Созинова Юлия Сергеевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №82 комбинированного вида»
Кировского района г.Казани
Цель: Формирование у детей целостных представлений о Республике Чувашии, об особенностях культуры, быта, традиций чувашского народа.
Проблема: Не сформирован познавательный интерес к национальной культуре чувашского народа.
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Продолжительность: сентябрь – ноябрь 2023 г.
Актуальность
В настоящее время в России большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. Именно в дошкольном возрасте закладывается чувство любви к родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Дети не рождаются злыми или добрыми, равнодушными или сопереживающими. Воспитание патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно реализовано без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.
Мы живем в Республике Татарстан, в Казани. Дети много знают о своем городе и республике, его культуре, национальных традициях. Они любят и гордятся, что живут здесь. РТ окружают пять республик: Чувашия, Башкортостан, Удмуртия, Мордовия и Марий Эл.
Проведя опрос и беседы с детьми о соседних республиках, мы выявили, что знания малы и поверхностны.
Было принято решение: вызвать у детей интерес к Республике Чувашии, поближе познакомить с её культурой, обычаями и народными играми, так, чтобы детям и родителям захотелось посетить данный край, попробовать национальные блюда, поучаствовать в национальных играх на празднике «Сабантуй», а также передать свои знания о Чувашии другим детям в нашем детском саду на общем празднике, посвященном Дню Народного Единства и ярмарке Народов Поволжья.
Участники: Дети старшей группы № 4, воспитатели группы, родители детей.
По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с особенностями культуры, быта, традициями чувашского народа; вызвать интерес к изучению истории других народов, живущих рядом с нами.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и уточнять представления детей о республике Чувашии, символике, достопримечательностях, промышленных предприятиях.
2. Формировать знания об истории и культуре, природе, национальной одежде, традициях и обычаях чувашского народа;
3. Познакомить детей с национальными блюдами и напитками Чувашии:
хуран - кукли, хуплу, большой и малый шартан.
Развивающие:
1. Развивать память, внимание, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор.
3. Развивать двигательную активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство любви к своей Родине, республике через познание культуры другого края.
2. Формировать чувства толерантности, патриотизма, гражданственности.
3.Формирирование уважения к культурному наследию своего народа.
4. Формирование духовно-нравственных отношений.
Формы совместной деятельности:
с детьми - проведение ОД и совместной деятельности с детьми; беседы; настольные и народные игры; упражнения; художественное творчество; чтение народных сказок и стихов чувашских поэтов, праздник « День народного единства».
с родителями – родительское собрание, рекомендации для родителей по организации выставки товаров и народных промыслов республики Чувашия, подготовка детям чувашских костюмов, общие и индивидуальные беседы, консультации, совместная работа с детьми (репетиция обряда), помощь в оформлении и выступление на ярмарке Республик Поволжья
Ожидаемый результат
Дети знают: название республики Чувашии, столицу город Чебоксары, символику республики, достопримечательности, природу родного края. Имеют представления о народных обычаях, народных промыслах, национальной одежде, национальных блюдах Республики Чувашия. Они гордятся достижениями и соседством с Республикой Чувашией. Играют в национальные игры, читают стихи, рассказывают сказки.
Родители понимают важность воспитания патриотических чувств в дошкольном детстве, сотрудничают с детским садом.
Продукт проектной деятельности
Выступление со старинным чувашским обрядом «Вызов дождя» на празднике ко Дню Народного Единства, участие в ярмарке Республик Поволжья.
Материальная база: проектор, доска, ноутбук, презентация «Республика Чувашия для дошкольников», слайды по темам, художественная литература, иллюстрации, дидактические игры, национальные костюмы и головные уборы, лепбук «Республика Чувашия», альбом «Что я знаю о Чувашии», альбом «Республика Чувашия», предметы быта чувашского народа.
План реализации проекта:
1 этап подготовительный:
сбор и накопление информации, создание развивающей среды, вовлечение родителей в образовательный процесс
Сентябрь,2023год:
2неделя
-Разработка плана реализации проекта
«Чувашский край, люби и знай»
-Подбор необходимого материала, иллюстраций по теме «Республика Чувашия» (президент, столица, символика, географическая карта) Определение последовательности работы с детьми
Познакомить с государственной символикой Чувашии
3 неделя
-Изготовление макета кукол в национальной чувашской одежде (девочка и мальчик)
-Проведение родительского собрания для вовлечения родителей в процесс совместного знакомства с республикой Чувашии. Познакомить с чувашским национальным костюмом
Определить план подготовки к итоговому мероприятию
4 неделя
-Подбор художественной литературы: сказки, стихи, рассказы чувашских писателей и поэтов (совместно с родителями)
-Консультация для родителей «Формирование патриотических чувств на основе знакомства с культурой и традициями чувашского народа» Обучающая литература, интернет Подготовить художественный материал для дальнейшей работы с детьми
Повысить уровень знаний родителей по теме
II этап основной:
Формировать и расширять представление детей об особенностях культуры, быта, традиций чувашского народа.
Октябрь 2023год
1 неделя
- Беседа «Республика Чувашия»
-Слушание гимна Республики Татарстана и Республики Чувашия (аудиозапись)
-Нахождение на карте Республик Поволжья Республики Чувашия (РЧ)
-Рассматривание плаката с изображением герба, флага, иллюстраций о РЧ
-Беседа «Путешествие по Чувашии»
(монумент Матери, национальный парк «Чаваш Вармане», национальный Музей, Музей Чапаева, Свято-Троицкий монастырь, художественный Музей, Музей «Чудесная вышивка»
-Презентация о городе Чебоксары, столице Чувашии
-Чтение чувашской сказки «Дети ветра»
Рассматривание книги с иллюстрациями
-Беседа «Раиса Сарби – чувашская детская поэтесса» (сказка «Тарнаккай», портрет писательницы) Формировать патриотические чувства
Вызвать интерес к РЧ
Уточнить представления о символике РЧ
Формировать нравственно-патриотические чувства
Познакомить с достопримечательностями и красивыми местами Чувашии, дать первоначальные представления о памятниках культуры.
Уточнить представления о современном городе, чем он знаменит, что там производят (фабрика «Акконд», трикотажная фабрика и пр)
Ознакомление с чувашской народной сказкой. Продолжить развивать интерес к чувашской культуре
Познакомить с писательницей Чувашии, с содержанием сказки.
2 неделя
-Беседа «Национальный костюм чувашского народа» (сапун –платье; черситти –передник; тухья –головной убор; обувь –пушмак и пр)
-Рассматривание национальной чувашской одежды (куклы девочка и мальчик)
-Выставка «Элементы чувашского орнамента» (на мольберте)
-Рисование «Укрась передник» (чувашский орнамент)
-Изготовление родителями чувашского головного убора Познакомить с чувашским национальным костюмом, названиями деталей костюма, когда и куда его одевали, сравнение праздничного и повседневного костюма.
Познакомить с праздником «Сабантуй»
Познакомить с элементами орнамента чувашского народа, его названиями.
Закрепить знания об особенностях чувашского орнамента, его цветового решения, композиционного оформления передника.
Вовлечение родителей в процесс подготовки к празднику
3 неделя
-Беседа и рассматривание иллюстраций
«Чувашское национальное блюдо»
(хуплу –пирог с мясной начинкой
хуран-кукли –вареники с соленым творогом и зеленым луком; большой шартан и маленькие шартанчики –мясной шарик с начинкой из печени и лука; напиток из калины и яблока без сахара)
-Д/игра «Приготовь Чувашское блюдо»
-Лепка «Хуран –кукли»
-Чтение произведений чувашских писателей: Ивана Яковлева «Автан», Валентины Чаплиной .
-Хороводная чувашская игра «Пекарь», «Ручейки»
-Консультация для родителей «Традиционные национальные чувашские блюда»
-Беседа с родителями «Подготовка к ярмарке» (выбор чувашских блюд)
Дать представления о традиционных национальных блюдах Республики Чувашия, названия, из чего приготовлены, где их можно попробовать.
Вызвать интерес к национальной кухне Чувашии. Закрепить названия блюд и ингридиенты.
Закрепить названия национальных блюд. Познакомить с приемами лепки чувашских вареников
Воспитание духовности и патриотизма, знакомство с миром чувашской детской литературы.
Познакомить с правилами и традициями народных чувашских игр. Вызвать положительные эмоции
Формировать представления о национальных блюдах Чувашии, их названия, состав.
Обсудить меню из национальных блюд Чувашии, кто готовит.
4 неделя
-Занятие «Самое интересное о Чувашии»
-Чтение наизусть стихов о Чувашии
«Я Чувашию люблю», «Чувашская земля», «Живет тут удивительный народ» и пр.
-Беседа и рассматривание карты Республики Чувашия «Природа и животный мир» (карта Республик Поволжья, карточки диких животных, растений)
-Д/игра «Кто живет в лесу»
«Что растет в саду»
- Беседа «Как в старину вызывали дождь» (старинный чувашский обряд)
- Совместно с родителями создание альбома «Самое интересное о Чувашии»
- Чувашская хороводная игра «Тухья»
-Совместная репетиция обряда «Вызов дождя» (родители, воспитатели, дети, муз.руководитель) Закрепить представления детей о Республике Чувашия, её символике, чем она славится, интересные места, национальные блюда и костюмы, орнамент.
Формировать уважение, толерантность к чувашскому народу.
Уточнить и расширить представления детей о растительном и животном мире Республики Чувашия
Закрепить названия животных, растений, деревьев в РЧ.
Дать представления об обряде, его значение, кто проводил, последовательность событий.
Систематизация самых интересных с точки зрения детей фактов о Чувашии.
Развитие познавательного интереса к чувашским народным играм.
Формировать интерес и уважение к культурному наследию других народов, живущих рядом с нами.
III этап заключительный:
Обобщить и систематизировать знания дошкольников о бытии, культуре, традициях чувашского народа
Итоги проекта
- Выступление детей совместно с родителями на празднике, посвященном Дню Народного Единства. Дети показали чувашский народный обряд «Вызов дождя», читали стихи, водили хоровод.
-Посещение выставки «Республики народов Поволжья», на которой родители представили Республику Чувашия национальными сувенирами, промыслами, традиционными чувашскими блюдами, атрибутами и костюмами, и интересными рассказами.
Ноябрь, 2023 год
1 неделя
- Подготовка родителями и воспитателями чувашских национальных костюмов для выступления детей
-Выступление детей на празднике, посвященном Дню Народного Единства
Чувашский обряд «Вызов дождя»
-Оформление стола - Республика Чувашия на ярмарку Республик Поволжья (родители и воспитатели)
-Выступление родителей на ярмарке Республик Поволжья (родители в национальном чувашском костюме интересно и доступно рассказали детям о Чувашской Республике)
-Посещение детьми выставки «Республики народов Поволжья» Создать праздничную атмосферу, образ чувашского костюма
Представление Республики Чувашия через народный обряд, закрепление представлений детей о Чувашии.
Привлечение родителей в образовательный процесс.
Установление доверительного контакта между всеми участниками образовательного процесса. Формирование в детях познавательного интереса и любви к Родине.
Воспитание любви к людям разных национальностей.
Анализ проекта:
Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагога, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и уважения к Родине, к нашей стране России.
В рамках проекта была реализована вся запланированная деятельность. Проведена работа по формированию у детей нравственно – патриотических чувств; по речевому, познавательному, социально-коммуникативному развитию. По итогам рефлексии многими детьми материал был усвоен в полном объеме, дети отвечают на поставленные вопросы в ходе проекта. При работе с родителями наблюдалась их заинтересованность и желание участвовать в подобных проектах.
Использованная литература:
1. Захарова Г.П., Захаров Л.Л. Чувашская музыка в детском саду. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995
2. Интернет-ресурсы:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/127272-priobschenie-starshih-doshkolnikov-k-jetnokul
https://dohcolonoc.ru/utrennici/17942-stsenarij-razvlecheniya-osennij-prazdnik.html
3. Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р. Б. Кузьминой – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |