Закирова Лилия Махмудовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №48 комбинированного вида»
Советского района г.Казани
«Любовь к Отчизне и любовь к людям –
это два потока, которые, сливаясь,
образуют могучую реку патриотизма»
В.А. Сухомлинский
«Каков ребёнок в игре, таков во многом
он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля,
происходит, прежде всего - в игре».
А.С. Макаренко
«Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием, -
это творение будущего и взгляд в будущее»
В.А. Сухомлинский
Мир ребёнка начинается с него самого, с его семьи, дома, ближайшего окружения. Всё это на уровне подсознания включается в понятие «родина», является родным, близким. Патриотизм всегда рассматривался как базовая составляющая национального самосознания народа, что выражается в преданности своему Отечеству, любви к его истории, культуре, традициям и быту, также в признании его самоценности, готовности его защищать. [1, 83- 85].
Патриотизм (от латинского слова означает – «родина, отечество») – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении её прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.[2 ,77].
В последнее время происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Поэтому очень важно искать новые, инновационные формы работы с детьми, способные качественно улучшить результаты работы в данном вопросе.
Новизна работы по патриотическому воспитанию состоит в том, что через игру мы стремимся углубить, закрепить знания детей, привить им уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны. [3].
Сегодня как никогда важны объединяющие народ события и поиск средств воспитания, способствующих сплочению людей, воспитанию чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны. Приобщая детей к народным традициям, мы способствуем формированию у них знаний об истории своей страны, воспитываем гордость, уважение и любовь к Родине. И в дошкольных учреждениях организуется много мероприятий с целью приобщения воспитанников и к культуре разных народов [4, 5].
Воспитание культуры имеет огромное значение для воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Ребёнок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи и, прежде всего, матери. Затем он продолжает познавать её с помощью родных и близких, дошкольного образовательного учреждения, которые используют разнообразные средства. Поэтому большинство детей России примерно с 4 лет, а иногда на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, влияют на дальнейшее развитие ребёнка, остаются в памяти на всю жизнь. В каждом регионе нашей страны живут представители разных национальностей.
Очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии, донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру. Научить подрастающее поколение, наряду с развитием своей национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, которые находятся рядом с ним. Благодаря знакомству воспитанников с культурой и традициями разных народов, происходит развитие национального самосознания. Необходимо дать возможность ребёнку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, приучать уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, стараться вырастить настоящих патриотов своей страны.
Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к образовательной деятельности и стимулирующим познавательную активность детей [5, 26-29].
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – неотъемлемая часть человеческой культуры [6, 257].
Мини – музей это естественный способ освоения информации, так как дошкольникам важно не только выслушать рассказ, но и потрогать предмет, почувствовать, подержать его в руках. [7 ,109].
В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей – татары, русские, узбеки, чеченцы. Мы стараемся уделять внимание культуре и традициям этих национальностей. В группе детского сада мы создали мини-музей на тему: «Национальные традиции семьи». Мини-музей, состоит из нескольких зон, в которых материал представлен в игровой форме. Воспитанники, знакомятся с информацией в процессе игры.
В каждой зоне, по национальной принадлежности, размещены детские книжки, музыкальные диски, дидактические игры, иллюстрации узоров, костюмов и кулинарных блюд русского, татарского, чеченского, узбекского народов. Также представлены куклы в национальных костюмах. В оформлении мини - музея принимали участие педагоги, воспитанники, а также их родители. Если в музеях трогать экспонаты нельзя, а в мини – музее можно. Игры, а именно игры затрагивающие культуру и традиции разных народов, представлены в данной статье.
Цель: Формирование основ культурно – ценностных, патриотических ориентаций воспитанников через использование игровых технологий.
Задачи:
• Вызывать интерес у дошкольников к играм с элементами народно-прикладного искусства.
Учить детей:
• быть примером для других не на словах, а на деле;
• никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
• Расширять знания детей о культуре и национальных традициях разных народов.
• Обучать воспитанников, используя различные игровые ситуации.
• Активизировать и обогащать словарь.
• Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
• Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии, замысла, зрительного и слухового восприятия.
• Развивать связную речь дошкольников.
Воспитывать в дошкольниках:
• желание, стремление к получению новых знаний;
• проявление дружеских отношений друг к другу;
• чувство глубокого уважения к культурным традициям различных народов;
• быть терпимыми, мирными во взаимоотношении со всеми;
• трепетное отношение к семейным традициям;
• бережное и заботливое отношение к родному дому;
• чувство большой любви к Родине.
Была проведена предварительная работа с воспитанниками группы детского сада, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, выполнение творческих работ по изодеятельности, показ презентаций, рассматривание предметов народного творчества.
В зоне «Национальные узоры», дети знакомятся с узорами русского, татарского, узбекского, чеченского народа, принимают участие в игре, выбирают соответствующий узор того или иного народа и выстраивают узор самостоятельно. Если кто-то затрудняется, ему помогают другие игроки. Игра проходит под музыкальное сопровождение, используются народные мелодии.
В зоне «Национальное блюдо», у дошкольников есть возможность самим приготовить национальное блюдо. Детям на выбор предоставляется возможность приготовить национальные блюда татарского, русского, узбекского, чеченского народов (Белиш, Борщ, Плов,Чорпа). Воспитанники выбирают определённую ёмкость и подбирают к ней соответствующее меню, ингредиенты и готовят национальное блюдо и называют его. Для игры используются цветные иллюстрации ёмкостей, ингредиентов, столовых приборов. Если кто-то затрудняется, ему помогают другие игроки. Затем на макет стола для оценки и «дегустации», участники игры предоставляют готовые блюда, определяется победитель.
В зоне «Народная мастерская», Дети самостоятельно выбирают, выполненные из соленого теста предметы для чаепития, и украшают чайные сервизы в национальные узоры русского, татарского, узбекского, чеченского народа, собирают и готовят сервиз для выставки. По ходу игры, воспитанники исполняют национальные песни. Звучит национальная мелодия того или иного народа. В конце игры, работы размещаются в мини-музее группы.
В зоне «Угадай мелодию и исполни национальный танец», воспитанники принимают участие в игре, выбирают и называют инструменты русского, татарского, узбекского, чеченского народа. Затем, воспитатель включает, фонограмму и воспитанники угадывают, какой звук издаёт тот или иной музыкальный инструмент и по желанию исполняют народный танец. Определяются победители игры.
В зоне «Народный костюм», дети принимают участие в игре, выбирают по желанию определённый наряд и перечисляют все элементы национального костюма и называют, какому народу принадлежит этот костюм. Затем, помогают нарядить куклу. Игра проходит под музыкальное сопровождение, используются народные мелодии.
В зоне «Национальный головной убор», воспитанники, используя готовые шаблоны, вырезают, изготавливают, а затем украшают национальные головные уборы материалами для творчества. После окончания игры, проводится творческая выставка, готовые головные уборы размещаются в национальном мини-музее группы. Игра проходит под музыкальное сопровождение, используются народные мелодии.
В зоне «Семейные фотографии», воспитанники рассматривают различные семейные фотографии, которые принесли родители. Дети угадывают, кому принадлежит тот или иной портрет. Для бережного и длительного хранения воспитанники группы, своими руками изготавливают рамки для фотографий.
В зоне «Отважные герои» помещены фотографии родственников наших воспитанников, героев войны, а также фотографии их боевых наград. Также, в данной зоне присутствуют записи мелодий и песен военных лет, где их можно выбрать и послушать. Желающие могут исполнить военную песню или рассказать стихотворение. Можно, в данной зоне, рассмотреть женскую и мужскую военную форму, которую носили солдаты в Великую Отечественную войну.
В «Интерактивной» зоне мини-музея можно посмотреть видео мероприятия на тему: «9 Мая», который проходил в нашем детском саду, на котором воспитанники нашей группы поздравляли ветеранов войны. В творческой зоне можно, используя различные шаблоны, трафареты и другие предметы по изодеятельности, выполнить рисунки, поделки для своих родных и близких, а также подготовить подарки для ветеранов войны.
В мини - музее присутствует «Шкатулка пожеланий" воспитанники могут написать короткие письма, пожелания своей семье, а также выполнить рисунки членов своих семей. Все выполненные работы оставляют в шкатулке. Во время проведения родительских собраний, родители могут заглянуть в шкатулку и ознакомиться с работами своих детей.
В зоне «Государственные символы» размещены цветные иллюстрации герба, флага России и Республики Татарстан, а также выполненные из ткани мини версии флага России и Республики Татарстан. Также в зоне размещены дидактические игры на тему: «Собери предмет», «Угадай флаг», «Что лишнее?», «Найди пару», цветные иллюстрации главных достопримечательностей города Москвы и Казани.
В зоне «Игровое поле» расположены конверты с заданиями: В каком городе ты живёшь? Что для тебя означает слово Родина? Как зовут членов твоей семьи? На какой улице ты живёшь? и т.д.
Участник крутит игровое поле и когда оно останавливается, берет конверт, на который укажет стрелка и выполняет условие задания. Затем в игру вступает следующий участник. Игра продолжится до тех пор, пока не будут выполнены задания во всех конвертах.
В мини-музеи также находятся лэпбуки на тему: «С Днём Победы!», «Удивительный мир космоса», в которых содержатся яркие и увлекательные дидактические игры для воспитанников.
Работа в нашей группе не прекращается, продолжается пополнение и обновление новыми идеями экспозиции мини – музея: различными дидактическими играми, фотографиями, иллюстрациями, национальными костюмами, литературой, а также другими предметами детского творчества. Задачи патриотического воспитания дошкольников решаются во всех видах детской деятельности: в игре, в образовательной деятельности, в предметно-пространственной среде, на прогулке, в труде, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношение со сверстниками и взрослыми людьми, которые их окружают.
В образовательной деятельности и режимных моментах используются различные игровые ситуации, которые вызывают интерес у дошкольников и помогают лучше усвоить новый и закрепить пройденный материал.
В группе с детьми была проведена викторины на тему: «Моя Родина», «Национальные традиции», «Моя семья».
Также были проведены различные игровые ситуации на родительском собрании на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста», что способствовало проявлению интереса у родителей не только принимать участие в игре, но и продолжать играть в дальнейшем со своими детьми вне садика, дома.
На прогулке воспитанники с большим удовольствием выполняют рисунки на асфальте: «Определи узор», «Нарисуй флаг», «Угадай и изобрази героя сказки» и т.д.
Во время участия детей в трудовой деятельности было видно, что у дошкольников произошло более тесное сплочение, наблюдалась взаимовыручка и доброжелательное отношение друг к другу.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию стала способом основанная на взаимодействии педагога, воспитанников и родителей, педагога и воспитанников и стала поэтапной деятельностью по достижению решения поставленной задачи.
Создание мини-музея «Национальные традиции семьи» и использование игр в воспитании детей помогает духовному совершенствованию личности ребёнка, расширению его культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания. Способствует появлению более тесного и доброжелательного отношения между детьми, будет способствовать проявлению желания у воспитанников сохранить национальную культуру, которая создавалась народом веками. Мы надеемся, что приобретённый опыт и знания помогут детям стать настоящими гражданами и патриотами своей страны.
Список литературы:
1. Коротаева Е., Белоусова С. К основам патриотического воспитания детей в детском саду//Дошкольное воспитание. М. -2018.-№3.- С.83-85
2. Филатова Л.В. Представления дошкольников о патриотизме//Современное Дошкольное Образование. М.-2007.-№1.-С.77
3. https: //infourok.ru
4. Парамонова М. Ю. Культурные традиции народа как основа воспитания подрастающего поколения //Воспитатель дошкольного образовательного
5. Богатырёва А.Л. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. М. -2022.-№6.- С.26-29
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная Педагогика» - М.: Академия.- 2001. С. 257
7. Иванова О. Организация музея в ДОО//Дошкольное воспитание. М.-2014.-№6.-С.109
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
I Республиканские Яруллинские педагогические чтения |