Социальная компетенция детей дошкольного возраста

Бикмуллина Лидия Наиловна,
воспитатель
МБДОУ "Билингвальный детский сад №333 комбинированного вида"
Советского района г.Казани


Резюме: Социальная компетенция – включает в себя использование ряда сложных навыков для формирования и позитивного управления социальными отношениями и взаимодействиями с другими людьми. Социальная компетенция способствует решению социальных проблем и способствует управлению конфликтами благодаря способности понимать социальные ситуации, принимать точки зрения других людей и рассматривать альтернативные решения.

Abstract: Social competence – involves the use of a number of complex skills to form and positively manage social relationships and interactions with other people. Social competence contributes to solving social problems and contributes to conflict management through the ability to understand social situations, accept other people's points of view and consider alternative solutions.

Ключевые слова: социальная компетенция, мотивационная, когнитивная, поведенческая, эмоциональная, коммуникативный компонент

Key words: social competence, motivational, cognitive, behavioral, emotional, communicative component

В психолого-педагогической литературе понятие «социальная компетенция» используется достаточно широко и рассматривается с разных точек зрение.

Например, А.Н. Леонтьев трактует социальную компетенцию как психологический процесс человека познание чего-то нового, постоянное стремление открыть для себя новые грани окружающей действительности, путем решения и усложнения задач в какой-либо деятельности, усложнения и изменения окружающей среды, выявления для себя актуальных путей реализации своей деятельности, выбор оптимальных методов и творческих подходов к познанию реальности [19, с. 95].

А.Г. Асмолов определяет социальную компетенцию как продукт социальной ситуации, развития специфической системы отношений среды и субъекта, отраженной в его переживаниях и реализуемой в совместной деятельности с другими людьми [3, с. 172].

По мнению И.А. Зимней социальная компетенция – это определенный уровень социализации человека, уровень его социальной активности и принятие социальной действительности; моральная и правовая зрелось человека, его собственное отношение и понимание себя значимости общества в целом.

А.В. Мудрик определяет социальную компетенцию как взаимодействие с другими, влияние на них, взаимодействие с окружающей средой или использование личных ресурсов для достижения социальных целей надлежащим образом [27, с. 63].

Н.И. Белоцерковец определяет социальную компетенцию как определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли.

В.В. Цветков рассматривает социальную компетенцию как социально-педагогическую категорию, обозначающую интегративное качество личности, позволяющее индивиду «активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли» [22, с. 799].

М.В. Крулехт, рассматривая понятие «социальная компетенция» относительно дошкольного возраста, определяет ее как способность и готовность ребенка решать какие-то проблемы, задачи и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности.

По мнению Л.В. Трубайчук, социальную компетенцию дошкольника составляет совокупность приобретаемых ребенком начальных компетенций, необходимых для вхождения растущей личности в общество, а также комплекс необходимых умений и навыков, представляющих ценность для его последующей жизни.

И.Г. Захарова утверждает, что социальная компетенция дошкольников выражается в умение взять на себя определенную роль и ответственность, взаимодействовать с окружающими людьми, толерантно отгостится к людям разных культур, проявлять личностные интересы к потребностям общества, уметь вести себя в определенном окружении [30, с.210].

В свою очередь, развитие социальной компетенции у дошкольников происходит, по мнению Л.С. Выготского, за счет превосходства особых форм деятельности и положительного эмоционального состояния обусловлено потребностью во внешних ощущениях и общении с окружающими. Его формирование происходит в результате совместной деятельности, целью которой является стремление человека углубиться в многообразие окружающего его мира, отразить в своем сознании характерные для него процессы, причинно-следственные связи и их закономерности.

Проанализировав разные подходы к определению «социальная компетенция» детей дошкольного возраста можно сказать, что социальная компетенция детей дошкольного возраста – это качество личности, сформированное в процессе активного освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных отношений.

На основе современных исследований ученых Т. Антоновой, А.В. Мудрик, Л.А. Баранова и др. в практике в составе социальной компетенции выделяют четыре компонента [27, с. 131]:

– мотивационный (отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия);

– когнитивный, (формирование системы представлений ребенка об эталонах поведения);

– поведенческий (выбор адекватных способов общения, этически уместных образцов поведения);

– эмоциональный (умение выражать и понимать свои чувства и эмоции и понимание чувств и эмоций других людей);

– коммуникативный компонент (владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах).

В целом, социальная компетенция относится к социальным, эмоциональным и когнитивным навыкам и поведению, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации. Несмотря на это простое определение, социальная компетентность – неуловимое понятие, поскольку навыки и модели поведения, необходимые для здорового социального развития, меняются в зависимости от возраста ребенка и требований конкретных ситуаций. Социально компетентный дошкольник ведет себя совершенно иначе, чем социально компетентный подросток; и наоборот, одно и то же поведение (например, агрессия, застенчивость) по-разному влияет на социальную адаптацию в зависимости от возраста ребенка и особенностей социального контекста [39, с. 97].

Перечисленные компоненты социальной компетенции детей дошкольного возраста еще только формируются, неустойчивы, зависят от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность. Социальная компетенция дошкольника формируется в процессе его социализации.

Социализация – это процесс, посредством которого человек в течение своей жизни усваивает социокультурные элементы своего окружения и интегрирует их в структуру своей личности под влиянием опыта, событий и социальных компонентов. (Т. Парсонс, Р. Мертон); с другой стороны, это введение индивида в общество, то есть интериоризация субъектом социального «объективного мира», построенного «значимыми другими», ответственными за его социализацию. (А. Маслоу, А. Олпорт, К. Роджерс) [22, с.250]. В конечном счете, социализация представляет собой процесс, направленный на интеграцию в общество и взаимодействие с другими людьми.

Именно дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.

Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально-значимой деятельности [28, с.78].

Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально-нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности дошкольника [17, с. 47].

В- третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке.

В-четвертых, на протяжении дошкольного возраста у детей складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо – хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной компетенции востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет дошкольнику вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми [26, с. 3]. Научаясь отличать свое мнение о себе от мнения других людей, дошкольники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а, значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Таким образом, социальная компетенция – включает в себя использование ряда сложных навыков для формирования и позитивного управления социальными отношениями и взаимодействиями с другими людьми. Социальная компетенция способствует решению социальных проблем и способствует управлению конфликтами благодаря способности понимать социальные ситуации, принимать точки зрения других людей и рассматривать альтернативные решения.

Список использованной литературы:

1. Везетиу Е.В.Формирование социальной компетентности дошкольников как психолого-педагогическая проблема Е.В. Везетиу // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №2(69). – С.180-181.

2. Вовк В.Е. Механизмы формирование социальной компетентности дошкольника / В.Е. Вовк // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №2 (69). – С. 184.

3. Гиенко Л.Н. Социальная компетентность дошкольников / Л.Н. Гиенко // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №3(58). – С.156-157.

4. Леонтьева Л.В. Развитие социальной компетенции старших дошкольников / Л.В. Леонтьева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – №7 (24). – С. 5-8.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика