Возможности учреждения дополнительного образования в формировании и воспитании патриотизма и гуманистических ценностей у подрастающего поколения

Логунова Юлия Александровна,
заместитель директора, преподаватель фортепиано
МБУДО «Детская школа искусств Авиастроительного района» г.Казани



«Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед - сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед - воспитывайте человека!»
(Китайская мудрость)


Любовь к Родине возникает у детей еще в детстве и формируется в ребёнке постепенно. Патриотизм - в переводе с греческого означает любовь к Родине, к близким, к своему народу, его традициям. Младший школьный возраст - именно тот возраст, когда закладываются возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

На период до 2025 года в Российской Федерации стратегия воспитания включает:

- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания [5, с. 8].

Наша задача, как преподавателей, воспитывать уважение к земле, на которой мы живем, знакомить учащихся с укладом жизни, историей своих предков, их культурными ценностями. В музыкальных школах и школах искусств в развитии патриотизма особую роль играют уроки музыкальной литературы. Дети, знакомясь с биографиями и творчеством композиторов разных стран, изучают музыкальные произведения на патриотическую тематику. Например, М. Глинка «Иван Сусанин», Л. Бетховен «Симфония №5», С. Прокофьев кантата «Александр Невский», А. Бородин опера «Князь Игорь». О воспитании патриотизма и любви к отечеству у детей рассуждали такие философы, как Аристотель, Платон, Демокрит, Эпикур. Любовь к Родине воспевается в трудах Руссо, Макиавелли, Фихте. Большое внимание воспитанию достойного гражданина уделяет в своих педагогических трудах А.С. Макаренко. Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к патриотическому воспитанию. Процесс обучения в музыкальной школе способен развить патриотическое поведение учащихся, сформировать определенные чувства и убеждения.

Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире, утверждающая его право на свободу, счастье и развитие. В основе концепции гуманизма – устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций. [3, c.2-5] Поэтому патриотизм - это проявление гуманизма. Тот, кто любит свою Родину, будет защищать свой народ и содействовать его благополучию.

Современная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ дать каждому ребенку фундаментальные знания, то дополнительное образование - уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников. Но одно не может существовать без другого. О взаимосвязи патриотизма и гуманизма существует множество литературных произведений, например, В. Быков «Сотников», В. Закрутин «Матерь человеческая».

Главные «козыри» дополнительного образования в формировании патриотизма и гуманизма:

- гуманизация образования

- создание условий для проявления и развития патриотической личности

- индивидуальный подход к каждому ребенку

- персональные уроки

- свобода преподавателя, у которого есть возможность самому разрабатывать программы обучения с учетом базовых требований, личного опыта и собственных наработок.

Воспитание патриотических чувств у детей – одна из главных задач нравственного воспитания. Гуманистическая педагогика, в отличие от авторитарной педагогики, отличается личностно-ориентированным подходом. В центре внимания находится уникальная, целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Еще одним отличительным признаком гуманистической педагогики является сосредоточение всех усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях. Связующим звеном между школой и учреждениями профессионального образования является дополнительное образование, обладающее такими ресурсами как:

- программно-методическое обеспечение

- материально-техническая база

- профессионально обученные кадры

Музыка в жизни ребенка занимает особое место. Она влияет на развитие, психику, физиологию человека. Для преподавателей, работающих в детских школах искусств, воспитание патриотизма у учащихся является приоритетной задачей. В современном мире, с его темпами и прогрессом, необходимо формировать творческих, активных, конкурентоспособных личностей. Самое ценное, что дает дополнительное образование ребенку – это формирование и воспитание гуманистических ценностей. Воспитанию гуманистических качеств личности в истории российской и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. Эту проблему исследовали В.А. Сухомлинский, Л.М. Фридман, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, А. Маслоу и др. Формирование таких гуманистических качеств личности как доброта, отзывчивость, вежливость, сострадание – все это можно назвать ростками патриотизма. Младший школьный возраст – самый главный этап в развитии гуманистической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. Это период формирования основ нравственно-гуманистической позиции личности. О степени сформированных гуманистических качеств личности обычно судят по его поведению в социуме, поступкам, его отношению к другим людям и самому себе. Эти навыки войдут с ним во взрослую жизнь. Дополнительное образование - это связующее звено, которое обеспечивает развитие патриотических и гуманистических качеств личности. Сегодня нельзя ограничиваться только базовым образованием, оно все больше нуждается в поддержке неформального дополнительного образования. Как правило, дети, занимающиеся в дополнительном образовании - в центрах внешкольной работы, школах искусств, музыкальных школах, спортивных школах - значительно отличаются от своих сверстников:

- они в большей степени активны

- дисциплинированы

- свободны от комплексов

- способны к продуктивной совместной деятельности

- ответственны

- имеют хорошо развитый художественный вкус

- целеустремлены

- конкурентоспособны

- с хорошо развитыми лидерскими качествами.

Какие задачи решает дополнительное образование? Фокус дополнительных занятий направлен на процесс, а не на результат, когда ребенок без каких ограничений и проверок раскрывает свои способности. В этом и состоит цель дополнительного образования - сформировать всесторонне развитую личность, предоставив при этом возможности к творческому и профессиональному росту. Если рассматривать именно музыкальное направление детских школ искусств, то можно сказать, что занятия музыкой наиболее сложный мыслительный процесс для человека. Воспринимая музыку, человек выражает свое эмоциональное «я». Музыкальное произведение-это совокупность различной информации. Музыка часто передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. [1, c.352] Таким образом, дополнительное образование помогает:

- раскрыть социально-этическое значение гуманистических норм и правил поведения

- сформировать и развить творческие способности

- привить культуру общения, адекватно воспринимать здоровую критику

- помогает в профессиональном ориентировании

- воспитывает моральные качества и любовь к труду

Учреждения дополнительного образования помогают школьникам в накоплении социального опыта, в духовном и творческом развитии. Что такое гуманизм в широком смысле слова? Это мировоззрение, отношение к людям, любовь к родине, патриотизм, уважение своих корней, забота о близких, доброта и отзывчивость.[2, c.478] В нашей школе ведется большая работа по патриотическому воспитанию учащихся. Преподаватели всех отделений, обязательно включают в концертные программы образцы многонациональных патриотических произведений советского периода, посвященные Великой Отечественной Войне. Каждый год проводятся концерты для ветеранов нашего района. В настоящее время особенно актуальной становится проблема нравственности и гуманизма. Одно из эффективных средств воздействия на формирование внутреннего мира личности является приобщение к традициям своего народа через музыкальное искусство. Фортепианный отдел ДШИ каждый год проводит концерты, на которых дети исполняют музыку татарских композиторов, обработки татарских и русских песен, тем самым воспитывая в подрастающем поколении любовь к родному краю. Воспитать человека – тяжелый труд. Сфера дополнительного образования отлично справляется с этой задачей. Многие известные ученые, артисты, художники, писатели, спортсмены, политики начинали свой путь в спорт, науку и искусство с занятий в учреждениях дополнительного образования. А лучшая награда для любого преподавателя - знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения, какую бы профессию он не выбрал!

Список литературы:

1) Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников. - М.; Л. :Просвещение,1964,-352с.

2) Выготский Л.С. Психология искусства. - М., -Искусство.-1966.-478с.

3) Газман О.С. Гуманизм и свобода. -М.,1995,-2-5с.

4) Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе. -М.,1993

5) Стратегия развития воспитания в РФ до 29.05.2015г. №996-р.

6) Фромм Э. Воспитание гуманизма и нравственности. - Амрита, 2023


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика