Овчинникова Вера Львовна,
учитель английского языка,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85
с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань
Молодежь всегда была самой инициативной составляющей нашего общества, именно поэтому формирование активной гражданской позиции, патриотизма необходимо начинать с юных лет, так как осознанное участие в общественной жизни помогает реализовать общечеловеческие ценности.
Кто же такой патриот? Это слово мы все чаще встречаем на страницах газет, журналов, литературных произведений, слышим с телеэкранов, на уроках и на внеклассных мероприятиях.
Слово патриот произошло от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк». Патриот — это человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. [1. https://gufo.me/dict/ozhegov ]. С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Патриотизм не наследуется генетически, а воспитывается обществом, школой.
Президент РФ. Владимир Владимирович Путин обратил внимание россиян о важности патриотического воспитания подрастающего поколения. «Может быть, не к месту Бисмарка вспоминать, но он служил когда-то в России, хоть и стал выдающимся немецким деятелем. Он как-то сказал, что войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя и священники. Это правильно. Это точно абсолютно. Воспитание молодых людей в духе патриотизма в самом хорошем смысле слова – чрезвычайно важно. Мы уже начинаем это делать. Свыше тысячи ваших коллег работают в школах и с детскими, подростковыми коллективами, и мы обязательно это будем делать, потому что одно дело – прочитать в книжке, посмотреть кино патриотического содержания, а другое дело – передать что-то на личном примере. Самое лучшее воспитание – это личный пример», — отметил глава государства. [2.https://бюи.мвд.рф/upload/site130/document_file/Konvenciya_o_pravah_rebenka.pdf https://mayakgazeta.ru/2023/12/14/prezident-otmetil-vazhnost-patrioticheskogo-vospitanija/ ].
Руководствуясь, словами нашего президента, хотелось бы вспомнить свое детство и юность, пришедшиеся на 80-е годы прошлого века. Мне посчастливилось родиться и вырасти как личность в то время, когда патриотизм не был просто словом. Для нас тогдашних, немыслимо было плохо отзываться о своей Великой Родине – СССР. Мы очень любили и гордились своим государством и героями, благодаря которым мы родились в самой лучшей стране в мире. Мне удалось пройти все ступени молодежного движения того времени. В первом классе нас приняли в октябрята «Внучата Ильича», все мы с огромной гордостью носили значок: пятиконечную красную звездочку с портретом юного Ленина. Мы учились только на «хорошо» и «отлично», помогали старшим, защищали слабых. Ведь только самых достойных по достижении 9 лет принимали во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина, под девизом: «Пионер – всем детям пример!».
Мы очень старались оправдать это высокое звание: Пионер! Я всегда принимала самое активное участие во всех делах и мероприятиях, которые проводились не только в нашей школе, а также в районе и городе, была членом школьного Совета дружины, звеньевой, а также членом районного Штаба пионеров. За активную работу с октябрятами мне дали звание «Пионер – инструктор», вручили удостоверение и специальный значок, который до сих пор очень бережно хранится у меня дома.
Когда мне исполнилось 14 лет, я вступила в ряды ВЛКСМ и стала комсомолкой. Мы считали себя очень взрослыми, став членами той знаменитой молодежной организации. Закончив школу, я не мыслила свою жизнь вне молодежных организаций, поэтому устроилась на работу старшей пионервожатой в обычную среднюю школу, недалеко от своего дома. Как же мы старались увлечь ребят своими идеями улучшения мира. Тогда казалось, что все нам по плечу, что наша страна нерушима и вечна. Мы даже успели принять третьеклассников в пионеры в очень торжественной обстановке возле НКЦ в 1991 году в апреле.
К великому сожалению, это был последний год существования Великой державы СССР.
В настоящее время, работая в школе учителем и классным руководителем, стараюсь воспитывать ребят в духе патриотизма и любви к своей Родине – России. В нашем классе работает клуб «Патриот». Каждый месяц к нам приходят работники мемориала «Книга Памяти» и проводят лекции о Великой Отечественной войне, чтобы ребята помнили тех, благодаря кому они сейчас живут. Кроме этого мы с учащимися занимаемся исследовательской работой, узнаем историю нашей страны и малой родины, беседуя с очевидцами тех событий. Ребята подготовили экскурсию по местам пионерского прошлого нашего района, которую проводили для учащихся нашей школы (для удобства был создан макет). Мы сделали альбом «Пионерское прошлое учителей нашей школы», который включает в себя небольшие рассказы и фотографии того времени, когда существовало пионерское движение.
Наши учащиеся – активные участники новой молодежной организации «Движение первых!».
Продолжая тему патриотического воспитания, хотелось бы добавить, что работая в пришкольном оздоровительном лагере «Каравелла», мы всегда старались особое внимание уделить именно этому. Такие праздники, как День России - 12 июня, День Памяти - 22 июня всегда очень торжественно отмечается в лагере. Ребята учат стихи, песни, участвуют в конкурсах, проводятся торжественные линейки, традиционно выезжаем в Парк Победы на экскурсию, которую проводят сотрудники мемориала «Книга памяти». Чтим память погибших минутой молчания у Вечного огня и возлагаем цветы.
Мало кто помнит военно – спортивную игру «Зарница». В нашем лагере мы проводим эту замечательную игру каждый год, ведь во время подобных мероприятий ребята понимают насколько важно быть сплоченными и ответственными не только за себя, но и за других.
Интеллектуальные образовательные мероприятия в нашей школе проводятся регулярно: викторины, квизы, брейн-ринг, игра «Что? Где? Когда?», квесты, которые развивают позитивную мотивацию, заинтересованность, личную и групповую рефлексию в детском коллективе, объединении.
Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения через детские общественные объединения в школе формирует у молодого поколения уважение к историческому и культурному прошлому России, к человеческой личности, а также возможность осознанного участия в жизни общества.
Список литературы
1. https://gufo.me/dict/ozhegov
2. https://бюи.мвд.рф/upload/site130/document_file/Konvenciya_o_pravah_rebenka.pdf https://mayakgazeta.ru/2023/12/14/prezident-otmetil-vazhnost-patrioticheskogo-vospitanija/
3. https://rostrud.gov.ru/upload/Doc/Конституция-Российской-Федерации-_принята-всенародным-голо.pdf
4. https://mayakgazeta.ru/2023/12/14/prezident-otmetil-vazhnost-patrioticheskogo-vospitanija/
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |