Газейкина Ольга Владимировна,
педагог-психолог
ГАОУ «Адымнар-Казань»
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современного общества. Проблема патриотического воспитания наиболее ак-туальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной ду-шевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью все-гда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и полити-ческие изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной [1, с 8.].
Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нор-мами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность [2, с.15].
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование патриотизма как личностного каче-ства.
Под патриотическим воспитанием в начальной школе понимается по-степенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение родной культуры, великих свершений народа [3 c.44].
Согласно Федеральному государственному образовательному стан-дарту общего образования (ФГОС ООО), внеурочная деятельность приобре-тает новую актуальность: новые стандарты закрепили обязательность ее ор-ганизации. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ООО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение пла-нируемых результатов освоения основной образовательной программы ос-новного общего образования. Внеурочной деятельностью можно назвать любую организуемую педагогами деятельность школьников вне урока. Вне-урочная деятельность организуется в таких формах, как «...кружки, художе-ственные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, крае-ведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно по-лезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.» [4, с. 25].
Большое внимание уделяли вопросам патриотизма отечественные педагоги XIX века: П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они счи-тали, что природа, семья, обще¬ство, народ, религия, а особенно язык и история с ран-него детства воздействуют на ребенка, прививая патриотические чувства, любовь и уважение к ис¬тории, культуре России [5, с.52].
Период младшего школьного возраста по своим психологическим ха-рактеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подража-тельность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь [6, с.126].
Правильная организация работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
В исследованиях отечественных ученых отмечается, что данному возрасту соответствует психологические особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания:
– данный возрастной период характеризуется интенсивным накоплением знаний, их выборочным усвоением, доверчивым подчинением авторитету учителя, повышенной восприимчивостью, внимательностью;
– учащиеся начальных классов осознают свое поведение, сравнивают себя с другими; – в данном возрасте совершенствуется нервная система, быстро развивается психика ребенка;
– восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью»;
– внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему;
– младший школьный возраст начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, которая является фактором становления новообразований личности;
– данный возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма [7, с.324].
Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны.
Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать исто-рию своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Патриотическое воспитание формирует такие нравственные качества, как: любовь к родному краю, желание видеть родной город хоро-шеющим и процветающим, любовь к своему народу и к семье.
Любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка силь-ные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохра-нению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопро-сы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и за-частую вызывают лишь недоумение.
В нашей школе «Адымнар» уделяется много времени патриотиче-скому воспитанию своих учеников. Одно из нововведений по патриотическо-му воспитанию школьников произошло на государственном уровне – это торжественное церемония поднятия флагов, исполнение гимнов РФ и РТ, ор-ганизация и проведение уроков по изучению государственных символов страны. В рамках внеурочной деятельности проводятся уроки «Разговоры о важном», на которых учителя рассказывают школьникам об основных теку-щих событиях, происходивших в нашей стране. С 2023 года создаются пат-риотические детские движения «Орлята», со своей атрибутикой и принципа-ми работы, которые заключаются об уникальной возможности проявить себя и узнать больше о стране, в которой мы проживаем.
В воспитательном плане начальной школы проводятся мероприятия патриотического направления. Наша задача - правильно организовать рабо-ту в данном направлении.
Хотелось бы выделить следующие важные мероприятия, которые спо-собствуют формированию патриотизма.
Театральные постановки, которые проходят среди первых классов, направленные на привитие любви к Родине через чтение и игру на сцене, русских народных и татарских сказок.
Параллель вторых классов исполняют танцы народов мира, с обяза-тельным изучением культуры и обычаев выбираемой страны.
Учащиеся третьих классов исполняют песни военно- патриотической направленности, в конкурсе песен военной славы.
Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного ис-кусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем бо-гата наша великая Родина, что составляет стержень национального характе-ра. Параллель четвертых классов участвует в народных играх, весеннем празднике «Масленица- весёлый хоровод».
Помимо этого, проводятся различные формы работы: проведение бе-сед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных ча-сов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и окружающему миру с той целью, чтобы вызвать гор-дость у ребёнка за наших соотечественников, за красоту и бескрайние про-сторы нашей Родины, конкурсы поделок ко Дню пожилых, к 23 февраля, 9 мая, конкурсы детских рисунков по патриотическому направлению. Тема Великой Отечественной войны- остается ведущей в этой работе. Дети читают стихи о военной поре, слушают песни военных лет, встречаются с ветеранами войны. Принимают участие в акции «Бессмертный полк».
Школьники участвуют в Благотворительных акциях «Доброй Казани» в сборе гуманитарной помощи солдатам СВО, пишут письма на передовую.
Обязательно принимаем участие в Парламентском урока 2024 «Выби-раем будущее», где дети рисуют на тему: «Моя семья выбирает», пишут со-чинение н «Мы будущие избиратели», эссе «Гражданин. Власть. Выборы»
Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэто-му невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины - изучение своей се-мьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Ро-дины, её традиций, истории. Такая работа осуществлялась на уроках окру-жающий мир, классных часах, где дети выполняют проектные, творческие работы по изучению своей семьи.
Работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере дол-жен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учи-тель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И бу-дет результат этой работы.
Таким образом, патриотическое воспитание сегодня является одной из актуальных задач школы. Младший школьный возраст является благопри-ятным для патриотического воспитания, поскольку в этом возрасте дети ак-тивно получают и накапливают знания о жизни общества, о взаимоотноше-ниях между людьми, о различных способах поведения. Также в это время взрослый является для них авторитетом и примером, что способствует успешной воспитательной работе. Именно поэтому на данный момент такое нравственное чувство как патриотизм является одним из личностных резуль-татов начального образования.
Список литературы:
1.Данилюк А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; / под ред. Л.П. Савельевой. – М.: Просвещение, 2009. – 24с.
2.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Ай-рис-пресс, 2002.-212с.
3.Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педа-гогика. 1998. № 5. с. 112
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного об-щего образования, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897
5.Лихачёв В.Т. Педагогика. М., Юрайт. 2005. 607с
6.Крылов А.А. Психология. М., Проспект. 2001. 576
7.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2014. – 794 с.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |