Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Бронникова Эльвира Камилевна, заведующий
Ахсанова Роза Василовна, старший методист
УМС ИМО Управления образования ИКМО г.Казани
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам


В современных условиях особую важность приобретает обращение к культурному наследию прошлого, духовному опыту, накопленному человечеством за многие века. Именно поэтому в наши дни обретают такую высокую значимость музеи, как хранители ценностей прошлого. Для патриотического воспитания наиболее реальным путем к ребячьим сердцам стало продолжение, а во многих случаях возрождение школьных музеев, направления работы которых достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный и воспитательный процессы.

В образовательных организациях Авиастроительного и Ново-Савиновского районах действуют 38 школьных музеев, из них 21 этнографический и 17 –военно-патриотических. В 43 учреждениях созданы уголки Боевой славы и Музейные комнаты. Памятники и мемориальные доски закреплены за 19 образовательными организациями.

Школьные музеи являются центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.

Целью школьных музеев патриотической направленности является создание условий для приобщения обучающихся к гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи: вовлечь детей в научно-исследовательскую деятельность; формировать их гражданское сознание и патриотизм; развивать интерес учащихся к истории, политике, к жизни людей, к своей семье; формировать гордость за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе; способствовать становлению активной жизненной позиции; воспитывать чувство патриотизма, гуманизма, нравственных и культурных ценностей.

Уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Деятельность музея значительно расширяет кругозор учащихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, творческую сферы личности.

Гражданско-патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи служат школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, в создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению. В учреждениях района создано 17 краеведческих музеев, уголков и музейных комнат.

Значение краеведческой работы переоценить трудно. Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, друзья, соседи делают историю своего района, города, республики, а, значит, и страны.

Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже усваивает и программные темы. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который позволяет научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться от намеченного и делать собственные выводы. Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, цифрами, фактами.

Из учащихся, которые проявляют особую заинтересованность созданы советы музея. Именно эти ребята проводят экскурсии для учащихся, участвуют в разработке и реализации многочисленных акций, принимают участие в конкурсах различного уровня, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, реставрационными и оформительскими работами.

Формы работы в школьном музее различны: ревизия фондов музея и оформление летописи школы, поисковая работа и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда, тематические встречи, оформление выставок, проведение праздников и многое другое.

Школьный музей является не только хранителем экспонатов, документов, но и местом, где проводят музейные уроки. Общаясь в музее с педагогами, школьники через призму визуального восприятия принимают историю, которая принимает живые очертания. Формируя наглядно-действенное мышление, школьник активнее запоминает информацию, воспроизводит полученные знания и может применить ее в жизни.

Таким образом, деятельность музея в школьной образовательной организации представляет собой системообразующую структуру, в рамках которой осуществляется образовательная и воспитательная деятельность, ориентированная на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основным показателем эффективности деятельности школьного музея является личность, формирующая целостное понимание исторического развития страны, ценящая значимость ее культурного и исторического прошлого для современности.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика