Хакимова Ирина Александровна,
методист
МБУДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г.Казани
Современное общество переживает период интенсивных перемен. Социально-экономическая трансформация, подкрепленная невиданными темпами технологического прогресса, оказывает глубокое влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Эти изменения несут в себе не только экономические последствия, но и воздействуют на ценностные ориентации общества в целом.
Согласно проведенным социологическим исследованиям ценностные ориентации современной российской молодежи существенно отличаются от предыдущих поколений.
Воздействие «из вне» средств массовой информации и средств массовой коммуникации, транслирующие продукты зарубежного производства и западной культуры, изменения, происходящие в политической, социальной и духовной сфере жизни острее всего влияют на ценностные ориентиры молодого поколения.
Для части молодых людей такие понятия, как семья, история и культура, традиции уходят на второй план, при оценочных суждениях они ориентируются на мнение большинства, не имея собственных устойчивых убеждений о значимости духовно-нравственных и культурных ценностей.
Сегодня вопрос о российской национальной идеи обсуждается не только на государственном уровне, но и в обществе.
По мнению президента Российской Федерации В.В.Путина российская национальная идея заключается в патриотизме, а «патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, ее движению вперед».
Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в таких документах как: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р), «Концепция патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстан» (утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №666 от 16.09.2014 года), в них отмечается, что патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие идеалы, принципы и мировоззрение, но и происходит становление личностных качеств молодого человека.
Учреждения дополнительного образования (УДО), несомненно, занимают особое место в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Задачи воспитания личности социально зрелой, способной к саморазвитию и самосозиданию, наполненной идеями и чувствами глубокой любви и уважения к своей Родине, все больше актуализируются как в методологии, так и практике отечественного воспитания, на всех уровнях и во всех формах образования и воспитания. Идет активный поиск эффективных методик и технологий воспитания, обеспечивающих непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания юных граждан в контексте инновационных процессов развития российского общества.
К числу учреждений, работающих в данном направлении и успешно реализующих воспитательный потенциал дополнительного образования, относится и "Центр внешкольной работы" Приволжского района г. Казани (ЦВР), в котором реализуется инновационный гражданско-патриотический проект «Наследники Отечества». Содержательная деятельность проекта опирается на организуемые в учреждении социокультурные интеллектуально-творческие конкурсные программы, ориентированные на гражданско-патриотическое воспитание, включающие приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края и имеющие возможность воплотить в своей учебной деятельности лучшие традиции изобразительного, декоративно-прикладного, вокального, танцевального, театрального творчества народов России и Татарстана.
Основная идея гражданско-патриотического проекта «Наследники Отечества» заключается в широком вовлечении учащихся образовательных учреждений в специально спроектированную полинасыщенную социокультурную образовательную среду учреждения дополнительного образования детей для самостоятельного освоения ими историко-культурного наследия Отечества, осмысления и формирования ценностей патриотизма и гражданственности.
В основе проекта лежат основные положения личностно-деятельностного подхода, согласно которому учащийся выступает как активный, творческий субъект образовательной деятельности.
Образование в соответствии с названным подходом предполагает:
1) известную самостоятельность учащихся в процессе обучения, воспитания и развития, что выражается в определении целей и задач тематических познавательно-творческих программ;
2) опору на имеющиеся знания учащихся в различных областях и их использование в образовательном процессе;
3) учет социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни;
4) учет эмоционального состояния учащихся и их морально-этических и нравственных ценностей;
5) повышение роли самостоятельной работы учащихся; ограничение ведущей роли педагога с приоритетом в его работе функций консультанта, помощника, советника;
6) использование аутентичных материалов в процессе реализации тематических познавательно-творческих программ.
Инновационность проекта заключается в инициировании субъектной позиции учащихся, в предоставлении им возможностей гражданско-патриотического самоопределения средствами интериоризации культурно-исторического духовного наследия народов России и Татарстана в условиях специально смоделированной культурно-развивающей среды учреждения дополнительного образования.
Практическая составляющая проекта реализуется через разработанные центром тематические познавательно-творческие интерактивные программы. Успешно реализуются несколько программ: «В единстве – сила», «Проспект Победы», «Сокровища Казани», «Казанский Квест», «Я, ты, он, она - вместе целая страна», «Путь героя». В ходе программ учащиеся проходят познавательно-творческие маршруты, участвуют в тематических мастер-классах, познавательных викторинах. Обязательным для каждой программы является посещение музейной экспозиции учреждения «Родные истоки» (музей национальной куклы).
Практика реализации данных программ показала их востребованность среди учащихся и педагогов образовательных организаций. Разработанная ЦВР методика, основанная на интегрированных образовательных технологиях, решает современные задачи гражданско-патриотического воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок у детей и подростков через привлечение их к социокультурному опыту сохранения и возрождения культурно-исторического наследия Отечества. А использование интерактивных форм обучения, проектной деятельности, интеграции информационных технологий позволяет создавать увлекательные программы, способствующие эффективному формированию гражданско-патриотических ценностей.
Использование современных подходов в процессе организации патриотического воспитания должно позволить подрастающему поколению по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии Отечества.
«Заниматься патриотическим воспитанием, - убежден Владимир Путин, - могут только умные люди. И делать это нужно талантливо». Другими словами, для возрождения патриотизма необходимо осознать, что счастливая жизнь возможна только в сплоченном неравнодушном обществе, пронизанном патриотическими чувствами.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |