Богомолова Рамзия Мунавировна,
директор,
Исмагилова Алсу Фагимовна,
заместитель директора, методист
МБУДО «Центр внешкольной работы»
Московского района г.Казани
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания в Центре внешкольной работы Московского района г. Казани с целью создания условий для личностного развития, самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде разработана и реализуется Программа воспитания. В основе гражданско-патриотического направления воспитания учащихся лежат ценности Родины и природы. Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности учащегося, поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров [1].
В Школе раннего развития «Филиппок» детей 4-6 лет воспитываем любящими свою малую родину и имеющими представление o своей стране, испытывающими чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Регулярно организуем выставки декоративно-прикладных работ, посвященные знаменательным датам России.
Учащихся младшего школьного возраста учим осознавать свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства, понимать значение гражданских символов (государственная символика России, Татарстана), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявлять к ним уважение. На занятиях в объединениях дети получают первоначальные знания по основам гражданских прав и обязанностей, ответственности в обществе и государстве. Неоднократно наши учащиеся становились участниками и победителями всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами», республиканского конкурса «Ребенок в мире прав» и др. В процессе знакомства с народными промыслами, праздниками, обычаями, дети осознают принадлежность к своему народу, к общности граждан России, учатся проявлять уважение к другим народам.
На базе нашего учреждения действует районная организация «Московская лига», охватывающая учащихся среднего и старшего школьного возраста, которая обеспечивает самоуправление – реальное и активное участие всех учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей при тесном взаимодействии с педагогом. Подростки ориентированы на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной гражданской социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной - добровольческие акции, получая ценный опыт, проявляя готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод. Районные конкурсы социальных проектов «Добрый город», «Моя инициатива» помогают детям осознать и принять свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе, свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности.
ЦВР является центром воспитательной, организационно-массовой работы в районе, в полной мере реализуя потенциал событийного воспитания для формирования духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и образовательной организации. Ежегодно количество участников массовых мероприятий составляет около 20 тысяч человек. На высоком уровне проводятся такие традиционные массовые мероприятия как районный этап республиканского конкурса «Без бергэ», районных этапов городского конкурса «Созвездие – Йолдызлык», «Татар егете», «Татар кызы», конкурс чтецов, «Лидер года», выставки декоративно-прикладного и технического творчества.
ЦВР — организатор и активный участник крупных мероприятий городского, республиканского, российского и международного уровней, таких как «День города», «День Победы», «Сабантуй». Центром проводятся: межрегиональный фестиваль авторской песни «Песня, гитара и я», республиканские конкурсы “Виртуальный мир в моем смартфоне”, “Судомоделирование”, “Скретч”, городской конкурс детской анимации “Мульпарад”, открытая городская выставка декоративно-прикладного творчества “Красота и богатство татарского орнамента”, городские конкурсы «Маленькие звезды большого города», «Музыкальный микс», «Как прекрасен этот мир». Участники этих мероприятий осознают свое единство с народом России.
Гражданско-правовое воспитание – непрерывный процесс на протяжении всех лет обучения ребенка. Педагоги Центра организуют воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с учащимися детского объединения, создавая и поддерживая воспитывающую предметно-пространственную среду для усвоения знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний), развивая социальное партнерство между Центром внешкольной работы и семьей для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности учащегося, используя в воспитании детей возможности учебного занятия по дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству; содействия успеху каждого ребенка [2].
Список литературы:
1. Николина Вера Викторовна, Повшедная Фаина Викторовна, Трушина Юлдус Хабибовна, Лебедева Ирина Владимировна, Клочкова Наталия Валерьевна Современное гражданское воспитание учащихся // Инновации и инвестиции. 2013. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-grazhdanskoe-vospitanie-uchaschihsya .
2. Никандров Николай Дмитриевич Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-vospitanie-v-sovremennoy-rossii.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |