Хаертдинова Альфия Наильевна,
учитель английского языка
МБОУ «Школа № 17» МБУДО ЦДТ «Олимп»
Приволжского района города Казани
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие по теме «Письма Победы» проводилось в преддверии 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Тема патриотизма является наибо-лее актуальной для нашей страны и каждого человека. В современное время главной про-блемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации. Необходимо воспитывать любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому. Все эти задачи решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Данное мероприятие актуаль-но и необходимо, так как позволяет познакомить учащихся с наиболее трагическими и патриотическими страницами нашей истории. На примерах подвигов героев Великой Отечественной войны формировать у учащихся интерес к истории и лучшие человече-ские качества. Необходимо не только рассказывать подросткам о событиях периода Ве-ликой Отечественной войны, но и помочь им осознать, что Победа над фашизмом - это важно и ценно для каждого из них сегодня, научить правильному отношению к этой па-мятной дате. Подростки - это будущее поколение защитников и патриотов своей страны. Если они научатся уважать и ценить то, за что сражались их прадеды, то они будут надежным оплотом для своей страны. А в будущем они смогут донести истинные патри-отические ценности своего народа следующим поколениям
В ходе работы над сценарием, я думала, что смогу донести патриотические ценности своим внеклассным мероприятием, прежде всего свой 6 класс. Я использовала фамилии своих учеников, в дальнейшем, как оказалось, мои ученики играли своих однофамильцев, многим из которых было присвоено звание Героя Советского Союза.
Целевая аудитория: все возрастные группы
Место мероприятия в работе классного руководителя:
Данное мероприятие занимает место в гражданско-патриотическом блоке воспитательной работы классного руководителя. Развивает чувство памяти, любви к Родине, патриотиз-му.
Планируемые результаты: учащиеся смогут:
1)существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны,
2) узнать о работе почты во время Великой Отечественной войны.
Познавательные цели:
воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ.
Воспитывающие:
- воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, выстоявшую в борьбе с фашизмом;
- показать мужество и героизм жителей и защитников города;
Развивающие:
- развивать интерес к историческому прошлому Родины;
- воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны
- развивать умение работать с дополнительной литературой, различными источниками информации;
развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности
Задачи:
- формировать чувства сопричастности к своему Отечеству и российской гражданской идентичности;
- обогащать и углублять знания обучающихся о героических событиях и фактах в период Великой Отечественной войны;
-формировать активную гражданскую позицию школьников,
- познакомить учащихся с работой почты в годы Великой Отечественной войны, используя подлинные документы.
- на примерах подвигов героев Великой Отечественной войны формировать у учащихся интерес к истории, формировать культуру общения и лучшие человеческие качества.
-воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,
-воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,
памятникам героям войны.
Форма проведения: Литературно-музыкальная композиция
Содержит отрывки из воспоминаний участников ВОВ.
В данном мероприятии используются: интегративный подход, технологии работы с аудио и видео материалами, здоровьесберегающие технологии, метод проекта; также бы-ли использованы словесные методы (рассказ), наглядные методы (демонстрация)
Подготовительная работа:
1. Сбор материалов о подвигах героев ВОВ
2. Знакомство учащихся с работой почты в годы Великой Отечественной войны, используя подлинные документы.
3. Просмотр фильма на тему ВОВ
4. Разучивание стихов и монологов на военную тему
5. Ознакомление с подвигами героев ВОВ
6 Создание презентации данного мероприятия
7 Ознакомление с материалами из школьного музея, посвященному ВОВ
8. Сбор воспоминаний прабабушек и прадедушек, участников войны и тыла
9. Распределение ролей
10. Развитие актерского мастерства и ораторского искусства (Индивидуальные репетиции)
Оформление: мультимедийная презентация «Письма Победы».
Участники: учащиеся 2, 6,8 классов
Информационное оборудование:
Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.
Презентация PowerPoint.
Письма Мустафина Абдуллы Абхаликовича
Письмо Жуковой Анны Матвеевны
Письмо Мартынова Вениамина Петровича (земляка, жителя поселка Кукушкино, участника ВОВ)
Письма Мустафина Абдуллы Абхаликовича
Интерактивное оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, комплекс оперативного контроля знаний.
Список используемой литературы
1) Письмо Мартынова Вениамина Петровича (земляка, участника ВОВ)
2) Письма Мустафина Абдуллы Абхаликовича
3) Письмо Жуковой Анны Матвеевны
4) С.А. Алексеевич «У войны не женское лицо».
5) Материалы из школьного музея
6) Отрывок из книги «Альманах Победы»
7) Воспоминания Мазур Пелагеи Егоровны 1933 г.р.
8) Воспоминания Мустафиной Равили Абдулловны
9) Стих «До свидания, мальчики» Б.Окуджава
10) Стих «Папе на фронт» Е. Благининой
11) Отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»)
Методические рекомендации.
Данное внеклассное мероприятие проводится в виде литературной композиции, посвященной Великой Отечественной войне. Слайды презентации демонстрируются на ин-терактивной доске, текст для каждого слайда читают заранее подготовленные ученики. По итогам мероприятия с помощью комплекса оперативного контроля знаний проводит-ся рефлексия (понравилось или не понравилось мероприятие, о чём заставляют задуматься прочитанные стихи военных лет и т.д.). Эта работа продолжается на уроках литературы, истории, обществознания.
Ход мероприятия
Ведущий 1 О Великой Отечественной войне уже много сказано, много написано книг. И сегодня посмотрим на историю этих четырех лет со слов солдатских писем, которых со-хранилось очень и очень мало. Разве что в архивах и в музеях.
Ведущий: Письма Победы, письма войны, письма счастья и горя, письма надежды… Фронтовые письма... За их потемневшими и полуистлевшими листками стоит невероятно огромная человеческая цена Победы. В посланиях с фронта, в датах их написания, в названиях мест их отправки, в скупых обмолвках о готовящихся операциях и, главное, в их настроении — история войны.
Ведущий1 Эти письма не просто ее свидетельства — это послание для нас, потомков по-бедителей. Чтобы помнили. Не забыли о том, каких жертв и лишений стоила Победа. К счастью, эстафета поколений продолжается. Память о подвиге отцов, дедов и прадедов жива. Мы решили назвать нашу композицию « Письма Победы» и посвящаем ее поколе-нию победителей и поколению нового века.
Сценка (Фон игры на улице)
Дети разговаривают между собой, к ним подходит мальчик
-Айда в мяч поиграем?
- Нет, не хочу. На улице жарко! Вот бы искупаться в речке!
- Мой папа сказал, что он взял отпуск и мы на этой неделе поедем на Черное море, будем купаться и плескаться в море!
- Мой папа тоже сказал, что послезавтра мы поедем к бабуле в деревню. У нее так хорошо! И лес, и речка есть недалеко от ее дома!
- Везет вам, мой папа еще в отпуск не выходит!
Внезапно мелодия обрывается и звучит голос Левитана об объявлении начала войны.
Дети застывают на местах, подходят родители детей, слушают сообщение.
Дети убегают, показывают панику, затем разбегаются.
3 ученик: Утром проснулась от страха. От незнакомых звуков…
Мама с папой думали, что мы спим. А я лежала рядом с сестричкой и притворялась, что сплю. Видела: папа долго целовал маму, целовал лицо, руки. А я удивлялась, никогда раньше он так ее не целовал. Во двор они вышли, держась за руки, я подскочила к окну- мама повисла у папы на шее и не отпускала его. Он оторвал ее от себя и побежал, она до-гнала и снова не пускает и что- то кричит.
Тогда я тоже закричала: «Папа! Папа!».
Проснулись сестричка и братик Сережа, и сестричка смотрит, что я плачу, и она закричала: «Папа!»
Выскочили мы все на крыльцо: «Папа!».
Отец увидел нас и как сейчас помню, закрыл голову руками и пошел, даже побежал. Он оглянуться боялся. Солнце светило мне в лицо. Так тепло...
И теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну.
Я была совсем маленькая, но мне кажется, что я осознавала, что вижу его в последний раз. Больше никогда не встречу. Я была совсем… совсем маленькая.
Так связалось у меня в памяти, что война-это, когда нет папы…
Сценка «Проводы на фронт»
Музыка «Марш прощания Славянки»
Построение солдат, перекличка (называют фамилии) ….
Наджафов, Жуков, Фахрутдинов, Мустафин, Ткачев, Шакиров.
Подходит генерал-майор Петров. К нему обращается командир отряда Хамракулов
- Здравие желаю, товарищ генерал-майор! Все призывники построены – командир отряда Хамракулов.
-Здравие желаю, товарищи красноармейцы! (Петров)
- Здравие желаю, товарищ генерал-майор!
- Товарищи! Враг бросает на фронт новые силы, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опу-стошают и разоряют наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Отступать дальше - значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину! «Ни шагу назад!» без приказа высшего командования. Единственной причиной ухода с позиций может быть только смерть!
Солдаты уходят на войну (под «Марш Славянки»)
Стих «До свидания, мальчики»
Ах, война, что ж ты сделала,
подлая: Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Солдаты после боя на отдыхе. Сидят на бревне, кто-то спит, кто-то разговаривает.
Кто-то пишет письмо.
Звуки боя, все убегают на войну (со сцены уходят)
В деревне, почтальон несет письма
Почтальона встречают люди и спрашивают
-Есть письмо?
-П: нет, а это письмо от Ульмаса и отдает письмо.
(читает Шакиров)
Привет с фронта! Здравствуйте, дорогие родители, сестры, братья!!! Посылаю горячий, чистосердечный, боевой привет и самые лучшие пожелания в вашей жизни и работе! По-ка жив и здоров, чувствую себя отлично, хотя больше месяца уже не ел горячей пищи и горячего чая не пил. Питаемся консервами, сухарями или хлебом, и сахар иногда дают. Ну, жизнь фронтовая проста: когда свободен, лежишь в лесу под кустами и спишь, а ино-гда приходится лежать в окопах вместо пехоты или работать как саперы. Вообще за меня не беспокойтесь. Кончится война, может быть, еще жив останусь и приеду домой после окончания срока службы.
Эх, эта война! Сколько городов перед моими глазами горели, превратились в кучи развалин, какие мосты в воздух подняли, а сколько богатства пропадает! Все рушится, все пропадает! Ну, пока все. Пишите, может быть, получу. Не тужите. До свидания. Останусь с приветом, любящий вас, ваш сын Ульмас Шакиров.
- Жив, жив, мой Улым Ульмас! (радуется)
-П: А, это вам, тетя Валя ( отдает письмо)
(читает Петров)
«Привет с фронта. Здравствуйте, моя дорогая жена Валя и дорогой сын Митенька. Кланяюсь я вам, свой пламенный и дорогой привет. И желаю вам всего хорошего в вашей жизни. А моя жизнь военная, передышки между боями. Скучаю по вам, мои дорогие, и надеюсь на скорую встречу. Пишу вам каждую пятидневку. Очень жду письма. Поцелуй деток, моя дорогая Валечка. Жди! Ваш муж Петров Михаил»
Женщины уходят, приходят бойцы
1 ученик: Сон
Никогда бы не поверил...я не знал о себе, что можно спать на ходу. Идешь в строю и спишь, натолкнешься на впереди идущего, проснешься на секунду, дальше спишь. Сол-датский сон всюду сладкий. А однажды в темноте меня не вперед, а в сторону качнуло, я и пошел по полю, иду и сплю. Пока в какую-нибудь канаву не упал, тогда проснулся- бе-гом догонять своих.
2 Ученик
Эх…, так есть охота….
3 Ученик
Вот мама моя такие караваи пекла. Аромат хлеба в начале улицы был слышен.
4 Ученик
Хлопцы, вы такие шаньги еще не ели, которые моя матушка делает…
5 Ученик
А что такое шаньги?
6 Ученик
Понимаешь, шанежки типа ватрушки, но ватрушки сладкие. А шанежки обычно несладкие: их делают с картошкой, творогом, сыром, сметаной. Моя матушка делала шанежки с картошкой. … Теперь только вспоминать остается…
7 Ученик
Ну, удивил, ватрушка… Энием пекла эчпочмак. Это треугольник с мясом и картошкой внутри. Прям во рту вкусно стало…
Боец отдает письмо почтальону, он относит его
Звуки боя, бойцы уходят
Ведущий 1:
По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 млн. писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Простые, маленькие солдатские тре-угольнички с лиловым штампом – «Проверено цензурой». Эти письма писались в пере-рыве между боями, в госпиталях, на передовой. Каждое письмо с фронта — это открове-ния людей, странички их радости и боли.
Ведущий 2:
Письма с фронта... В годы войны это единственная возможность людей услышать друг друга за тысячи километров. А сейчас и для нас это тоже возможность услышать голоса фронтовиков, наших земляков, узнать скромную правду о страшных для всей страны днях.
Сценка
Почтальон: Тетя Дуся! Вам письмо! Письмо!
Тетя Дуся: Ой, это от сыночка. (Разворачивает письмо, читает) Здравствуйте, дорогие мои… (плачет). (дрожащей рукой берет письмо, передает почтальону)
Дочка! Прочитай ты.
Почтальон: Здравствуйте, дорогая матушка. Первым долгом примите от меня красноармейский привет, во-вторых, сообщаю, что я в настоящее время жив, здоров, чего и вам желаю. Я был очень рад, когда получил от вас письмо. Мама, как не хватает мне ваших теплых рук. Когда вы вытаскивали горячий хлеб из печи. Всегда ожидаю почтальона, да и не только я один, как придет, сразу его окружим, когда он раздает письма. Но мне на вас обижаться не приходится, потому что вы меня не забываете, и часто пишите, за что вам большое спасибо. С тем до свидания, ожидаю вестей.
Ваш сын, Федор.
Почтальон: Вот видите! Жив! Жив ваш Федя!
Тетя Дуся: Ой, слава Богу, живой!
(Мать, прижимая письмо к груди, уходит).
- А, мне, есть?
Почтальон: - Сейчас, посмотрю, Анна Матвеевна! (ищет в сумке письмо)
Есть, держите!
(читает Жуков)
Здравствуйте, мои родные мама, папа!
Пишет вам ваш сын Михаил! У меня все нормально! Сбил первого врага, вогнав вражеский бомбардировщик в озеро! Сказали, что предоставят к награде! Здесь слышал стихо-творение, пишу вам эти строки. Они напоминают мне родной дом.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Ваш сын, Михаил Жуков.
-Анна Матвеевна: Ой, какое стихотворение хорошее! Я Мишеньке ответ тоже напишу! (пишет письмо и отдает почтальону, почтальон относит письма на фронт.)
Женщины уходят
На поляне бойцы, ученик (рассказывает)
Идет бой, я раненый лежу и вижу ко мне подползает немец здоровый такой и замахнулся лопаткой на меня, и хотел убить. Но увидел, что я весь в крови лежу, посмотрел на меня и подумал, видимо, что сам сдохну и передумал, не стал убивать, пожалел.
-Жуков: Смотрите, что мне мама написала! (читает сам)
…Дорогой и любимый Миша! Даю тебе наказ: продолжай также бесстрашно и муже-ственно громить фашистских псов…И другим сыновьям говорю: мои дорогие, любимые, отстаивайте каждую пядь советской земли, деритесь с проклятым врагом до последней капли крови!...Твоя мама.
Хамракулов: Молодец, твоя мама! Правильно говорит, правильные слова! Бойцы, фаши-сты подступают все ближе и ближе, но мы не отступим, мы будем бороться и громить этих фашистских гадов, за нами Родина- матушка!
Ученик
Перед боем татарин негромко, но чтобы все слышали читает молитву. « Бисмилла и рах-ману рахим, эй ходаем ярдамене бир!»
Ведущий 1Письма…Их носили в потаённых карманах гимнастёрок, согревали теплом своих сердец, их писали в перерывах между боями, в землянках, сидя у костра. В них ще-мящая грусть бойца и невыплаканные вдовьи слёзы, вера в Победу и трепетная любовь.
Сценка
На скамейке сидят и вяжут носки женщины, рядом сидит девочка с куклой, мальчик по-старше пишет в тетради.
-Давайте, напишем письма нашим отцам и братьям на фронт!
-Давайте!
- Только, наверное, не нужно писать, что нам кушать нечего! А то папка расстроится!
Ученик : Можно я прочитаю письмо, у меня прямо целое стихотворение получилось
«Здравствуй, папа, ты опять мне снишься, только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась, до чего ты прежний был во сне.
Папа! Ты вернешься невредимый, ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький, голубчик мой любимый, скоро к нам весна опять придет.»
Ученик : А я тоже письмо написал, можно мне тоже прочитать.
Который год идет война и папы моего нет дома.
Мне очень плохо без тебя, ты обещал вернуться скоро.
Ты знаешь, пап, наш дом сожгли, когда фашист кидал снаряды.
Но письма все твои мы сберегли, я их за пазуху в рубашку спрятал.
Я знаю, пап, ты у меня – герой, и орден на твоей груди!
Победа будет за тобой - ты только к нам живой приди!
Учительница: Какие же хорошие и добрые письма у нас получились. Молодцы, дети! Думаю, ваши отцы очень обрадуются, когда получат ваши письма!
Бойцы выходят на сцену и почтальон несет им письма, бойцы читают, радуются.
Внезапно мелодия обрывается и звучит голос Левитана об объявлении Победы
Все радуются, обнимаются.
Анна Матвеевна сидела на лавочке и смотрела на невесток. Вот они, кружась в танце, ед-ва заметным движением вытирают выступившие на лицо слезы. А Верка та и вовсе даже этого не делает, слезы так и текут по лицу.
Анна Матвеевна (мама Михаила Жукова)
- Вроде праздник, музыка в честь Победы задорная играет, ноги сами в пляс пускаются, а в глубине души все эти женщины знают: ради этого праздника они потеряли мужей и сыновей.
Ученик Победа ( музыка из фильма Тот самый Мюнхаузен)
Едем мы – вдруг откуда-то музыка. Фортепиано… Вот в этот день для меня кончилась война. Это было такое чудо: вдруг музыка! Другие звуки… Я как проснулся… Нам всем казалось, что после войны, после такого моря слез будет прекрасная жизнь…. Красивая. После Победы… После этого дня… нам казалось, что все люди будут очень добрые, будут только любить друг друга. Все станут братьями и сестрами. Как мы ждали этот день…
Ученик
Одно лишь помню: крикнули – победа! Весь день стоял крик… Победа! Победа! Братцы! Я сначала не поверил, так как привыкли уже к войне - вроде это и есть жизнь. Победа! Мы победили… Мы были счастливы! Счастливы!!!
(Выстраиваются все фронтовики)
Ученик Петров Михаил Петрович (1898-1941)
Советский военачальник, генерал-майор. В начале августа 1941 г. Петров принял ко-мандование 20-м стрелковым корпусом, который вёл оборонительные бои на гомельском направлении. В ходе Орловско-Брянской оборонительной операции в начале октября 1941 г. части и соединения армии попали в окружение. При выходе из окружения был тяжело ранен у деревни Голынка Брянской области и в возрасте 43 лет умер 10 октября 1941 г.
Петров Михаил Петрович был награжден званием Героя Советского Союза посмертно.
Ученик
Жуков Михаил Петрович (1917-1943)
Михаил Жуков охранял небо Ленинграда, 12 Января 1943 года в начале прорыва блокады Ленинграда командир звена 158-го истребительного авиаполка старший лейте-нант Жуков М.П., прикрывая наземные войска в районе поселка Московская Дубравка, вступил в бой с 9-ю немецкими истребителями. В разгар боя в бензобак попал снаряд и самолет Жукова взорвался... Это был 263-й вылет лётчика.
Жуков Михаил Петрович в возрасте 26 лет был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Ткачёв Фёдор Иванович (1917-1968)
В Великую Отечественную войну на фронте с октября 1941 года. Служил командиром 121-й стрелковой дивизии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старше-му сержанту Ткачёву Фёдору Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К этому времени его боевой счет составлял: около 400 вражеских солдат, 1 танк, 16 автомашин, 8 орудий, и подавил 4 ми-номётные батареи.
Джалил Бабирович Наджабов (1913 - 1971)
советский военнослужащий, гвардии полковник.
Наджабов находился в обороне под Краматорском, по приказу командования остановил подразделения противника и в течение часа организовал оборону второго эшелона. В этом бою капитан Наджабов был ранен, но не покинул поля боя. Гвардии подполковник Джалил Бабир оглу Наджабов был награждён орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, Боевого Красного Знамени, а также медалями «За бое-вые заслуги» и «За оборону Кавказа»
Мустафин Абдулла Абхаликович (1923-1986)
рядовой, 7й воздушно-десантный полк. С 1941-1945 года до самой победы участвовал в боях в составе воздушно-десантного полка. Участвовал в прорывах обороны Кенигсберга, Берлина. Орден Красной Звезды получил, когда вместе с бойцами Красной Армии удер-живал на своих плечах понтонный мост под Сталинградом для проезда военной техники. Был награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За победу над Гер-манией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., медалью «За взятие Кенигсберга», медалью.
Шакиров Ульмас Шакирович (1923-1998)
«22 июня 1944 г. в районе населенного пункта Шумилино У. Ш. Шакиров принял ко-мандование взводом на себя, отбил 3 контратаки противника. В бою было уничтожено 16 гитлеровцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 г. за образ-цовое выполнение заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство Шакирову Ульмасу Шакировичу в возрасте 21 года было присвоено звание Герой Советского Союза. Он награжден также орденами Ленина, Отечественной войны I степени, медалями.
Фахрутдинов Заки Юнусович (1921-2010)
Старший сержант, артиллерист, командир оружия.
С начала войны до самой победы участвовал в боях в составе резервного танкового кор-пуса ставки верховного главного командования. Участвовал в прорывах обороны про-тивника, в обороне Сталинграда и в рейдах по тылам противника. Награжден орденом Красной Звезды, медалью "За оборону Сталинграда", медалью "За победу над фашистской Германией".
Хамракулов Даврон Хамракулович (1919-2012)
Служил на Сталинградском фронте, воевал в составе 52 артиллерийской дивизии с первого дня Великой Отечественной войны, был командиром орудия, отступал с боями за Волгу, потом форсировал Волгу, освобождал Сталинград, Летом 1943 года участвовал в исторической битве на Курской дуге, близ села Прохоровка. Был тяжело ранен в битве на Курской Дуге, получил 13 пулевых и осколочных ранений.
Даврон Хамракулович Хамракулов - кавалер более двадцати военных орденов и медалей, а также правительственных наград».
Ведущая: Письма… Простые солдатские письма….
Сколько тепла в них, любви, романтизма,
Сколько в них веры в страну и народ,
Веры в победу, что скоро придет!
Веры, что враг все же будет разбит,
Что армия выстоит и победит!
Письма от времени так пожелтели-
Трудно прочесть, разберешь еле-еле.
Но знает их бабушка все наизусть,
Ведь в каждом из них было слово: «Вернусь!»
Учитель: Герои… Герои не умирают. Они остаются в нашей памяти…
Далее учитель объявляет минуту молчания ( звучит метроном)
Учитель читает Помните… все остальные выходят с плакатами бессмертного полка
Помните (отрывок из поэмы «Реквием»)
Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |