Внеурочное комбинированное мероприятие для учащихся 5, 6 классов ДМШ и ДШИ «Поэт-герой в татарской музыке»

Валиуллина Марьям Равилевна, Штейкина Елена Альфредовна, преподаватели теоретических дисциплин МБУДО ДМШ №13 Кировского района г. Казани


1. Актуальность вопроса. Без прошлого нет будущего . Этот известный по-стулат всегда звучит своевременно и является ориентиром в духовно-нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Об-ращение к героическому наследию, к татарскому поэту-герою М. Джалилю, к его подвигу во имя Отчизны, к его поэзии и к музыке, связанной с его име-нем, -все это способствует осознанию значимости памяти, учит чтить, любить Родину и гордиться национальной культурой своей страны.

2. Пояснительная записка. Мероприятие адресовано учащимся 5,6 классов ДМШ и ДШИ и дополняет курс музыкальной литературы по историко- пат-риотическим темам.

3. Цель мероприятия. Воспитание у молодого поколения патриотических чувств, ощущения гордости за соотечественника, почтительного отношения к героическому прошлому.

4. Задачи мероприятия.

Развитие духовности, гражданственности, проявление любви к родному краю.

Стимулирование живого интереса к национальному культурному наследию.

Формирование мотивации к изучению истории родного края.

Воспитание уважительного отношение к общей памяти героев Отече-ства.

5. Тип мероприятия. Мероприятие является комбинированным, где объеди-няется внеурочное мероприятие – посещение музея-квартиры Мусы Джалиля и учебное занятие -урок. Такой комплексный подход к педагогическому про-цессу помогает более разнообразно, интересно и глубоко раскрыть саму тему мероприятия и достичь цели мероприятия.

6. Время проведения. Мероприятие проводится в первой половине февраля в преддверии дня рождения поэта Мусы Джалиля 15 февраля.

7. Ход мероприятия.

1)Внеклассное мероприятие. Посещение учащимися и преподавателями “Музея-квартиры Мусы Джалиля”.

2)Проведение урока в ДМШ.

8. Посещение музея-квартиры. Организуется экскурсия в “Музей-квартиру Мусы Джалиля” (г. Казань, ул. Гоголя, д.9, д.). Местным гидом проводится экскурсия, она адаптирована для учащихся 5,6 классов. Экспозиция музея -квартиры довольно интересно и наглядно демонстрирует факты из жизни Мусы Джалиля, погружая в мир поэта. И через живое общение и лекцион-ную часть экскурсовод знакомит ребят с биографией поэта(детство, жиз-ненный путь, подвиг), с его кругом общения: писателями, композиторами, музыкантами-исполнителями. Отдельно раскрывается тема героизма, подви-га.

9. Урок. Тема урока: «Песни всегда посвящал я отчизне. Поэт-герой в та-тарской музыке».

Цель урока. Углубить знания по творческому наследию Мусы Джа-лиля посредством знакомства с вокальным циклом Р. Яхина «В моабит-ском застенке» на стихи поэта.

Задачи.

Обучающие. Обогащать музыкальные впечатления, расширяя у детей музыкальный кругозор. Формировать музыкальный вкус и целостное пред-ставление о музыкальном искусстве Татарстана.

Развивающие. Развивать аналитические способности учащихся. Пони-мать идею и в целом музыкальный язык произведения. Познакомить обуча-ющихся с произведениями музыкальной культуры.

Воспитательные. Воспитывать в ребятах такое качество, как уважение к татарской национальной культуре. Пробуждать патриотические чувства и познавательный интерес к предмету путем обращения к истории.

Тип урока. Урок закрепления и формирования умений и навыков (обобщения и изучения).

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово к теме урока. 3. Фронтальный и индивидуальный опрос по домашнему заданию после посещения музея. 4. Анализ музыкаль-ного произведения.

5. Слушание музыкальных фрагментов. 7. Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Ход урока.

преподаватель

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы вновь встречаемся с поэтом-героем Мусой Джалилем, теперь уже в рамках урока. Мы с вами уже знаем, что Му-са Джалиль - татарский поэт, погибший в фашистских застенках. Ему по-смертно присвоено звание Героя Советского Союза. Настоящее имя Муса Мустафович Залилов (15.02.1906-25.08.1944) .

После посещения музея вам было дано задание выбрать и выучить по-нравившееся стихотворение, нарисовать по желанию картину-отклик по теме и коротко составить памятку по основным фактам биографии поэта.

И давайте продемонстрируем и расставим картины, которые вы нари-совали. Кто-то нарисовал памятник Джалилю. Кто-то - Джалиля в тюрьме. Кто -то комнату в экспозиции музея. Ребята рассказывают, что изобразили.

Преподаватель.

-Совершив подвиг, отдав жизнь во имя Отчизны и народа, Муса Джа-лиль остается с нами не только в подвиге. Как он продолжает жить?

Дети.

- Он живет в своих стихах, оставив богатое поэтическое наследие. Так-же поэт написал либретто к операм Жиганова “Алтынчеч” и “Ильдар”. Сде-лал перевод оперы В. А.Моцарта “Свадьба Фигаро” на татарский язык.

Тут ребята вспоминают экспозицию в музее, где находится рукопись перевода оперы.

- Поэт увековечен в памятнике. Монумент Мусе Джалилю расположен в самом сердце Казани и находится рядом с Казанским Кремлем и Нацио-нальным музеем. Авторы памятника Владимир Цигаль и Лев Голубовский.

-Его именем в Казани назван театр оперы и балета.

-Композиторы Татарстана писали музыку, обращаясь к подвигу, к личности поэта.

Преподаватель.

-Ребята, давайте вместе вспомним и назовем эти произведения.

Дети.

-Назиб Жиганов написал оперу “Джалиль” либретто А. Файзи.

Преподаватель

Дополним еще произведениями выдающихся татарских композиторов.

-Алмаз Монасыпов сочинил симфоническую поэму “Муса Джалиль”, Ренат Еникеев - поэму для чтеца, меццо-сопрано, смешанного хора и симфо-нического оркестра “Памяти Мусы Джалиля” и другие.

Преподаватель

-Поэзия Джалиля вдохновляла многих татарских композиторов на со-здание произведений. Среди них назовем: Латыпа Хамиди, Мансура Муза-фарова, Джаудата Файзи, Хусаина Ахметова, Мирсаида Яруллина и другие.

Сегодня обратимся к вокальному циклу Рустема Яхина “В моабит-ском застенке” на стихи поэта из “Моабитских тетрадей”. Ребята, давайте вспомним факты героического подвига поэта и историю возникновения “Моабитских тетрадей”.

Дети

Джалиль находился на фронте с 1941 года, в должности политрука. В 1942 году Муса был тяжело ранен и попал в плен. В лагере он вошел в подпольную организацию советских военнопленных. Осенью 1942 года фашисты создают мусульманский легион «Идель-Урал», рассчитывая на предательство военнопленных. Мусе поручили заниматься "культур-ным обслуживанием" военнопленных. Главным оружием подпольщиков в то время было слово, гневный, зовущий к борьбе стих поэта. Джалиль наладил в неволе выпуск листовок. Пленные планировали восстание на 14 авгу-ста. Деятельность подпольщиков дала свои результаты. Первый же баталь-он "легионеров", посланный на фронт, еще по дороге восстал и перешел к партизанам. Однако планировавшееся восстание 14 августа сорвалось по до-носу провокатора. Гитлеровские солдаты окружили барак культвзвода и сделали обыск. Были найдены листовки, Джалиля и его товарищей аресто-вали и отправили в Моабитскую тюрьму. Моабитская тюрь-ма, находящаяся в центре Берлина, отличилась пытками и невыносимыми условиями содержания заключенных. 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен.

До нас дошли две маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки с моабитскими стихами Мусы Джалиля.

На обложке первой тетради написано химическим карандашом по-немецки (для отвода глаз гитлеровских тюремщиков): "Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. Муса Джалиль. 1943-44 г." На по-следней страничке поэт оставил свое завещание: "К другу, который умеет чи-тать по-татарски и прочтет эту тетрадь. Это написал татарский поэт Муса Джалиль...

Преподаватель

-Ребята, сейчас мы обратимся к вокальному циклу Рустема Яхина. И давайте вспомним факты, которые увековечили память об этом выдающемся татарском композиторе.

Дети

Казанская музыкальная школа №3 носит имя Р. Яхина.

Одна из улиц Казани носит имя Р. Яхина.

В Казани, на улице Большая Красная, напротив здания Казанской кон-серватории, установлен памятник Р. Яхину.

Преподаватель

Вокальный цикл написал в 1954 году. В цикле 5 частей и каждая часть написана на отдельное стихотворение и носит свой заголовок.

1 часть «Песни мои»

2 часть «Лишь была бы волюшка»

3 часть «Счастья не вернуть»

4 часть «Последняя песня»

5 часть «Палачу»

Выбор композитора именно этих стихотворений позволяет проследить сюжетную, образную линию вокального цикла.

1 часть «Песни мои». Открывается цикл восторженным гимном искус-ству, песне, остающийся жить на века:

Песни, в душе я взрастил ваши всходы,

Ныне в отчизне цветите в тепле.

Сколько дано вам огня и свободы,

Сколько дано вам прожить на земле!

(Слушают фрагмент 1 части)

2 часть «Лишь была бы волюшка» – рисует пленника, тоскующего в темнице. Яхин показывает, что возникающий в его сознании образ внешнего мира даёт ему на мгновенье ощущение свободы. Это обращение к дочери, к родному дому, к родной стороне.

(Слушают фрагмент 2 части)

3 часть «Счастья не вернуть» – лирико-философское размышление о былых печалях и бедах, быстро забывающихся людьми, чья память хранит только воспоминания о счастливых моментах, всегда согревающих душу своим теплом.

(Слушают фрагмент 3 части)

4 часть «Последняя песня» –лирико-драматический монолог. Пре-красный лик земли и мрачная тюрьма, мир жизни и мир смерти, свобода и обреченность в плену – «Это песня моя - последняя», заключает стихотворе-ние Джалиль.

(Слушают фрагмент 4 части)

5 часть «Палачу» –драматический монолог. Стихи воссоздают образ героя, бесстрашно смотрящего в лицо смерти. Великой гордостью проник-нуто обращение узника к фашистам:

Не преклоню колен, палач, перед тобой,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придёт мой час – умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

И сразу же на смену ярости и гневу приходят слова мольбы:

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья

Колена преклонив, у Родины моей.

(Слушают фрагмент 5 части)

Познакомившись с вокальным циклом Рустема Яхина «В Моабитском застенке», я хотела, чтобы вы поделились своими впечатлениями, своими мыслями, сделали выводы.

(ответы учащихся)

Преподаватель

-Да, его творчество глубоко патриотично: Джалиль своими стихами передавал любовь к своему Отечеству, народу. Объектом искусства стала са-ма жизнь Джалиля. Его героический подвиг воспевают в стихах и песнях, по-эмах и кантатах, операх и драмах, его образ оживает в романах и симфони-ях, в картинах и скульптурах. Джалиль-поэт, Джалиль- пропагандист татар-ской музыки, Джалиль-музыкальный критик всегда будет привлекать иссле-дователей татарской музыки. Поэтическое наследство Джалиля было и оста-нется богатым источником вдохновения.

Хочется закончить наш урок последним куплетом «Песни мои» Джали-ля:

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Список литературы

1. Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. Учебник для музыкальных училищ и детских музыкальных школ. – Казань: КГК, 2007. - 491 с.

2. Исанбет Ю.Н. Муса Джалиль и татарская музыка. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1977. - 160 с.

3. Исанбет Ю. Н., Тазиева К.С. Рустем Яхин: Материалы. Письма. Воспоминания. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. – 431 с.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика