Роль музыки в формировании патриотического сознания школьников

Хузина Дания Василовна,
заместитель директора по воспитательной работе, учитель музыки,
Яруллина Гульнур Мансуровна,
руководитель ШМО классных руководителей,
учитель истории и обществознания МБОУ «Школа №85»
Ново-Савиновского района г.Казани


Современная школа существует, живет и развивается, используя достижения современной эпохи, но в то же время и преодолевая трудности современного мира – мира, полного рисков, вызовов и неопределенности. В связи с этим нужно уметь реализовывать поставленные задачи государственной образовательной политики. Главное в борьбе за российское образование, за воспитание граждан России – это историческая Россия, культура достоинства ее народов.

Тема патриотизма актуальна во все времена, особенно сегодня. Патриотическая работа со школьниками включает в себя самые разные виды деятельности и опирается на различные научные подходы. Важно отметить, что музыкальная культура во все времена играла большую роль в деле развития личности. Музыка способствует формированию нравственных качеств, а также содействует реализации творческого потенциала современного школьника, так как в годы обучения детей в школе происходит становление личности человека. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Особое значение имеет развитие музыкального вкуса у подрастающего поколения в процессе социализации. Таким образом, одна из важнейших функций музыки – это воспитательная. Она осуществляется через различные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в быту.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что молодежь надо воспитывать на героическом прошлом нашей страны. Стержнем содержания музыкальных занятий, конечно же, является прошедшая проверку временем музыкальная классика. Огромную роль играет изучение творчества русских и татарских композиторов. Русская музыка – это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны. В произведениях русских классиков воспевается и патриотизм, и национальные герои – защитники Отечества, и несгибаемая воля русского народа к независимости, свободе, и уважения к традициям и культуре своего народа и других народов, и духовного единства россиян. Особенно ценной в этом отношении является ария Сусанина из оперы Глинки «Иван Сусанин», ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир», где герои размышляют о судьбах своей страны, спасении Москвы. Дети осмысливают красоту подвига во имя Родины. Педагог обращает внимание детей на тот факт, что композиторы часто обращаются в своем творчестве к образам героев. Героические образы присутствуют и в «Богатырской» симфонии, опере «Князь Игорь» А.Бородина, опере «Повесть о настоящем человеке» и кантате С. Прокофьева «Александр Невский» (фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский», триптих художника П.Корина), симфонии №7 Д.Шостаковича и других произведениях. Опера татарского композитора Н. Жиганова «Джалиль» пронизана проникновенными ариями Джалиля «Прощай, Казань», «Не верь» на стихи поэта-героя. Как правило, учитель начинает урок с беседы о жизни и творчестве композитора, дает историческую справку о написании того или иного произведения. Творчество композиторов несет в себе большую воспитательную ценность. На уроке дети узнают, что автор первого замечательного татарского балета «Шурале» Фарид Яруллин погиб на фронте в Великой Отечественной войне.

Примечательно, что дети выполняют рисунки к прослушанной музыке, принимают участие в различных конкурсах. Например, ученица Шакирзянова Д. стала победителем республиканского конкурса «Музыкальная палитра» с работой «Композитор Н.Жиганов за созданием оперы «Джалиль» (Приложение 1).

Одним из эффективных средств развития патриотических чувств на уроках музыки является вокально-хоровая работа. Разговор о силе духа, мужестве идёт также при знакомстве с песнями военных лет. Это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней. На уроках и концертах дети проникновенно красиво исполняют современные песни «Я хочу, чтобы не было больше войны» А.Петряшевой, «О той весне» Е.Плотниковой, «Ленинградцы» И.Шварца, песни военной тематики «Баллада о солдате» В.Матусовского, «Дороги» А.Новикова, «День Победы» Д.Тухманова и др. Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но также должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Музыкальное восприятие также способствует развитию более глубоких возможностей в сфере коммуникаций. Другая ее функция – становление связей между поколениями, что способствует сохранению традиций и ценностей своего народа, а значит и формированию патриотических чувств.

Большой потенциал в развитии чувства патриотизма у обучающихся имеет народное творчество. Очень важно вызвать у школьников интерес к народным мелодиям, а через интерес развить творческие способности и привить любовь к Родине, родной природе. Чем раньше мы приобщим детей к фольклору, народным праздникам, тем быстрее это даст ожидаемый результат. На уроках и во внеклассных мероприятиях дети знакомятся с богатой историей Республики Татарстан, которая служит перекрестком цивилизаций, местом, где народы различных культур и традиций объединялись, оставаясь идентичными. Все это можно проследить на национальных праздниках, которые проводятся в нашей республике и сопровождаются народными мелодиями. Одним из главных национальных праздников является Сабантуй – праздник плуга. Он уходит в глубокую древность и посвящен труду на земле, окончанию весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа. Еще одним важным праздником является Русский Каравон - праздник русского фольклора, где исполняются исконно обрядовые хороводные песни. Изучение, организация и проведение фольклорных праздников является средством патриотического воспитания обучающихся. С народной музыкой, народными инструментами дети также знакомятся в процессе организации концертов-встреч с артистами Татарской государственной филармонии имени Г.Тукая.

Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.

Список литературы:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., 2006. – 336с.

2. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение 1999.130.С.

3. Горелова, Л.А. Современный урок музыки: музыкальное воспитание школьников [Электронный ресурс]// Методический материал: [web - сайт] / https://infourok.ru/statyasovremenniy-urok-muziki-2413224.html

4.Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» (2023 International conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA– 2023)). 6-7 июня 2023 г.:сборник научных трудов / под ред. С. В. Ивановои?, И. М. Елкиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 708 с.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика