Ценности Родина и природа в патриотическом воспитании дошкольников

Сабирзянова Алиса Альбертовна,
старший воспитатель,
Сайфутдинова Диляра Наильевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №112 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»
Советского района г.Казани


«Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» писал В. А. Сухомлинский. Патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.

В рамках федеральной образовательной программы дошкольного образования в основе патриотического направления воспитания лежат ценности — Родина и природа.

Цель патриотического направления воспитания — содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.

Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем — на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).

В рамках занятий, самостоятельной игровой деятельности с детьми воспитатели, специалисты воспитывают в детях патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к нашей Родине - России. Педагоги знакомят детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т.д.); рассказывают детям, что Россия - самая большая страна мира и показывают на глобусе и на карте. В коридоре детского сада оформлена зона «Моя Россия», «Мой Татарстан», где размещены карты, достопримечательности Российской Федерации и Республики Татарстан. Оформлены фишки - магниты с изображениями предметов, которыми славится тот или иной город. Ребенок называет город, рассказывает об этом городе, о том, чем он знаменит. Например, Кукмор знаменит валенками. Ребенок рассказывает о городе и прикрепляет фишку с изображением валенок на карту. Дети, совместно с родителями или педагогами, рассматривают фотографии знаменитых мест Казани, сделанных много лет назад и сейчас. На стене также можно увидеть герб и флаг России, Республики Татарстан, герб города Казани.

На прилегающей территории детского сада оформлена зона «Достопримечательности города Казани», где дети и родители могут увидеть фигуры Казанского кремля, башни Сююмбике, мечети Кул-Шариф, куклу Сююмбике в национальном костюме, которые выполнены из дерева. Здесь дети и родители погружаются в историю Казани, Казанского ханства. Зона часто применяется при изучении детьми профессии экскурсовод.

Педагоги расширяют представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с

основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны).

Воспитанники старшей группы знакомятся с Государственным гимном Республики Татарстан, воспитанники подготовительной группы с Государственным гимном Российской Федерации.

Расширить, обогатить, закрепить знания детей о Государственных символах, праздниках, природе, об истории, достижениях в области науки и спорта, о культуре, о национальностях народов, проживающих на территории Российской Федерации, помогает методический интерактивный комплекс «АЛМИК Патриот». Интерактивный комплекс создан для реализации национального проекта «Патриотическое воспитание» в детских садах и дошкольных развивающих центрах. АЛМИК Патриот оформлен в виде локомотива с интерактивной сенсорной панелью в качестве лобового стекла. По бокам выдвигаются 4 тематических игровых модуля:

• Календарь. Панель с универсальной календарной сеткой и набором магнитных карточек.

• Сказочная карта РФ. Настольная игра-бродилка по патриотической тематике.

• Магнитная доска «Сделано в России!» Магнитно-маркерная поверхность, на которую крепятся магнитные карточки с рисунками изобретений, сделанных в России в разные периоды истории.

• Спортивные игры РФ. Панель-лабиринт с изображением традиционных спортивных игр: городки, лапта, чиж, клюшкование, кулачный бой, вышибалы, самбо, гиревой спорт. Ребёнку нужно сопоставить вид спорта и атрибут для него.

Методический комплекс сочетает в себе традиционные дидактические материалы и современные мультимедийные технологии, направленные на формирование у дошколят знаний о своей стране и её культуре.

Главным центром притяжения является интерактивная сенсорная панель – на ней установлено фирменное программное обеспечение «АЛМА Патриот», состоящее из 5 тематических блоков: карта России, национальные праздники, государственность, выдающиеся личности, викторина. Также дополнительно идёт пакет общеразвивающих ПО: «АЛМА Дошкольное образование», «5 Островов» и раскраска «Оживариум».

В нижней части панели-локомотива есть два выдвижных ящика для хранения магнитных карточек и другого инвентаря. МИК легко передвигается в удобное для педагога место благодаря наличию четырёх колёсиков со стопорами.

С помощью методического интерактивного комплекса «АЛМИК Патриот» педагоги обогащают представления детей о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывают уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. Расширяют представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики.

«АЛМИК Патриот позволяет разработать обучающий и игровой материал на основании региональных особенностей, региональной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Дети не только изучают историю своего народа, но и, принимая участие в различных творческих конкурсах, делятся своими знаниями.

С целью изучения культурно-исторических событий малой Родины и Отечества с детьми был поставлен спектакль «Болгар илен? с?ях?т”, который посвящен 1100 летию принятия ислама Волжской Булгарией; танец «Легенды озера Кабан», посвященный преданию о ханском золоте; оркестр «Б?лл?р чишм?”, который олицетворяет татарских красавиц в национальных костюмах, воспеващих красоту родного края; танец «Национальные праздники народов Поволжья», где дети знакомят зрителей с русским праздником «Масленица», татарским праздником «Сабантуй», удмуртским праздником плуга «Акаяшка», чувашским праздником сбора урожая «Чуклеме»; оркестр “Наследие Казанского ханства”, где дети рассказывают историю о правительнице Казанского ханства Сююмбике.

Педагоги развивают интерес детей к родному городу, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего. Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края.

Формировать представление детей о многообразии стран и народов мира в игровой, увлекательной форме позволяют разработанные педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения авторские интерактивные игры в редакторе “Сова”. С помощью интерактивной игры “Времена года”, посвященной одноименному музыкальному альбому русского композитора П.И. Чайковского, дети закрепляют и расширяют знания о музыкальных произведениях из цикла “Времена года”, сравнивают картины русских художников, соотносят картину и музыкальное произведение, при этом выполняют имитацию игры на музыкальных инструментах. С помощью интерактивной игры “Музыкальные игры от Тетушки Совы”, дети закрепляют знания о музыкальных произведениях народов Поволжья, играют на музыкальных инструментах, соотносят изображение девушки и парня в национальных костюмах с музыкальным произведением. Интерактивная игра “Идел йорт” позволяет закрепить и расширить знания детей о национальных блюдах, одежде, праздниках, музыкальных произведениях народов Поволжья. Старшим воспитателем разработан сайт “Идел буе халыклары – народы Поволжья”, который также используется с целью просвещения педагогов и родителей (Доступен по ссылке: https://alisa10187.wixsite.com/povolgye).

Международный день родного языка, день рождения Мусы Джалиля, Габдуллы Тукая проводится как конкурс выразительных чтений произведений поэтов, которые воспевают красоту родного края, воспитывают патриотические чувства, любовь к семье, к Родине. 23 февраля для детей организуются “Веселые старты”, посвященные дню защитников Отечества. Празднуем с детьми события, связанные с жизнью города, - День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Поощряем интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитываем чувство гордости за ее достижения, уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Ежегодно дети принимают активное участие и занимают призовые места конкурсе «Татар мале»/«Татар кызы». В рамках этого конкурса дети показывают зрителям традиции и обряды своего народа, своей страны.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» писал Д. С. Лихачев. Перед педагогами стоит важная задача – воспитать гражданина своей страны. Эта главная задача начинается с малого. Несмотря на то, что каждый педагог по-своему строит воспитательный и образовательный процесс, применяет разные педагогические технологии, пусть цели и задачи будут достигнуты.

Список литературы:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Творческий центр Сфера, 2023. – 224 с.

2. Шаехова Р.К. Региональная образовательная программа “С?енеч – радость познания». – Казань: Магариф – Вакыт, 2016. – 210 с.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика