Коржова Светлана Анатольевна, воспитатель
Хабибуллина Айгуль Рамисовна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №44 комбинированного вида»
Кировского района, г.Казани
Методический паспорт проекта
«Любовь к Отчизне начинается
с любви к своей Малой Родине
– месту, где человек родился.
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и настоящему,
а затем и ко всему человечеству».
Д. С. Лихачёв
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ.
Тип проекта: групповой, с привлечением родителей.
Сроки проведения: долгосрочный.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Актуальность:
В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Но не каждый с уверенностью может рассказать о своем родном крае, его достопримечательностях, истории.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своей малой Родины. Именно акцент на знание истории народа, его культуре поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей родины.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель проекта:
Формирование представлений, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с достопримечательностями, историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, традициями, обычаями.
Задачи проекта:
- Пробуждать интерес и любовь к культуре, народному творчеству, обычаям, традициям. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине.
-Обогатить знания о достопримечательностях родного города и способствовать формированию любви к малой Родине.
-Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания.
Проблема, значимая для детей.
Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.
Гипотеза проекта: Совместная деятельность педагогов и родителей по приобщению детей к истории и культуре своего города будет более эффективна, если реализуется следующее условие:
- создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной, согласованной работы между семьёй и ДОУ.
Методы проекта:
- чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
- просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют приблизить достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;
- включение воспитанников и их родителей в изготовление и использование в деятельности дидактических игр на раскрытие тематики проекта.
Обеспечение проектной деятельности:
Материально-техническое: устройство ИКТ, наглядный материал, иллюстрации, фотографии.
Ожидаемый результат:
- Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, что это их "малая" Родина, испытывают чувства гордости за свой город.
- Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
- Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный;
2 этап - основной, реализация проекта;
3 этап - заключительный, подведение итогов
1 этап - подразумевает в себе постановление темы проекта, установление целей и задач, используемые материалы, литературу. Разработку дидактических игр, наглядно - демонстрационного материала (фото, картинки, видео файлы о городе.)
2 этап – реализация проекта.
На данном этапе реализации проекта для формирования активной позиции дошкольники были привлечены к разработке и изготовлению дидактических игр «Экскурсия по Казани», «Найди пару», «Угадай по описанию».
Реализация задач проекта с разными видами деятельности детей состояла в следующем:
- Беседа: "Что такое Родина?" Цель: формировать у детей представление о России, как о нашей родной стране. О городе, как малой Родине. Воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.
- Беседы с показом презентаций из цикла «7 чудес Казани»: «Историческое чудо – Казанский кремль», «Архитектурное чудо – наш цирк», «Сказочное чудо – кукольный театр «Экият»», «Чудо доброты – скульптурная композиция «Доверие», «Чудо природы – лесопарк «Лебяжий»», «Городское чудо – озеро Кабан», «Чудо семейного отдыха – Кремлевская набережная». Цель: выявить уровень знаний детей о месте, где живут; формировать представление об интересных местах родного города.
- Беседа "Что бы ты показал гостям в Казани?"
Цель: формировать у детей интерес к своей малой родине, знакомство со знаковыми местами в родном городе.
-Просмотр видеороликов:
"Казань. Достопримечательности"
" Казань с высоты птичьего полета"
-Игровая деятельность: Настольно – печатные, дидактические игры, изготовленные для реализации проекта «Экскурсия по Казани», «Найди пару», «Угадай по описанию». Цель: закрепление знаний о достопримечательностях родного города, развитие мышления, памяти, речи.
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Казани». Цель: закрепление умений создавать игровую обстановку, знакомство с профессией гид-экскурсовод.
-Чтение: Я. Акима "Моя родня", М. Матусовского "С чего начинается Родина?", Л. Фазлеева «100 лет нашему дому», Г. Головина «Хвойная сказка» Цель: Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.
- Художественно-эстетическая деятельность:
Рисование на тему «Мои любимые места в родном городе», «Праздник в городе».
Семейная фотовыставка «Чудо Казани и мы».
Конструирование на тему "Город моей мечты"
- Социально-значимые акции:
«Чудо–город должен быть чистым!» Цель: воспитание экологической грамотности.
«Лучший город земли» (конкурс социальных роликов о родном городе) Цель: Продвижение экскурсионных маршрутов города Казань в сети интернет.
«Чудеса физкультуры и спорта» Цель: пропаганда здорового образа жизни в условиях городской среды.
«Чудо-город должен быть безопасным» Цель: обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе.
Работа с родителями
- Привлечение родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.
- Консультация "Как воспитать маленького патриота"
- Консультация "Познакомьте ребенка с родным городом".
3 этап - заключительный
- Разработаны, изготовлены и активно используются в детской деятельности дидактические игры патриотической направленности.
- Выпущен экскурсионно-ознакомительный проспект «Семь чудес Казани»
- Разработан план организации в ДОУ детского патриотического движения «Знатоки родного города»
- Подведение итогов проекта. Презентация проекта перед родителями и воспитанниками в соцсетях.
Результаты:
- Дети имеют представление о родном городе как о нашей "малой Родине"; расширены и систематизированы знания о его истории, культуре, достопримечательностях, традициях;
- Овладели расширенным словарным запасом;
- Закрепили правила безопасного поведения;
- Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме "Чудеса родной Казани";
- Разработаны рекомендации для родителей;
- Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
Мониторинг знаний детей о достопримечательностях родного города.
Мониторинг рекомендуется проводить на начальном этапе внедрения проекта в группе, а также на заключительном этапе, чтобы убедиться в рациональности внедрения проектной деятельности в патриотическом воспитании детей.
Заключение
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города.
Список литературы
1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Комплексные занятия. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.
3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско -патриотическое воспитание дошкольников.
4. Кондрыкинская Л. А. "С чего начинается Родина?"- М: Творческий центр, 2004г.
5. Маханева М. Д. "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" - М: Творческий Центр, 2009г.
6. "С чего начинается Родина?" Журнал "Управление ДОУ", №6-2003г.
7. Равиль Бухараев «Казань. Зачарованная столица» - Flint River Press Ltd 1995
8. Л. Ю. Павлова "Сборник дидактических игр"
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |