Бадерина Елена Владимировна,
преподаватель МБУДО «ДШИ № 3»
Ново-Савиновского района г.Казани
«Народная песня, как сказочный источник воды,
давала композиторам силу и вдохновение,
учила их красоте и мастерству, учила любить человека и жизнь»
Д.Б.Кабалевский
Народная музыка — это огромный пласт музыкальной культуры, являющийся значимой и неотъемлемой частью народного творчества.
К сожалению, опрос учащихся и родителей показывает, что сейчас практически утрачена преемственность народного творчества, распространенная в прошлые столетия и позволившая множеству песен дойти до наших дней. Народная музыка перестала играть прикладную роль сопровождения всех жизненных явлений человека и прежде всего в семейном кругу.
Вместе с тем, знания о музыкальной культуре родного края способствуют воспитанию таких высоких качеств личности, как гражданственность и патриотизм, формирование которых выступает одной из актуальнейших задач нашего времени.
В приобщении детей к народному творчеству важной представляется роль музыкального образования, нацеленного на воспитание у учащихся интереса, уважения и любви к культуре своего народа, понимания ее значимости для мировой культуры, стремления к ее возрождению, развитию и накоплению народных культурных ценностей и передачи их следующим поколениям.
Помимо этой важной воспитательной задачи, знакомство с народной музыкой является необходимым аспектом в процессе музыкального обучения и воспитания как одним из музыкальных явлений, без которого картина музыкального мира для учащегося была бы весьма обедненной. И поскольку одним из основных компонентов культуры нашего края является русская народная музыка, а также музыка крупнейших русских композиторов, освоение ее имеет место в учебном процессе ДМШ и ДШИ в рамках каждой специализации, в том числе в процессе обучения детей на фортепиано, начиная с самых первых шагов приобщения к музыкальному искусству.
Методика освоения народной музыки в классе фортепиано включает разные формы работы с учащимися, обеспечивающие комплексный подход в решении поставленных задач и направленные на разностороннее развитие учащегося. Среди них имеют место как традиционные – освоение обработок русской народной музыки и оригинальных сочинений различных русских композиторов, так и инновационные виды, к которым относится подбор по слуху и собственное творчество.
Основу народного творчества, как известно, составляют песни. Сюжеты их многообразны и охватывают весь строй крестьянской деревенской жизни, все ее явления от рождения до смерти. Естественно, что учащиеся знакомятся с наиболее популярными песенными жанрами, такими как: колыбельная, хороводная, плясовая, потешка и др., доступными для детского восприятия.
Русские композиторы создали для детей множество обработок русских песен в различных жанрах, в том числе, составляющих так называемую «академическую» исполнительскую программу, включающую полифонию, крупную форму и пьесы, освоение которой является обязательным в обучении музыканта-исполнителя.
На данных примерах учащийся знакомится с особенностями народного музыкального языка, одной из которых является склад фактуры. Основываясь на том факте, что русским песням свойственно как одноголосное, так и многоголосное звучание, Ю.Н.Мельгунов, известный собиратель и исследователь русских песен 19 века отмечал, что многоголосное народное пение представляет собой полифоническую музыку. Характерным для русской музыки видом полифонической фактуры является подголосочная полифония. При этом множество обработок создано композиторами в форме канона – ярким примером имитационной полифонии. Позднее, с появлением инструментального сопровождения стала распространяться гомофонно-гармоническая фактура, широко используемая композиторами в создании жанровых музыкальных картинок с применением приемов подражания народным инструментам: гармошке, балалайке, свистульке и др., что можно услышать в пьесах «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, «Парень с гармошкой» из «Альбома для детей» Г.Свиридова, «Матрешка» из «Детского альбома для фортепиано» И.Парфенова. Учащийся в процессе освоения музыки может не только познакомиться с инструментами, но и проявить собственную фантазию в их использовании для озвучивания разных музыкальных тем.
В репертуарных списках для фортепиано представлен широкий ряд обработок на темы русских народных мелодий, написанных в форме вариаций и выступающих примерами «крупной формы». Несмотря на то, что вариационная форма пришла к нам из западноевропейской музыки, принцип мелодического варьирования был свойственен русской народной песне изначально, что возможно и побуждало композиторов к его использованию.
Представления об особенностях русской музыки, рассмотренных выше, закрепляются в процессе работы с учащимися над созданием аранжировок народных песен и создании собственных сочинений в национальном колорите.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что знание народной музыки, являющейся частью национальной культуры, возвращает нас к своим истокам, создает неразрывную связь прошлых, настоящих и будущих поколений, бережно относящихся к истории своего народа, ценящих и приумножающих ее духовные сокровища, которые поистине неисчерпаемы и не изучены по сей день.
Список литературы
1. История русской музыки: Учебник. Вып.1. / Сост. Т. Владышевская, О. Леващова и др. - М.: Музыка, 2013
2. Львов-Прач. Собрание русских народных песен с их голосами. - М.: Гос.муз.изд, 1955. - с.341
3. Мельгунов Ю.Н. Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями. - М.: Б. и., 1979
4. Примерные репертуарные списки для фортепиано. Приложение к программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ. / Сост. А.Алексеев, А.Батагова и др. - М., 1989
5. Русская музыкальная литература. Вып.2. Изд.5 под общей ред. Э.Фрида. - Л.: «Музыка», 1978
6. Рыбаков С. Русская песня / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - М., 1992
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |