Кононенко Оксана Ивановна,
преподаватель, концертмейстер
МБУДО «ДШИ №3»
Ново-Савиновского района г.Казани
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в последнее время в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере дополнительного образования. Эти изменения обусловили переосмысление роли и сущности патриотического воспитания подрастающего поколения во многих областях, в том числе и в областях, связанных с обучением и воспитанием детей.
Патриотическое и гражданское воспитание детей определяется как одно из наиболее приоритетных направлений в современной политике. Государство обращает на эту проблему внимание, разрабатывая программы и издавая законы.
Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему народу, с другой сохранение культурной самобытности каждого народа входящего в состав России. Патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам.
Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека. Музыка же, в системе искусств, занимает особое место.
По словам В.А. Сухомлинского, говорившего что «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [6, с. 20], роль музыки трактуется, прежде всего, как путь духовно-нравственного подхода к воспитанию личностных качеств подрастающего поколения.
Если музыка создаёт возвышенный, глубоко привлекательный воодушевляющий образ героя и вызывает горячие симпатии к нему, то слушателя увлекут и покорят идеалы и убеждения, выраженные в словах его и поступках. Таким образом, все человеческие качества можно отобразить и прочувствовать через музыкальные образы, в том числе и качества, связанные с героически-патриотическими эмоциями.
Чувство патриотизма дает огромную палитру ощущений и эмоций, здесь гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, это чувство свойственно всем национальностям и народностям, а Россия, как известно, многонациональная страна.
На каждом возрастном этапе, проявления патриотизма и патриотического воспитания, имеют свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно с более раннего возраста. Всего можно выделить три возрастные группы:
• Дети младшего возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
• Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в искренность поступков и решений. Именно этот отрезок жизни ребёнка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на него, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотически-гражданских чувств.
• В подростковом возрасте патриотическое восприятие формирует у молодёжи чувства высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Соответственно репертуар должен строиться исходя из возрастных особенностей учащихся.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании учащихся. Музыка способна воздействовать на чувства и на настроение ребёнка, способна преобразовать его духовно-нравственный мир. Учащиеся музыкальных школ учатся сопереживать, сочувствовать и участвовать в жизни другого человека посредством искусства звуков.
Тема возрождения традиций в сфере дополнительного образования детей, особенно актуальна в настоящее время в духовно-нравственной сфере. На сегодняшний день кризис духовного и культурного уровня населения нашей страны вызывает тревогу и опасения. Поэтому основополагающей задачей дополнительного образования является воспитание патриотически-гражданских, духовно-нравственных чувств.
Педагогический коллектив нашей музыкальной школы уделяет огромное внимание воспитанию и развитию патриотических чувств и высоких духовных качеств учащихся. Темы любви к Родине, любви к своим корням, темы гражданской ответственности и патриотически-нравственного подъёма влияют не только на выбор репертуара, но и на формы и способы воздействия на мировоззрение детей.
Безусловно, репертуар играет первостепенную роль, и выбор его напрямую связан с желанием преподавателей познакомить и влюбить детей в музыку своего края, своей страны.
Хоровой коллектив мальчиков под руководством В. И. Романова, на протяжении многих лет несёт огромный патриотически-духовный пласт, исполняя не только русские, татарские, чувашские и другие народные песни, но и произведения военных лет. Ребята с огромным интересом впитывают интонации народных мелодик, постигают азы исполнения национальных песен, где основной идеей является безграничная, всеобъемлющая любовь к Родине. Бережное сокровенное отношение к своим корням ребята впитывают через такие произведения как: «Калинушка», «Ой, ли ты дороженька» (русские народные песни), «Туган тел», «Апипа» (татарские народные песни) и многие другие. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоциоально-познавательной основы она не может появиться. Репертуар в данном случае играет основополагающую роль.
Одним из видов работ с учащимися является подбор по слуху, в том числе песен военных лет. Ребята знакомятся не только с музыкальной частью таких песен, но и с содержанием текстов, где передано сколько горя и лишений пришлось пройти нашему народу, для того чтобы наступил мир на земле.
Песни военных лет отличает достаточно глубокий, насыщенный мелодический и гармонический язык, сложные композиционные построения. Это довольно трудный материал для подбора, особенно для подбора учащимися, поэтому важно, чтобы преподаватель, сначала, проанализировал песни по степени их усложнения, от более простых к сложным, и предложил подобрать учащемуся ту песню, с которой он сможет справиться. Очень важно, чтобы характер и настроение песни совпали с характером и настроением учащегося, его желанием и заинтересованностью, тогда процесс подбора пойдёт гораздо быстрее.
Процесс подбора, как известно, нужно начинать с подбора собственно мелодии. Мелодии военных песен отличаются достаточно сложной мелодически-структурированной направленностью. Здесь и насыщенное скачкообразное движение, и моментальная смена направления мелодии и движение по полутонам с речитативно-речевым рельефом. Поэтому процесс подбора мелодии может занять значительное количество времени, особенно с начинающими музыкантами.
Многие песни военных лет отличает не только сложная мелодическая линия, но и довольно развитой гармонический план. Здесь можно встретить и отклонения из тональности в тональность и модуляционные переходы и сложно-структурированные аккорды. Всё это - безусловно связано с содержанием музыки, с её смысловой начинкой.
Даже, казалось бы, самые простые песни, на примере которых мы начинаем работу с начинающими, такие как «Катюша», «Три танкиста», «Смуглянка» имеют отклонение в своем гармоническом плане, поэтому важно подробно проанализировать с ребёнком все гармонические переходы, услышать краски различных аккордов.
Что касается фактурно-жанровых аккомпанементов, то для песен военных лет характерны фактуры всех основных жанров. Это и марш, и танец, и песня.
Песни маршевого характера, такие как: «Священная война», «Последний бой», «День Победы» и мн. др.- в основе своей имеют аккомпанемент в виде повторяющихся квинт, аккордов, передающих движение шага. Сюда можно вводить так же пунктирные зарисовки и связующие элементы, передающие звучание духовых инструментов, например, трубы.
Многие песни военных лет написаны в танцевальных жанрах. Это вероятно обусловлено тем, что, несмотря на смерть и горе, на лишения и страдания, жизнь продолжалась и были вечера, когда солдаты танцевали под звуки баяна и отвлекались, хотя бы на время, от тягостного состояния.
Среди танцевальных жанров главенствующее положение занимает вальс, фактурное клише, которого можно услышать в аккомпанементе многих песен, таких как: «Медленный вальс», «Весна 45-го года», «Синий платочек» и мн. другие. Для вальсового аккомпанемента характерна фактурная трёхдольность, где к аккорду добавляется бас на первую долю.
Не только вальсовый, но и «полечный» аккомпанемент нашёл свое применение в песнях военных лет. Достаточно большое количество песен написано в жанре польки - это: «Катюша», «Три танкиста», «Смуглянка» и мн. др. Для «полечного» аккомпанемента характерно разложение аккорда на более мелкие длительности, что придаёт произведению некоторую подвижность и весёлость.
Пожалуй, самыми сложными в подборе на слух являются так называемые песни-композиции, такие как: «Соловьи», «Журавли», «Эх, дороги» и мн. др. Здесь, в содержании песни, передается несколько настроений, что требует чередования фактур разных видов. Эти песни достаточно насыщены гармонически, присутствует множество отклонений и модуляций, соответственно такие песни для подбора надо давать учащимся старших классов, которые уже обладают основными навыками подбора.
Как показал опыт, дети с удовольствием знакомились и подбирали песни военных лет, они проникались теми состояниями, которые испытывал наш народ в период войны.
Патриотическое воспитание - это формирование у ребят высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Процесс воспитания патриотизма у детей средствами искусства будет эффективным в том случае, если его основной составляющей является нравственное содержание, основанное на духовном наследии отечественной и мировой культуры в целом. Подбор по слуху же песен военных лет, даёт возможность учащимся познакомится и прочувствовать ту боль, горе и страдания, которые испытала наша страна вовремя той войны.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей Родине - мы воспитываем патриота России.
Список литературы:
1. Виноградов В.Н. Русский детский фольклор. Иркутск 1930 г.
2. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры, межнациональное общение. Педагогика 1999г.
3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.Л. Родной край. Москва 1990г.
4. Зеньковский В.В. Психология детства. Москва 1996г.
5. Козлова С.Л. Я - человек: программа приобщения ребёнка к социальному миру. Москва 2001г.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |