Гургенидзе Анжелла Ахмедовна,
директор,
Вербицкая Ольга Геннадьевна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,
Еникеева Наиля Ахметовна,
заведующая методическим отделом,
МБУДО «ДМШ №11» Ново-Савиновского района
Гражданственность и патриотизм относятся к тем факторам объединения всего общества, общественного развития, которые никогда не теряют своей актуальности; а на сегодняшний день гражданско-патриотическое воспитание молодежи является одной из приоритетных задач государства и общества.
Атмосфера обучения в музыкальной школе имеет в этом плане неоспоримые преимущества: тесный контакт преподавателей с семьями учеников, доверительные взаимоотношения детей и взрослых в условиях индивидуальных и мелкогрупповых занятий; возможность обращения к лучшим образцам культурного наследия отечественных авторов (композиторов и художников) и их непосредственное эмоциональное переживание ребёнком как в ходе образовательного процесса, так и во внеурочной деятельности. К тому же возраст большинства наших учеников совпадает с сенситивным периодом становления гражданской позиции.
Важнейшей задачей для коллектива школы в этом направлении является системность подхода к гражданско-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на разных уровнях (внутри класса, школы, вне школы; в процессе освоения учебного материала и во внеурочной деятельности).
Система гражданско-патриотического воспитания в ДМШ № 11 включает в себя:
- Мероприятия военно-исторической тематики в рамках проекта «Нам жизнь завещано беречь», посвящённый событиям Великой Отечественной войны; патриотическое воспитание в ходе учебного процесса);
- Цикл мероприятий «Культурное наследие Родины», формирующий гордость за достижения отечественной культуры, любовь и уважение к национальным культурам народов, населяющих Республику Татарстан;
- Социальное партнёрство с внешними организациями (мемориал «Книга памяти», Республиканская детская библиотека, музей К. Васильева, телевизионный канал ТНВ и др.), выражающееся в мероприятиях на территории партнёров, совместных мероприятиях или мероприятиях партнёров для наших учащихся;
- Участие школы в городских и республиканских мероприятиях патриотической направленности;
- Виртуальные школьные фестивали детского творчества гражданственно-патриотической направленности.
Центральным звеном системы гражданско-патриотического воспитания является проект «Нам жизнь завещано беречь», реализуемый с 2014 года по сей день. Целью данного проекта является воспитание патриотических чувств в детях среднего школьного возраста. Основными задачами становятся:
1. привлечь к участию в проекте максимальное количество учащихся и их родителей;
2. дать правдивую, исторически достоверную информацию о событиях Великой Отечественной войны в доступной форме, способной вызвать у детей эмоциональный отклик;
3. приблизить события тех лет к нашим ученикам через личные судьбы членов их семей
Проект объединяет в себе различные формы и направления работы в условиях образовательного процесса ДМШ (Табл.1).
Разнообразие форм реализации проекта «Нам жизнь завещано беречь» от камерных мероприятий с охватом небольшого числа детей и их родителей, до больших итоговых концертов, где практически присутствует вся школа, даёт возможность творчески проявить себя преподавателям и учащимся, и их родителям, привлечь максимальное количество участников (Табл.2).
Ежегодно подводятся итоги работы в рамках проекта «Нам жизнь завещано беречь», лучшие материалы (концертные выступления, рисунки детей, семейные истории и т.п.) публикуются на официальном сайте школы в преддверии Дня Победы. Итогом поисковой деятельности по теме «Наши деды и прадеды. Никто не забыт и ничто не забыто», является пополнение школьной летописи новыми героическими историями из жизни семей преподавателей и учащихся.
Целенаправленная работа педагогического коллектива ДМШ №11 Ново-Савиновского района г. Казани, проводимая на постоянной основе с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию, предполагает формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных ценностей и социально- значимых ориентиров. Через по-дробное изучение и глубокое погружение, связанное со спецификой препо-давания в ДМШ №11, в национальную культуру и искусство, у детей и под-ростков возникает и растет чувство любви к Родине, крепнет патриотиче-ское чувство и, в целом, формируется ценностная система, обеспечивающая становление гражданственности и патриотизма будущих граждан своей страны.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |