Патриотическое воспитание школьников в современных условиях (из опыта работы)

Кначукова Гузель Ринатовна,
Марданова Эльвира Рафаильевна,
Чернова Надежда Алексеевна,
учителя МБОУ «Гимназия №36»
Авиастроительного района г.Казани


Главная стратегия развития современной российской школы – это формирование высоконравственной, образованной, духовно богатой, и творческой личности. Сегодня, как никогда ясно: «от того, как мы воспитываем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [3]. Мы знаем, что без воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу – любовь к семье, Отечеству, к своей малой Родине.

В настоящее время правительство нашей страны рассматривает патриотическое воспитание в школе, как одну из главных задач образования детей и молодежи, и самую актуальную проблему современности. Слова президента Российской Федерации В. В. Путина: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм… Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства» [3].

Современная школа действительно внедряет новые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности. Воспитательную роль в системе российского образования играет важный современный подход к преподаванию таких базовых предметов, как история, русский язык, лите-ратура, культура народов России, основы традиционных религий нашей страны. Но важно учитывать, что сегодня подростки учатся, общаются, видят, слышат, читают не только в школе, они так же имеют доступ к интернет-контенту, из которого получают очень много негативной информации, разлагающей различные ценности общества. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Поэтому у государства на законодательном уровне имеются обоснованные требования к рекламе, к работе средств массовой информации, к сетям распространения печатной и видеопродукции.

Что значит быть патриотом сегодня? Как воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма? Как научить их любить свою Родину?

Патриотизм в России имеет глубокие исторические корни. Современному учителю необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. Естественно, мы ничего не должны идеализировать и ничего не должны повторять в том виде, в котором это было в прежние времена, десятилетия или столетия, копировать шаблоны или клише прошедших времён. Изучая прошлый опыт в области военно-патриотического воспитания, мы видим, что оно осуществлялось не путем назиданий. Будущее поколение шло по пути своих родителей, которые были для них живым примером и образцом. Молодежь прошлого посильно участвовала во всех делах семьи и общества. Тогда, в былые времена, не приходилось ломать голову над тем, как создать условия, способствующие развитию чувства патриотизма, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, и в первую очередь это был вопрос сохранения семьи, школьных традиций, Родины.

Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема. В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность. В настоящее время жизненными приоритетами современной молодежи становятся достижение материальных благ, при этом, не важно, каким путем они будут достигнуты, возможно, даже вопреки интересам других людей и семейных ценностей. По-этому перед учителями и педагогами в образовательных учреждениях сегодня так остро стоит задача возрождения чувства патриотизма среди детей и молодёжи.

Наше государство переживает сейчас не лучшие времена, живёт в условиях санкций, наложенных западными странами. Ухудшилась экономическая ситуация. На нашу страну обрушился шквал лжи, угроз, одёргиваний, освещения нашего прошлого в таких нелицеприятных красках, что становится очевидным – нашим недругам поставлена определённая цель – русофобия: разделить нашу нацию, внести сомнения в головы наших соотечественников и, особенно, молодёжи. Наступил тот самый крутой поворот в истории, когда настала пора вновь, как в годы различных войн, стихийных бедствий, объединиться, проникнуться благородными порывами и отстоять честь и достоинство, правду и величие нашей Родины. Показать всему миру свою любовь к России, к своей родной земле. «Патриотизм — это не движение против чего-либо, а движение за ценности, которыми располагают общество и человек. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души» [1, с.11].

На современную образовательную школу возлагается колоссальная ответственность, так как период обучения представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из до-школьного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед нами стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность с развитым чувством патриотизма.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, «патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов: целевые, социальные, функциональные, организационные» [2]. Решая задачи патрио-тического воспитания, планируя свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, наша гимназия применяет в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы. К традиционным формам работы относятся: классные часы с использованием презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, а также внеурочная деятельность «Разговоры о важном».

Одно из внеклассных мероприятий в нашей образовательной организации, как и во всех школах страны – это еженедельный подъём флага и пение гимна всеми учащимися. В нашей гимназии каждый понедельник школь-ники поднимают флаг и исполняют государственный гимн Российской Федерации и Республики Татарстан на двух языках (русском и татарском). В гимназии введен цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Каждую неделю на классных часах школьникам рассказывают о патриотизме и нрав-ственности, беседуют о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ. Школьники выполняют творческие задания, решают проблемные ситуации. Также в гимназии используются традиционные формы работы, такие как: поисковая и исследовательская работа, участие в социальных проектах, всероссийских акциях, конференциях, экскурсионная деятельность с посещением городов России и различных музеев, выставок, просмотр исторических и документальных видеофильмов, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. В старших классах проходят встречи с воинами-интернационалистами, ветера-нами боевых действий, героями России. Встречи приобретают практический характер, так как подросткам предстоит служба в рядах Вооружённых Сил нашей страны. Им важно знать из первых рук, что потребует от них армия, с какими трудностями они могут столкнуться и что необходимо для их пре-одоления. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству.

В нашей гимназии ежегодно в феврале проводятся мероприятия в рамках военно-патриотического воспитания. Традиционными стали мероприятия: «Смотр строя и песни», «Рыцарский турнир», «Битва хоров» https://cloud.mail.ru/public/Jums/qNhGTTJCT, акция «Письмо солдату», конкурс рисунков «Есть такая профессия - Родину защищать!», в которых принимают активное участие, как ученики гимназии, так и их родители. Тщательная под-готовка, долгое время репетиций и тренировок объединяет и воспитывает обучающихся https://t.me/gimnazia36.

Один из важных воспитательных моментов в жизни нашей школы – открытие музейного уголка в феврале 2021 года, посвященного истории нашей страны, республики. В годы Великой Отечественной войны с 1 октября 1941 года по август 1943 года в стенах нашей родной гимназии находился эвакогоспиталь №2782 на 280 коек. На стендах музейной экспозиции представлена информация, которую собирали учителя и учащиеся в течение многих лет, ни в одном музее республики нет столько важных исторических фактов и архивных документов: «Казань в годы войны стала одним из важнейших медицинских центров страны. На основании решения Государственного комитета обороны приказом Наркомздрава СССР № 485 от 08 октяб-ря 1941 года в ТАССР был создан отдел эвакогоспиталей и Республиканский комитет по оказанию помощи раненым бойцам и командирам Красной Ар-мии и Военно-морского флота. В первые месяцы войны раненых возили, используя городской транспорт: на трамваях и грузовых машинах с речного порта, железнодорожного вокзала. Со Сталинградской битвы Казань приняла 416000 раненых, только за июль 1942 года хирурги сделали им 1440 операций. А в госпиталях ТАССР прошли курс лечения 334 тысяч раненых и больных воинов, около 207 тысяч из них были возвращены в строй и око-ло 67 тысяч – к трудовой деятельности. Это равносильно тому, что госпитали нашей республики вернули на фронт 20 дивизий.

В мае 1942 года в госпиталь на лечение прибыл татарский поэт Фатих Карим. 14 апреля в жестоком бою в Смоленской области он был ранен осколком мины в левую ногу. Время пребывания в госпитале давало поэту возможность для творчества. Пережитое на войне было столь значительно, что здесь, в стенах гимназии, появляются на свет его новые произведения.

Фатих Карим, пройдя курс лечения в нашем госпитале, 30 августа 1942 года возвращается на фронт в 346-ю стрелковую дивизию. Он прошел всю войну, а 19 февраля 1945 года погиб героем в бою с немецкими захватчиками в Калининградской области в поселке «Победа», где был захоронен».

Ежегодно в памятную дату, 19 февраля, мы вспоминаем татарского поэта Фатиха Карима, трагические моменты нашей истории https://t.me/gimnazia36.

Многие учащиеся, принимавшие активное участие в поисковой работе, давно уже окончили гимназию, но их бесценный труд, связанный с историей школы, помогает воспитывать подрастающее поколение.

В 2015 году к 70-летию Победы на здании нашей гимназии была установлена мемориальная доска в память о том, что здесь был эвакогоспиталь, и каждый год в День Победы все учителя и учащиеся гимназии собираются на митинг, чтобы почтить память героев Отечества.

Педагогика патриотизма – это целостный воспитательный процесс, сущностью которого является любовь и чувство патриотизма к семье и Ро-дине. Патриотическое воспитание осуществляется на уроках, внеклассных и общешкольных мероприятиях, на которых развивается и закрепляется осо-знанное желание жить для своей страны, понимать её традиции, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество, развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту её интересов и территориальной целостности.

Список литературы:

1. Вырщиков А. Н., д. пед. наук, проф. Настольная книга по патриотическо-му воспитанию школьников, М.: «Глобус», 2007.-11с.

2.http://alekseevsky-mncpt.ru/ Современные проблемы патриотического вос-питания

3. http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика