Валиуллина Марьям Равилевна,
Штейкина Елена Альфредовна,
преподаватели теоретических дисциплин
МБУДО ДМШ №13 Кировского района г. Казани
1. Актуальность вопроса. Без прошлого нет будущего . Этот известный по-стулат всегда звучит своевременно и является ориентиром в духовно-нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Об-ращение к героическому наследию, к татарскому поэту-герою М. Джалилю, к его подвигу во имя Отчизны, к его поэзии и к музыке, связанной с его име-нем, -все это способствует осознанию значимости памяти, учит чтить, любить Родину и гордиться национальной культурой своей страны.
2. Пояснительная записка. Мероприятие адресовано учащимся 5,6 классов ДМШ и ДШИ и дополняет курс музыкальной литературы по историко- пат-риотическим темам.
3. Цель мероприятия. Воспитание у молодого поколения патриотических чувств, ощущения гордости за соотечественника, почтительного отношения к героическому прошлому.
4. Задачи мероприятия.
Развитие духовности, гражданственности, проявление любви к родному краю.
Стимулирование живого интереса к национальному культурному наследию.
Формирование мотивации к изучению истории родного края.
Воспитание уважительного отношение к общей памяти героев Отече-ства.
5. Тип мероприятия. Мероприятие является комбинированным, где объеди-няется внеурочное мероприятие – посещение музея-квартиры Мусы Джалиля и учебное занятие -урок. Такой комплексный подход к педагогическому про-цессу помогает более разнообразно, интересно и глубоко раскрыть саму тему мероприятия и достичь цели мероприятия.
6. Время проведения. Мероприятие проводится в первой половине февраля в преддверии дня рождения поэта Мусы Джалиля 15 февраля.
7. Ход мероприятия.
1)Внеклассное мероприятие. Посещение учащимися и преподавателями “Музея-квартиры Мусы Джалиля”.
2)Проведение урока в ДМШ.
8. Посещение музея-квартиры. Организуется экскурсия в “Музей-квартиру Мусы Джалиля” (г. Казань, ул. Гоголя, д.9, д.). Местным гидом проводится экскурсия, она адаптирована для учащихся 5,6 классов. Экспозиция музея -квартиры довольно интересно и наглядно демонстрирует факты из жизни Мусы Джалиля, погружая в мир поэта. И через живое общение и лекцион-ную часть экскурсовод знакомит ребят с биографией поэта(детство, жиз-ненный путь, подвиг), с его кругом общения: писателями, композиторами, музыкантами-исполнителями. Отдельно раскрывается тема героизма, подви-га.
9. Урок. Тема урока: «Песни всегда посвящал я отчизне. Поэт-герой в та-тарской музыке».
Цель урока. Углубить знания по творческому наследию Мусы Джа-лиля посредством знакомства с вокальным циклом Р. Яхина «В моабит-ском застенке» на стихи поэта.
Задачи.
Обучающие. Обогащать музыкальные впечатления, расширяя у детей музыкальный кругозор. Формировать музыкальный вкус и целостное пред-ставление о музыкальном искусстве Татарстана.
Развивающие. Развивать аналитические способности учащихся. Пони-мать идею и в целом музыкальный язык произведения. Познакомить обуча-ющихся с произведениями музыкальной культуры.
Воспитательные. Воспитывать в ребятах такое качество, как уважение к татарской национальной культуре. Пробуждать патриотические чувства и познавательный интерес к предмету путем обращения к истории.
Тип урока. Урок закрепления и формирования умений и навыков (обобщения и изучения).
План урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово к теме урока. 3. Фронтальный и индивидуальный опрос по домашнему заданию после посещения музея. 4. Анализ музыкаль-ного произведения.
5. Слушание музыкальных фрагментов. 7. Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Ход урока.
преподаватель
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы вновь встречаемся с поэтом-героем Мусой Джалилем, теперь уже в рамках урока. Мы с вами уже знаем, что Му-са Джалиль - татарский поэт, погибший в фашистских застенках. Ему по-смертно присвоено звание Героя Советского Союза. Настоящее имя Муса Мустафович Залилов (15.02.1906-25.08.1944) .
После посещения музея вам было дано задание выбрать и выучить по-нравившееся стихотворение, нарисовать по желанию картину-отклик по теме и коротко составить памятку по основным фактам биографии поэта.
И давайте продемонстрируем и расставим картины, которые вы нари-совали. Кто-то нарисовал памятник Джалилю. Кто-то - Джалиля в тюрьме. Кто -то комнату в экспозиции музея. Ребята рассказывают, что изобразили.
Преподаватель.
-Совершив подвиг, отдав жизнь во имя Отчизны и народа, Муса Джа-лиль остается с нами не только в подвиге. Как он продолжает жить?
Дети.
- Он живет в своих стихах, оставив богатое поэтическое наследие. Так-же поэт написал либретто к операм Жиганова “Алтынчеч” и “Ильдар”. Сде-лал перевод оперы В. А.Моцарта “Свадьба Фигаро” на татарский язык.
Тут ребята вспоминают экспозицию в музее, где находится рукопись перевода оперы.
- Поэт увековечен в памятнике. Монумент Мусе Джалилю расположен в самом сердце Казани и находится рядом с Казанским Кремлем и Нацио-нальным музеем. Авторы памятника Владимир Цигаль и Лев Голубовский.
-Его именем в Казани назван театр оперы и балета.
-Композиторы Татарстана писали музыку, обращаясь к подвигу, к личности поэта.
Преподаватель.
-Ребята, давайте вместе вспомним и назовем эти произведения.
Дети.
-Назиб Жиганов написал оперу “Джалиль” либретто А. Файзи.
Преподаватель
Дополним еще произведениями выдающихся татарских композиторов.
-Алмаз Монасыпов сочинил симфоническую поэму “Муса Джалиль”, Ренат Еникеев - поэму для чтеца, меццо-сопрано, смешанного хора и симфо-нического оркестра “Памяти Мусы Джалиля” и другие.
Преподаватель
-Поэзия Джалиля вдохновляла многих татарских композиторов на со-здание произведений. Среди них назовем: Латыпа Хамиди, Мансура Муза-фарова, Джаудата Файзи, Хусаина Ахметова, Мирсаида Яруллина и другие.
Сегодня обратимся к вокальному циклу Рустема Яхина “В моабит-ском застенке” на стихи поэта из “Моабитских тетрадей”. Ребята, давайте вспомним факты героического подвига поэта и историю возникновения “Моабитских тетрадей”.
Дети
Джалиль находился на фронте с 1941 года, в должности политрука. В 1942 году Муса был тяжело ранен и попал в плен. В лагере он вошел в подпольную организацию советских военнопленных. Осенью 1942 года фашисты создают мусульманский легион «Идель-Урал», рассчитывая на предательство военнопленных. Мусе поручили заниматься "культур-ным обслуживанием" военнопленных. Главным оружием подпольщиков в то время было слово, гневный, зовущий к борьбе стих поэта. Джалиль наладил в неволе выпуск листовок. Пленные планировали восстание на 14 авгу-ста. Деятельность подпольщиков дала свои результаты. Первый же баталь-он "легионеров", посланный на фронт, еще по дороге восстал и перешел к партизанам. Однако планировавшееся восстание 14 августа сорвалось по до-носу провокатора. Гитлеровские солдаты окружили барак культвзвода и сделали обыск. Были найдены листовки, Джалиля и его товарищей аресто-вали и отправили в Моабитскую тюрьму. Моабитская тюрь-ма, находящаяся в центре Берлина, отличилась пытками и невыносимыми условиями содержания заключенных. 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен.
До нас дошли две маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки с моабитскими стихами Мусы Джалиля.
На обложке первой тетради написано химическим карандашом по-немецки (для отвода глаз гитлеровских тюремщиков): "Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. Муса Джалиль. 1943-44 г." На по-следней страничке поэт оставил свое завещание: "К другу, который умеет чи-тать по-татарски и прочтет эту тетрадь. Это написал татарский поэт Муса Джалиль...
Преподаватель
-Ребята, сейчас мы обратимся к вокальному циклу Рустема Яхина. И давайте вспомним факты, которые увековечили память об этом выдающемся татарском композиторе.
Дети
Казанская музыкальная школа №3 носит имя Р. Яхина.
Одна из улиц Казани носит имя Р. Яхина.
В Казани, на улице Большая Красная, напротив здания Казанской кон-серватории, установлен памятник Р. Яхину.
Преподаватель
Вокальный цикл написал в 1954 году. В цикле 5 частей и каждая часть написана на отдельное стихотворение и носит свой заголовок.
1 часть «Песни мои»
2 часть «Лишь была бы волюшка»
3 часть «Счастья не вернуть»
4 часть «Последняя песня»
5 часть «Палачу»
Выбор композитора именно этих стихотворений позволяет проследить сюжетную, образную линию вокального цикла.
1 часть «Песни мои». Открывается цикл восторженным гимном искус-ству, песне, остающийся жить на века:
Песни, в душе я взрастил ваши всходы,
Ныне в отчизне цветите в тепле.
Сколько дано вам огня и свободы,
Сколько дано вам прожить на земле!
(Слушают фрагмент 1 части)
2 часть «Лишь была бы волюшка» – рисует пленника, тоскующего в темнице. Яхин показывает, что возникающий в его сознании образ внешнего мира даёт ему на мгновенье ощущение свободы. Это обращение к дочери, к родному дому, к родной стороне.
(Слушают фрагмент 2 части)
3 часть «Счастья не вернуть» – лирико-философское размышление о былых печалях и бедах, быстро забывающихся людьми, чья память хранит только воспоминания о счастливых моментах, всегда согревающих душу своим теплом.
(Слушают фрагмент 3 части)
4 часть «Последняя песня» –лирико-драматический монолог. Пре-красный лик земли и мрачная тюрьма, мир жизни и мир смерти, свобода и обреченность в плену – «Это песня моя - последняя», заключает стихотворе-ние Джалиль.
(Слушают фрагмент 4 части)
5 часть «Палачу» –драматический монолог. Стихи воссоздают образ героя, бесстрашно смотрящего в лицо смерти. Великой гордостью проник-нуто обращение узника к фашистам:
Не преклоню колен, палач, перед тобой,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придёт мой час – умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
И сразу же на смену ярости и гневу приходят слова мольбы:
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья
Колена преклонив, у Родины моей.
(Слушают фрагмент 5 части)
Познакомившись с вокальным циклом Рустема Яхина «В Моабитском застенке», я хотела, чтобы вы поделились своими впечатлениями, своими мыслями, сделали выводы.
(ответы учащихся)
Преподаватель
-Да, его творчество глубоко патриотично: Джалиль своими стихами передавал любовь к своему Отечеству, народу. Объектом искусства стала са-ма жизнь Джалиля. Его героический подвиг воспевают в стихах и песнях, по-эмах и кантатах, операх и драмах, его образ оживает в романах и симфони-ях, в картинах и скульптурах. Джалиль-поэт, Джалиль- пропагандист татар-ской музыки, Джалиль-музыкальный критик всегда будет привлекать иссле-дователей татарской музыки. Поэтическое наследство Джалиля было и оста-нется богатым источником вдохновения.
Хочется закончить наш урок последним куплетом «Песни мои» Джали-ля:
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Список литературы
1. Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. Учебник для музыкальных училищ и детских музыкальных школ. – Казань: КГК, 2007. - 491 с.
2. Исанбет Ю.Н. Муса Джалиль и татарская музыка. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1977. - 160 с.
3. Исанбет Ю. Н., Тазиева К.С. Рустем Яхин: Материалы. Письма. Воспоминания. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. – 431 с.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |