначала эмоции, потом желания, а затем и поступки формируют личность ребенка. Эмоции – это не только переживания и радость. Эстетические эмоции: наслаждение гармонией и красотой музыки и танца. Это восторг, а может и печаль от услышанной песни. Под влиянием эмоций и чувств происходят существенные изменения в личности человека. Поэтому мы подбираем такой вокальный и хореографический материал, который оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Объективные изменения, происходящие в его эстетических чувствах, способствуют превращению образов из песен и танцев в черты, убеждения и свойства личности его самого. Ведь музыка, наполненная духовным содержанием, играет большую роль в формировании ценностного отношения к миру.
За эмоциями следуют желания: желание приносить другим людям радость и счастье, желание сделать доброе дело. За желаниями следуют поступки. Дети правильно понимают, что такое доброта, однако не всегда их поступки бывают добрыми. И наша с вами задача состоит в том, чтобы воспитывать с раннего детства потребность совершать добрые поступки. Давайте воспитывать в детях доброту! И эта доброта тоже спасет мир!
«Нужно срочно внедрять уроки доброты. Патриотизм — это когда ребенок любит родителей, дом, озеро возле него. Когда он бесплатно занимается спортом и музыкой. Сохранить память детства и радости — вот откуда берется патриотизм» - Юрий Куклачев, создатель и руководитель Театра кошек, народный артист РСФСР.
Итак, воспитание средствами искусства формирует направленность интересов, вырабатывает негативное отношение к жестоким проявлениям действительности, делает ребенка душевно чутким к другим людям и развивает способность творить по законам красоты. Все увиденное и услышанное, а потом разученное на вокальных и хореографических занятиях преобразуется в «душевный багаж» растущего человека, которому нет цены.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |