Абдреева Регина Ростямовна
Заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «Лицей №23» Ново-Савиновского района г.Казани
Патриотическое воспитание – это первая, важная задача нашей страны, всех образовательных организаций, семей. Это было, есть и будет важным во все времена. Мужество, самопожертвование, преодоление страха, трудностей, подвиги наших россиян на СВО – это великий подвиг патриотизма.
К сожалению дети сейчас зачастую погружены в гаджеты, а Интернет является источником информационной войны. Развитие интернета, свободный доступ к сети, анонимность размещения контента привели к взрывному росту числа ложных информационных сообщений на разных сетевых ресурсах. К этому даже подключился и искусственный интеллект, которым дети активно пользуются, уже способный генерировать контент, который сложно отличить от созданного человеком. В этих условиях ребенку сложно отличить, выявить и подвергать сомнению ложную информацию. Таким образом, он может быть подвергнут сомнениям в значимости патриотизма.
Тема патриотического воспитания одна из главных тем 21 века. Важна роль семьи и классного руководителя. В школе только классный руководитель может вложить, донести до сердец истинное значение патриотизма. Этому посвящены еженедельные «Разговоры о важном». Это колоссальная помощь, планомерная, разноформатная, разносторонняя работа. Но не стоит забывать, что одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал. Мы все помним слова Василия Александровича Сухомлинского «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». До родителей мы можем достучаться только на собраниях. Именно родители показывают свою приверженность, направляют свои знания на сохранение истории памяти о героях России. Это говорит о том, что необходимо проведение комплекса мероприятий не только с детьми, но и с родителями. Поэтому мной был разработан рабочий лист, в помощь классному руководителю, который не обременит его ни чем.
Рабочий лист привлечет внимание родителей на собраниях, представит новую информацию, поможет получить обратную связь. Рабочий лист на родительских собраниях станет инструментом, который вовлечет родителей в процесс.
И еще одно – невозможно привить ребенку ценности, если родитель этой ценности не ощущает сам. Нельзя насильно научить любить что-либо. Если родители не любят свою родину, свою страну, литературу, культуру, то, сколько бы мы не говорили, ребенок не научится любить. Он научится лишь не искренне повторять что-то за другими, не испытывая при этом собственных патриотических чувств. Это значит, что воспитывая патриота, родители должны ими быть. А задача школы довести до сердец родителей важность патриотического воспитания.
Комментарии к рабочему листу
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к нашему родному краю, к родному городу и ответить на главный вопрос нашей работы «Как воспитать патриота в семье?». Философы, экономисты, психологи, педагоги указывают на самые различные функции современной семьи: производственную, хозяйственно-бытовую, статусную, досуговую, психологическую. Однако семья характеризуется прежде всего тем, что осуществляет такую важнейшую функцию, как воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности. Задача семьи и родителей направлена на формирование в детях ответственного отношения к труду, идейным, моральным, духовным ценностям, среди которых на первом месте те, которые отражают отношение ребёнка к своему Отечеству.
Перед тем как мы начнем с вами родительское собрание, прошу обратить внимание на рабочий лист. И написать кто для вас является «патриотом». Ответы родителей . Что же такое патриотизм для вас? «Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, её движению вперёд. А это совсем не значит, что нужно всё время хвататься только за наше героическое прошлое. Нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее, и в этом залог успеха»– из выступления В.В. Путина в день 75-летия Победы
Патриотизм - это именно то, что наполняет собой слова «дом» «семья» «Родина», «Россия». Именно это мы помним всю жизнь, в это все мы влюблены с самого детства. Патриотизм – это любовь к своей семье, к Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
Перед вами цитата А.С.Макаренко. Как вы ее понимаете? Ответы родителей. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и поэтому родители несут большую ответственность за то, каким вырастет их ребенок, станет ли он настоящим патриотом и гражданином.
Я попрошу вас ответить на вопросы рабочего листа. Получилось ли у вас ответить на все вопросы? Давайте задумаемся о том, сколько времени в день мы отводим на разговоры с нашими детьми. Говорим ли мы о бабушках, дедушках, традициях, как давно вы рассматривали семейный альбом? Именно такие общие дела помогают родителям «завоевать» (не побоюсь этого слово, сейчас это актуально) доверие своих детей. Семейные праздничные вечера, шествие с родителями, бабушками или дедушками по нарядной площади на праздничный салют, парад – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Говорите с детьми, обсуждайте семейные праздники! Потому что чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Не зря говорят «Дома стены помогают». Давайте построим дом, стенами этого дома будут кирпичики. Какой кирпичик был бы важен для вас? Напишите. Ответы родителей. Вы должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже не сформируется.
Когда мы говорим о патриотизме, особенно в семье, очень часто ребенок становится свидетелем и участником наших разговоров. Задача родителей донести до ребенка, что каждый человек, это не просто ее житель. Наша страна – это все мы. От каждого из нас зависит то, как мы будем жить. Воспитывая, каждый родитель дает ему определенное понятие о патриотизме, гражданственности, его социальной роли, о том, что такое закон и порядок. Разница лишь в том, как родители это преподносят.
Самым ярким проявлением идеи патриотизма является Акция Бессмертный полк. Это самая яркая точка и высшее проявление добровольного, истинного, объединяющего патриотизма. Каков ваш опыт участия в акции? Как вы относитесь к такой акции?
В заключение нашей беседы мне хочется пожелать вам всем, чтобы ваши дети выросли достойными людьми, и стали надежной опорой не только для вас - родителей, но и для своих будущих семей.
Я вас попрошу далеко не убирать эти рабочие листы, придя домой обсудите в семье все эти вопросы, и вы убедитесь, что такие моменты объединяют, делаю вас крепче и сильнее.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |