Гисматуллина Гузелия Фердинандовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №103»
Ново-Савиновского района г.Казани
«Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис.
Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья.
Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, воспитывайте человека»
Китайская пословица
Патриотические чувства не возникают сами по себе – надо воспитывать их в ребёнке. Поэтому патриотическое воспитание предполагает постепенное воспитание у учащихся чувство любви к Родине и постоянную готовность к защите ее. При этом воспитывать патриотизм - это неустанная работа, которая должна проводиться не только в домашних условиях, но и на занятиях. Ключевым аспектом патриотической воспитания детей является внедрение этой темы в различные образовательные дисциплины, включая математику.
Математика является предметом, который требует очень много решений и вычислений, и таким образом может сложиться ощущение, что это очень неудобно для всего воспитания, а тем более воспитания патриотизма. Впрочем, математическая подготовка в школе не может быть связана только с передачей учащимся определенного количества знаний, навыков, определенных образовательными стандартами. Учитель математики ставит перед собой еще одну и не менее важную задачу - реализацию возможностей его предмета для развития личности учащихся.
Большую роль в подготовке математики по патриотическому воспитанию играет выбор задач математики для занятий с учетом дидактики и методического требования. Составлять подобные задачи на уроках не так уж и трудно. Главное - выбрать материал, оставляющий яркий опыт в душе ребёнка. Можно сочинить целый урок по определенной теме морали, патриотизма, а можно использовать только одно задание.
Рассмотрим несколько способов, как можно привить патриотизм детям на уроках математики в начальной школе.
Первый способ - использование культурных контекстов в математических задачах. Можно ввести задачи, основанные на архитектурных памятниках Родины. Разбирая такие задачи, учащиеся изучают математику, но при этом также узнают о культурном наследии своей страны, что способствует формированию патриотического чувства.
Задача 1. Найдите высоту одного яруса, семи ярусной башни Сююмбике, если ее высота 58м. Все ее ярусы одинаковые. (Рассказать о башне Сююмбике)
Задача 2. Казанский зооботсад был основан в 1806 году. А в 1829 году Казанский зооботсад приобрел первые участки на берегу озера Кабан. Сколько прошло лет от основания зооботсада до приобретения на берегу озера Кабан?
Второй способ, как привить патриотизм детям на уроках математики, - использование исторических примеров в математических задачах. Это не только поможет им развить математическое мышление, но и вызовет интерес к истории своей страны, что способствует формированию патриотического отношения.
Задача 3. Решите примеры, запиши полученные ответы в порядке возрастания, и раскодируйте зашифрованное слово.
90 - 50 - 10 = ? (А) 2 • 8 - 7 = ? (В) 18 ? 6 + 17 = ? (Т)
15 ? 3 - 5 = ? (Д) 19 – 17 + 8 = ? (Я) 20 + 30 - 10 = ? (Е)
100 – 80 + 30 = ? (В) 6 • 2 - 9 = ? (Е)
Получили «Девятаев». На экране фото и информация о Михаиле Петровиче Девятаеве (8 июля 1917-24 ноября 2002) — гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза. Совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике.
Таким образом, использование патриотических элементов на уроках математики может сделать процесс обучения более увлекательным и позволит развивать не только математические навыки, но и чувство принадлежности к Родине. Это поможет детям осознать важность патриотизма и его связь с разными сферами жизни, в том числе и с математикой.
Список литературы:
1. Кожабаев К. Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе [Текст]: /К. Г. Кожабаев. - М: Просвещение, 1988. -79с.
2. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / автор - составитель И.А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2010. – 163с.
3. [Электронный ресурс]-URL: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/yekologicheskie-zadachi-dlja-nachalnoi-shkoly-s-otvetami-po-matematike.html (дата обращения: 8.02.2024).
4. [Электронный ресурс]-URL: https://mypresentation.ru/presentation/zadachi_voennoprikladnogo_xaraktera_vklad_uchenyx_matematikov_v_oboronnuyu_moshh_strany_vo_vremya_velikoj_otechestvennoj_vojny (дата обращения: 8.02.2024).
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |