Голованова Мария Вячеславовна,
заместитель директора по учебной работе,
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №122 им.Ж.А.Зайцевой» г.Казани
советник Министра просвещения РФ на общественных началах,
призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021»
Во все времена профессия педагога считалась одной из важнейших. Ведь учитель не просто дает знания, он воспитывает новые поколения, которые продолжат преумножать успехи и достижения родного края и страны.
Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил еще русский педагог К.Д. Ушинский. Он назвал педагога живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, который сознает, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории.
Учитель в современном обществе должен не просто идти в ногу со временем, а быть человеком из будущего, призванным научить детей полезным навыкам, обеспечить возможность активного участия подрастающего поколения в развитии общества, воодушевить на новые свершения. При этом, опираясь на фундаментальный опыт, учитель должен уметь раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, воспитать у ребят незыблемые этические качества личности, сформирует устойчивый интерес к образованию и самообразованию.
И не случайно 2023 год Указом Президента РФ Путина объявлен Годом педагога и наставника, ведь Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников.
В таких условия понятие профессиональный рост педагога приобретает новый смысл. Он предполагает не только движение по иерархии должностей, и получение категорий ( в том числе и новых: педагог-наставник и педагог-методист), но и признание заслуг и достижений как опытных, так и молодых педагогов. Для этого указом Министерства Просвещения расширен перечень ведомственных наград для педагогов (Приказ Минпросвещения России от 01.07.2021 N 400 "О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2021 N 64798)
Следует отметить, что в 2023 большое количество учителей Казани были отмечены ведомственными наградами, что подчеркивает высокий уровень профессионализма наших педагогов.
Бесспорно, учитель должен быть высококвалифицированным специалистом, хорошо знать свой предмет, быть грамотным методистом и хорошим психологом.
И поэтому еще одной важной ступенью профессионального роста учителя, бесспорно, является конкурс «Учитель года России». Он стал самым значимым и масштабным состязанием профессионального мастерства среди учителей, которое находится в фокусе особого внимания и руководства страны. Поверьте моему опыту, лучшей школы профессионального мастерства и личностного роста не существует.
Здесь Казань является одним из бесспорных лидеров среди регионов России по количеству призеров и лауреатов Всероссийского этап а ( за 9 лет 1 абсолютный победитель, 4 призера, 2 лауреата)
Современный педагог-это еще и грамотный управленец, который способен организовывать не только детский коллектив.
Поэтому среди профессиональных состязаний хотелось бы отметить и конкурс «Флагманы образования».Данный профессиональный проект президентской платформы «Россия — страна возможностей»
Участники проекта имеют возможность не только повысить уровень своих профессиональных качеств, но попасть в кадровый резерв системы образования Российской Федерации и пройти путь от личного успеха в профессии – к развитию национальной системы образования.
Невозможно представить современного учителя без такого важного навыка, как цифровая грамотность. Ведь использование современных технологий позволяет поддерживать высокий познавательный интерес обучающихся, делать материал доступным, мотивировать на самостоятельную деятельность.
Цифровая грамотность в сочетании с творческим подходом раскрывают потенциал учителя в новом федеральном конкурсе видеороликов «Открывая страну». Основная миссия конкурса– выявление и поддержка творческих педагогов, будь то преподаватель математики, музыки, русского языка или других дисциплин. Главное, что в своей работе конкурсанты успешно используют методики, которые заинтересуют учеников историей малой родины, воспитают в них чувство уважения и гражданскую позицию.
Приведу еще несколько примеров
-Командный междисциплинарный конкурс «Урок для учителя», требует от педагогов эрудиции и умения работать в команде, а Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна – моя Россия», раскрывает огромный потенциал проектных умения прогрессивного педагога.
Полный перечень конкурсов для педагогов можно найти на официальном сайте Министерства Просвещения РФ https://edu.gov.ru/activity/main_activities/talent_support/competitions_for_educators/
Важно информировать педагогов о возможностях участия в конкурсах и проектах по развитию профессионального мастерства, оказывать всестороннюю помощь и поддержку. На этом фоне особенно важным стало возрождение наставничества. Такая технология передачи знаний, навыков и компетенций так же является эффективной моделью профессионального роста учителя. Примером такой модели может служить создание клуба Учитель года г. Казани .Опытные коллеги, прошедшие конкурс и имеющие опыт экспертной оценки, объединились с целью мотивировать коллег на участие в профессиональных конкурсах, оказывать методическую помощь, содействовать профессиональному общению и обмену опытом.
Профессиональный учитель-это еще и медийная личность, способная обучать и воспитывать в том числе и на просторах интернета.
Несколько лет назад возникла Премия «Топ БЛОГ». Это премия для тех, кто создает социально полезный контент, привлекающий внимание миллионов пользователей с самыми разными интересами. По итогам данной премии был создан Совет учителей-блогеров – одна из новых уникальных и, как отмечают эксперты, удачных инициатив Министерства просвещения. Совет создан при Общественном совете при Минпросвещения России. В него вошли активные, креативные и инициативные педагоги. В своих блогах они рассказывают о важнейших проектах в сфере образования и воспитания, создают образовательные каналы для школьников.
В 2021 году президент РФ В.В. Путин поручил Министерству Просвещения продумать меры популяризации профессии педагога и в телевизионном пространстве. Следует отметь, что возможность высказать свои предложения и идеи была предоставлена самим учителям, в том числе мне, как советнику министра просвещения на общественных началах.
Как результат, телеканал "Россия-Культура" представил премьеру цикла документальных фильмов "Школа будущего", включающий четыре фильма: "Мир без учителя?", "Школа идет к вам", "Большая перемена" и "Школа без звонка".
В сентябре прошлого года на телеканале «Россия-Культура» стартовала первая на российском телевидении профессиональная игра учителей «Передача знаний», которая выходила еженедельно. В телевизионном проекте приняли участие команды педагогов из разных регионов страны. Телевизионный конкурс «Передача знаний» показал, насколько разносторонними, многогранными и яркими могут быть учителя.
Чехов утверждал, что учитель должен быть актером и художником. И новый федеральный проект Классная тема на канале , организованный по поручению Президента , стал этому прекрасным подтверждением. В эфире семь педагогов провели оригинальные авторские уроки по математике, физике, биологии, химии, географии, истории и русскому языку, которые были выбраны из 6000 учителей, подавших заявки. Победителем проекта в прошлом году стал самый яркий и современный педагог страны, учитель физики из города Нальчика Аслан Кажешев. Главный приз – роль ведущего в авторском образовательном шоу на федеральном канале. В новом сезоне 2023 года учитель физики из Казани Радик Хабиров вошел в число финалистов и поборется за звание абсолютного победителя.
Посмотреть видеоуроки финалистов и вступить в сообщество творческих учителей можно на официальной странице ВКонтакте. https://vk.com/klassnayatemashow
Региональные СМИ так же активно приглашают учителей в свои эфиры, где у педагогов есть возможность проявить себя в качестве талантливых ораторов, умеющих донести свою точку зрения до аудитории. Ведь учитель должен чувствовать себя уверенно не только на уроке, но и в общении с родителями, коллегами, представителями общественности.
Все эти вызовы современного мира, бесспорно, и являются стимулом для профессионального роста учителя и расширения горизонтов профессии.
Год Педагога и Наставника продолжается. Впереди еще много событий, И я желаю вам никогда не останавливаться на достигнутом, идти вперед и развиваться, расширять горизонты профессии.