Гайфиева Галина Владимировна,
методист по дошкольному образованию
Учебно-методический сектор Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани
по Кировскому и Московскому районам
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
предшествующим поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которому относится чувство патриотизма, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному.
В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях стало пропадать чувство гордости за свою Родину, за свой народ. Появилось равнодушие по отношению друг к другу, и даже к близким и родным. Детям чужды стали такие понятия как милосердие, сочувствие, сострадание, уважение.
В условиях современного общества, стремительном темпе жизни, одним из условий работы с подрастающим поколением становится нравственно – патриотическое воспитание.
Но как бы не менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за свою страну, народ – необходимы всегда. Ощущения неразрывности с окружающим, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Полноценное воспитание невозможно без знаний культурно – исторических, национальных традиций и ценностей своего народа. Очень важно в детях воспитать чувство ответственности перед обществом, глубокой духовной привязанности к семье, дому, родному краю. Толерантное отношение к другим людям.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать душу ребенка возвышенными общечеловеческими ценностями, зародить интерес к истории Родины.
Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей как у граждан и патриотов своей Родины необходимо начинать с ознакомления с ближайшим окружением, родным городом, национальными, культурно - историческими традициями своего народа.
Дошкольный возраст - это возраст формирования основ гармонично развитой личности и поэтому необходимо обеспечить его эмоциональное благополучие. Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечат успешное развитие и саморазвитие в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев. Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения. Формировать интерес к культурному наследию страны.
Перед педагогами стоит задача организовать развивающую среду для более целостного восприятия детьми своей Родины. Создавать мини – музеи, макеты, атрибуты для сюжетно – ролевых, дидактических игр и пособия. Знакомить с достопримечательностями родного города, страны. Развивать эмоционально – целостное отношение к семье, дому. Способствовать становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, соотечественников, уважение к людям труда.
Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, личность, ему нужно помочь в осознании собственного «Я». Своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно.
Чувство любви к Родине, нравственного отношения к окружающим, формируется постепенно.
Результатом постоянной, планомерной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве своей страны. Он любит и с уважением относится к своей Родине, семье, сверстникам. Хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее. Является носителем еще формирующейся, но весьма устойчивой системы ценностей.
Список литературы:
Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина, Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005.
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений [Текст] / Болотина, Л.Р. – М: Академия, 2002.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |