Корчагина Анастасия Сергеевна, воспитатель,
Хайруллина Алина Гаптельнуровна, воспитатель,
Шиликова Татьяна Юрьевна,
ст. воспитатель
МБДОУ «Детский сад №128 комбинированного вида»
Кировского района г. Казани
На современном этапе деятельность дошкольных организаций России регулируется Федеральной образовательной программой. В ней чётко прописано, что: «целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребёнка…на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» [1, с. 7]
Одним из способов достижения поставленной цели является организация различных мероприятий на патриотическую тематику, например, таких, как викторина. Викторина в широком понимании – это командное соревнование на логику, сообразительность и смекалку. Формат «викторины» для педагогов нашего детского сада стал определённым экспериментом, поскольку данная форма работы не столь популярна в дошкольной среде, как, например, у школьников. Нужно было учесть и возрастные особенности детей, и требования по обязательной смене деятельности, и возможности реализации данного проекта.
Сценарий, к слову, авторский, интеллектуально-развлекательного мероприятия для детей подготовительных к школе групп «Моя любимая Родина», был нами разработан с целью воспитания уважения, гордости и любви к родной земле – её природе, историческим местам, дружному и умелому народу.
В начале мероприятия в качестве приветствия дети исполнили песню «Чудный край» (авт. Т. Бокач). Затем за столами остались 2 команды, которые после представления жюри, приступили к конкурсным испытаниям.
Для систематизации знаний о государственных символах и значимых событиях государства участникам был предложен первый конкурс – «Разминка». Дети вспоминали, как называется главный город страны, когда отмечаются День России и День народного единства, кто изображён на гербах России и Татарстана, а также рассказали стихотворения о Родине.
Второй конкурс, который назывался «Флаг России» представлял из себя паззл, сложив фрагменты которого, дети должны были получить изображение российского флага. Нашей первичной задачей в этом испытании было закрепление знания об одном из главных символах страны – флаге. Вторичной задачей было развитие пространственного мышления, внимания и памяти.
Обязательной составляющей любого мероприятия для дошкольников является динамическая пауза. В нашем случае динамическую паузу «Широка страна моя родная», с участием всех детей, присутствующих на мероприятии, провела инструктор по физической культуре. Слова динамической паузы о просторах и красоте России удачно дополнили иллюстрации природных ландшафтов на экране.
После динамической паузы дети снова погрузились в интеллектуальное состязание. Надо сказать, что конкурс «Сувениры» потребовал от нас серьёзной предварительной работы по сбору и оформлению экспонатов выставки умельцев народного творчества. Здесь, кроме прочего, были представлены и хохломская посуда, и тюбетейки, и павлово-посадские платки, и традиционные ювелирные изделия.
В этом конкурсе одной команде предстояло определить какие сувениры были изготовлены руками русских мастеров и мастериц, а другой команде – сувениры, изготовленные татарскими народными умельцами. Мы понимаем, что чувство патриотизма во многом базируется на самоидентификации народа, проживающего в данной местности, а народная культура, в том числе и предметы декоративно-прикладного искусства – это некие знаки, символы, среди которых человек взрослеет и впитывает их, определяя их в дальнейшем как «своё, родное».
Этот конкурс особенно ценен тем, что здесь дети были поставлены в ситуацию, когда они должны были принимать командное решение, т.е. определять правильные ответы после совместного обсуждения. Здесь, наиболее успешно идёт формирование социально-коммуникативных навыков у детей, что особенно актуально в наше цифровое время.
Следующий, музыкальный конкурс «Угадай гимн» вызвал у детей особенный восторг. Им предстояло среди различных мелодий определить гимн России и гимн Республики Татарстан. Поскольку во время звучания гимна принято вставать, дети должны были таким же образом обозначить его узнавание.
Следующим испытанием викторины стал конкурс «Как прекрасен город мой!». Из названия ясно, что речь в этом испытании шла о достопримечательностях. Нашими педагогами на базе платформы Лернингаппс, было разработано задание по классификации достопримечательностей Москвы и Казани. Детям на экране демонстрировались фотографии самых популярных мест двух городов и нужно было точно определить какая достопримечательность к какому городу относится. Нужно заметить, что применение цифровых технологий в данном случае является очень удобным способом по привлечению внимания современных детей и в то же время работает на достижение воспитательных целей, а именно формирование умения замечать и ценить исторические места, которые являются своеобразным лицом двух городов нашей страны.
Когда пришло время жюри подводить итоги, для ребят был организован сюрпризный момент. На мероприятие пришли русская красавица и татарская красавица. Вместе со всеми участниками викторины они исполнили татарский национальный танец «Воротики» и русский народный танец «Вейся капуста». Мало что может сравнится с народным танцем по заряду положительных эмоций и по воспитательному воздействию на ребёнка! В конце мероприятия командам были вручены почётные грамоты.
Подводя итоги, признаем, что наш эксперимент удался. Воспитательные, образовательные и развивающие задачи были решены. Дети оставались активными с начала и до конца мероприятия, в рамках которого были охвачены самые знаковые явления, которые формируют чувство патриотизма: народная и торжественная музыка, декоративно – прикладное искусство, архитектура и символика государства. Формат викторины мы будем и далее применять в своей практике и рекомендуем попробовать организовать подобное мероприятие всем, кто планирует заниматься нравственно-патриотическим воспитанием детей –дошкольников.
Список литературы
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.: табл. (Правовая библиотека образования).
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |