Хайбуллин Ренат Равилевич,
директор, учитель истории и обществознания,
Зарипова Диляра Наилевна,
педагог-организатор
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85
с углубленным изучением отдельных предметов»
Ново-Савиновского района города Казани
Пояснительная записка
В первую очередь представленные материалы направлены на помощь в достижении метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, формирование универсальных внепредметных компетенций обучающихся, позитивной мотивации к обучению и самообучению. Формат интеллектуально-игровых мероприятий ориентирован на привлечение всего возможного спектра знаний и способностей ребёнка, включая элементы популярной культуры и современных реалий, с акцентированным предметным (тематическим) углублением. Воспитательный аспект мероприятия реализуется через подбор конкретных заданий, формирование самой атмосферы внеурочного мероприятия, совместную групповую работу обучающихся.
Актуальность обусловлена тем, что в рамках урочной и внеурочной деятельности тема «Тыл в годы Великой Отечественной войны» достаточно сложный материал. При этом наиболее важный с точки зрения формирования гражданской позиции и патриотизма у подрастающего поколения.
Цели мероприятия:
• развитие познавательного интереса обучающихся;
• способствование формированию патриотических ценностей, активной гражданской позиции, ценностного отношения к труду и людям труда;
• воспитание навыков коллективного сотрудничества, развитие интереса к самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся.
Интеллектуальная игра ориентирована на обучающихся 7-9 классов, объединённых в микрокоманды по 4-6 человек. Викторина (Квиз) состоит из 6 раундов по 5 заданий в каждом (3 этапа с текстовыми заданиями, 2 этапа с видео-заданиями или иллюстрациями, 1 этап с аудио-заданиями, всего – 30 заданий). Верный ответ на задание любого раунда приносит команде 1 балл (максимальное количество баллов – 30). Рекомендуемая общая длительность мероприятия – один урок (35-40 минут). Необходимое оборудование и расходные материалы: проектор/интерактивная панель, компьютер с аудиоколонками, бланки для ответов (возможна распечатка заданий).
Все задания, использованные в данной методической разработке, являются авторскими.
Основная часть
Сценарный план мероприятия
1. Организационная часть
Ведущий делит участников на команды по 4-6 человек, раздаёт бланки для ответов, сообщает о структуре викторины (квиза), системе оценивания и подведения итогов.
2. Вступление
Ведущий напоминает о ключевой теме мероприятия, озвучивает девиз мероприятия: «Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, … кто может и умеет … исправлять их» (В.И. Ленин).
3. Раунд №1. «БЕЛЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК»
В этом конкурсе необходимо как можно точнее ответить, что именно скрыто на данном изображении белым четырехугольником. Степень конкретизации определяется автором конкурса. В данном примере предложены агитационные плакаты периода 1941-1945 годов. Во всех случаях белым прямоугольником скрыты слова (всегда одно слово), которых вам и предстоит назвать. Время выполнения – 5 минут.
Ответы и комментарии:
1. Фашизм
2. Металл
3. Берлин
4. Урожай
5. Женщины
4. Раунд №2. «ПИРАМИДА»
Участники получают бланки с ключевым словом конкурса. Ответы ко всем заданиям состоят из букв, которые входят в загаданное ключевое слово (буква может повторяться). Перед каждым вопросом следует указание на количество букв в этом слове. Время на обсуждение каждого вопроса – 45 секунд.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: МОБИЛИЗАЦИЯ
3 буквы:
ОН отличается от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев.
4 буквы:
Короткий поднятый хвост, недоразвитые ключицы, длинные задние лапы – ЕГО характерные признаки.
5 букв:
В литературе, как правило, это разновидность нежити, оживлённые с помощью особого вида чёрной магии — некромантии.
6 букв:
В 1790 году ЭТУ усиленную крепость, считавшуюся к тому моменту неприступной, штурмом взял великий русский полководец Александр Суворов.
7 букв:
До 2011 года ТАК в России назывались органы полиции.
Ответы:
3 буквы – БАЛ
4 буквы – ЗАЯЦ
5 букв – ЗОМБИ
6 букв – ИЗМАИЛ
7 букв – МИЛИЦИЯ
5. Раунд №3. «МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛФАВИТ»
Необходимо по аудиофайлу (мелодия, песня, речь, заставка и т.п.) определить, что именно было загадано. При этом все задания объединены общей тематикой, а ответы расставлены в алфавитном порядке. Время выполнения – 7 минут.
Тема данного раунда – «Фонд обороны»/ «Фонд Красной армии». В годы Великой Отечественной войны на пожертвования населения (граждане жертвовали свои сбережения, свою заработную плату) формировались целые воинские части, оснащённые самой разной техникой. По традиции эти воинские части или эта техника получала собственное имя – в честь региона, города или республики Советского Союза, на средства населения которого они были сформированы или построены.
По мелодии необходимо опознать регион (союзную или автономную республику, область, город), о котором идёт речь.
6. Раунд №4. «ДЕШИФРАТОР»
Необходимо, используя предложенные изображения, по прямым или косвенным указаниям (ассоциациям) определить, что именно было зашифровано. Рекомендуется объединить все задания конкурса какой-либо единой темой или исчерпывающим перечнем. Время выполнения – 5 минут.
В данном примере во всех случаях зашифрованы города СССР, из которых в годы Великой Отечественной войны в ТАССР были эвакуированы предприятия (города не повторяются).
Ответы и комментарии:
1. Киев (памятник основателям – Кию, Щёк, Хорив и сестра их Лыбедь). Киевская прядильно-трикотажная фабрика.
2. Волгоград/Сталинград (Мамаев курган). Сталинградский судоремонтный завод.
3. Воронеж (карта Воронежской области). Воронежский завод №16.
4. Москва (герб города). Московский завод № 22 им. С. П. Горбунова.
5. Петербург/Ленинград. Ленинградский государственный оптико-механический завод.
7. Раунд №5. «СЛОВО ЗА СЛОВО»
В данном раунде последняя буква ответа на первый вопрос является первой буквой ответа на второй вопрос и так далее. Слова или словосочетания стоят в единственном числе. Все загаданные слова объединены одной темой – «Всё для фронта, всё для Победы!». Время на обсуждение каждого вопроса – 45 секунд.
1. За годы ВОВ было изготовлено 1 515 900 ИХ. В том числе авторства Дегтярёва и Шпагина.
2. За годы ВОВ было изготовлено 102 800 ИХ. Это включая САУ – самоходные артиллерийские установки.
3. ОН проходил от села Покровское через станцию Урмары, районные центры Кайбицы и Апастово до города Куйбышева (ныне – Спасск).
4. Среди НИХ в Татарстане в годы войны особенно отличились О.В. Курицына (14,5 литров), М.С. Букова (13 литров), М.И. Павличева (12,5 литров).
5. В годы войны в нашей республике успешно функционировали госпитали по лечению ИХ черепа, мозга, нервов, грудной клетки, брюшной полости, уха, глаза.
Ответы и комментарии:
1. Пулемёт.
2. Танк.
3. Казанский обвод.
4. Донор.
5. Ранение.
8. Завершение
Подведение итогов, награждение, заключительное слово ведущего.
Заключение
Основные преимущества реализации внеурочной деятельности в формате интеллектуально-игровой образовательной викторины (квиза):
• подготовка заданий такого плана, подбор материалов, разработка правил разных раундов, стимулируют развитие профессиональных компетенций педагогических работников, позволяют взглянуть на структуру своего предмета в неклассическом ракурсе;
• формат позволяет сочетать предметную направленность с активным познавательным и воспитательным аспектом, одновременно содействуя достижению и метапредметных, и личностных результатов;
• использование широкого круга общих знаний, отсылки к популярной музыке, комбинирование разных типов информации, позволяют сформировать у детей позитивную мотивацию к такого рода внеурочной деятельности, что значительно облегчает искреннее вовлечение в неё учащихся.
При этом внеурочные мероприятия такого плана просты в проведении, не требуют больших ресурсных затрат, динамичны и гибки с точки зрения тайминга проведения.
Список литературы
1. В труде - как в бою: очерки о ветеранах войны / [сост. И.А. Толстой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1985
2. Герои Советского Союза - наши земляки: сб. док. очерков и зарисовок в 3-х кн. / [сост.: З.И.Гильманов и А.К.Айнутдинов; Ред. кол.: З.И.Гильманов и др.]. Б.г. Кн.1. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1982
3. Герои фронта и тыла Татарстана: Факты и цифры о вкладе наших земляков в Победу в Великой Отечественной войне. – Казань: Отечество, 1999
4. На службе Родине / Я.Я.Гришин; науч. ред.И.Р. Тагиров.- Казань: Гасыр, 2005
5. История Казанского государственного медицинского университета. –Казань: Магариф, 2006
6. Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Авт.-сост.
А.А.Иванов, Ф.С.Хабибуллина. – Казань: Кн. Памяти, 2000
7. https://kitaphane.tatarstan.ru/tat_vov.htm
8. https://victorymuseum.ru/online-programs/
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |