Корнеева Наталья Ивановна,
Заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №100 - «Центр образования»
Приволжского района г.Казани
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Самое большое счастье для родителей — вырастить здоровых и высоконравственных детей.
В нашем Центре образования воспитание патриотизма нераздельно связано с нравственным, эстетическим, гражданским и экологическим воспитанием.
Патриотизм — любовь к родному краю, родной земле, родному дому, к Родине — одно из самых сильнейших чувств человека. Патриотизм предполагает гордость за достижения выдающихся людей страны, за культуру своей Родины, выражается в стремлении прославить свой край, принести ему пользу, а также это ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с детства.
Целью гражданско-патриотического воспитания в нашем Центре образования является развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания и образования ребенка, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность обучающихся.
Достижение данной цели возможно через решения следующих задач:
• Образовательные:
- изучение нормативной базы;
- умение работать с методической литературой;
- создание наглядных пособий и использование их;
- изучение символики своего государства;
- создание развивающей среды в группе и в классе.
• Воспитательные:
- воспитание у ребенка любви к семье, родному дому, детскому саду, школе и привязанности к ним;
- воспитание гордости к защитникам Отечества и уважение к ним;
- развитие интереса к традициям своего народа;
- формирование толерантности, уважения к традициям других народов;
- воспитание в ребенке личности, способной встать на защиту своей Родины;
- организация экскурсий по значимым местам своего родного края;
- формирование патриотического чувства у детей с помощью изучения исторических ценностей своей страны.
Для достижения цели и решения этих задач в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №100-Центр образования» Приволжского района г. Казани созданы все условия.
Педагогический состав организует и проводит:
• тематические воспитательные часы, уроки мужества, уроки добра,
• торжественные митинги ко Дню Победы,
• игры, диспуты, КВН,
• волонтерские и тимуровские отряды;
организует Акции:
«Памяти павших — будьте достойны!!!».
«Памятник» (благоустройство обелисков, субботники на территориях вокруг памятников погибшим воинам-односельчанам микрорайона).
«Билет ветерану».
«Вахта памяти».
«70 тюльпанов» (в честь 70-летия Великой Победы посадили 70 красных тюльпанов).
«Красная гвоздика».
«Ветеран живет рядом».
«Мы помним о вас».
«Пожилой человек».
«Голубь мира».
«Сирень Победы» (совместно с ветеранами на территории школы посадили 13 кустов сирени).
«Весна Победы» ( было высажено 9 яблонь в честь 9 мая).
«Юнармия — я достоин тебя!».
«Спасибо деду за Победу!».
«Бессмертный полк».
• Встречи с героями, ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами боевых действий, ветеранами МВД.
• Олимпиады по обществознанию и правоведению.
• Парламентские уроки и встречи с политическими деятелями нашей страны и республики.
• Школьную научно-практическую конференцию «Зеленая лампа».
• Конкурс «ЭХО веков» (изучение истории своей семьи, семейных традиций).
• Изучение народных традиций.
• Чтение книг.
• Изготовление тематических поздравительных открыток, поделок.
• Участие в конкурсах строя и песни.
• Пушкинские чтения.
• Тукаевские чтения.
• Вечер Л.Н.Толстого.
• Классный час на тему: «Герой-поэт М.Джалиль».
Также в МБОУ «Школа №100 - Центр образования» действует музейная комната, созданная педагогами и жителями микрорайона. Комната имеет богатую экспозицию. В музейной комнате представлены уникальные архивные документы ветеранов-односельчан, которые воевали на фронтах ВОВ и ковали Победу.
В 90-е годы на территории нашего микрорайона ветеранов ВОВ насчитывалось несколько сотен человек, они были почетными гостями в школе. Время неумолимо мчится вперед.
Хочу сегодня рассказать о жителе нашего поселка, ветеране Вов, Кузнецове Федоре Семеновиче.
Выписка из военного билета №3008016 .
Год рождения: 2 сентября 1918года. Место рождения: Тат.АССР Пестречинский район д.Б.Отары. Национальность: русский; партийность: беспартийный; образование: окончил 4 класса; специальность: шофер; семейное положение: женат, четверо детей.
Призван комиссией при Юдинском районном военном комиссариате Тат. АССР; призван годным к строевой службе рядовым 1 мая 1939 года.
30 июня 1946 года на основе Указа Президиума Верховного совета СССР от 20.03.46 уволен (демобилизирован).
Военную службу начал в мае 1939 года в должности стрелка в 44 пограничном полку.
В декабре 1942 года по август 1943 проходил службу в 315 автополку на должности шофер. С первых дней войны Федор Семенович проявлял выдержку, отвагу. Как он говорил: «Отец учил бороться. Мать говорила Родина – это все!». Да я был шофером. Моя задача была доставлять боеприпасы на линию фронта. Фашист бомбил постоянно. Только ночью давал передышку. Вот ночью, с выключенными фарами надо было передвигаться. Зима 1942, начало 1943 года была суровая. Но я деревенский, привыкший. Я знал, что надо. Там ребята. Им нужно помочь. Так, слава Богу, и возил. Обратно раненых. Ой, ребятки, не дай Бог это все повториться. Но мы фашисту тогда дали пороху. Не ожидали они, что мы выстоим. Все понимали Сталинград сдавать нельзя. И не сдали. И пошли, и погнали его, фашиста. В августе 1943 был госпитализирован №1234. Излечение по апрель 1944года.
Молодое поколение, видевшее только по киноэкрану ветеранов, не может в полной мере понять и осознать ценность сегодняшнего МИРА. На сегодняшний день в нашем микрорайоне не осталось в живых ни одного ветерана ВОВ. Поэтому в 2015 году педагогический коллектив Центра решил сотрудничать с Республиканским Советом «Союз ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны и боевых действий» под руководством генерала-майора Ахата Гайнулловича Юлашева и полковника авиации Бориса Васильевича Гревцова и с Советом ветеранов МВД отделов полиции №8,9,10 города Казани под руководством полковника милиции Гусмана Хасиятулловича Закирова и майора милиции Рахимы Дамировны Исмагиловой. Совместно была создана Программа патриотического воспитания «Я — патриот России». В рамках программы ежегодно проводится республиканский семинар «Есть память, которой не будет конца...».
Дети в живую видят ветеранов ВОВ, участвовавших в сражениях Курской битвы, Сталинградской битвы и общаются с ними. Слышат напутственные слова героя СССР Бориса Кирилловича Кузнецова, героя России Газинура Гарифзяновича Хайруллина. Ребята воочию видят тех, о ком читали в книгах. Дошколята имеют возможность посидеть на руках у фронтовиков и потрогать их медали и награды. Военно-полевой хирург, живая легенда здравоохранения Республики Татарстан, Татьяна Андреевна Емелина на уроках мужества подчеркнула: «Память о жизни и героической борьбе солдат Красной армии должна остаться в сердцах будущих поколений! Они обязаны знать, какой ценой ковалась Победа и благодаря кому у нас мирное небо над головой».
Для нас это девиз в дальнейшей работе по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |