Иванова Екатерина Вадимовна
Учитель-логопед высш.кв.кат.
МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида»
Советского района г. Казани
Vogue61@rambler.ru
Аннотация: основное внимание в работе автор акцентирует на работе с родителями с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) - виртуальной доски Padlet. Виртуальная электронная доска Padlet является сегодня одним из самых популярных онлайн-средств создания виртуальных досок. В сатье будет представлено краткое теоретическое обоснование темы, а также первые результаты исследования, направленного на изучение степени удовлетворенности родителей работой учителя-логопеда с использованием ЦОР.
Ключевые слова: дети с ТНР, цифровые образовательные ресурсы, виртуальная доска Padlet.
В современном мире, 93 % детей живут в условиях новых технологий. Зачастую родители впервые дают телефон ребенку в возрасте одного года. 92 % родителей используют телефон, чтобы «занять» ребенка. Дети же в сети, почти в 80 % случаев бесконтрольно играют или смотрят видео.
У родителей нет опыта использования сети Интернет для решения образовательных задач.
Проблемы развития детей в нашей стране, решается на государственном уровне. Так, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. включает в себя приоритетный Проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», который нацелен на создание возможностей получения качественного образования с использованием современных компьютерных технологий.
Очевидно, что компьютерные технологии, помогут учителю-логопеду повысить уровень компетентности у родителей-логопатов, повысить уровень знаний у воспитанников, а также популяризировать коррекционную деятельность в целом. Поэтому необходим заинтересованный диалог между учителем-логопедом и родителями, позволяющий выработать оптимальную систему взаимодействия, направленную на развитие детей (в частности автоматизацию и дифференциацию звуков в домашних условиях).
Очевидно, что традиционные формы работы с родителями постепенно отходят на второй план. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты [1].
Как же наиболее эффективно организовать взаимодействие с родителями, чтобы оно было оптимальным, интересным, и не временно затратным [2]? Связь с родителями может осуществляться при помощи сети Интернет. Для себя я выбрала виртуальную доску Padlet. Я увидела, что это дает положительную динамику при взаимодействии с родителями, и при автоматизации ранее поставленных звуков у детей.
Виртуальная электронная доска Padlet является сегодня одним из самых популярных онлайн-средств создания виртуальных досок).
Именно использование виртуальной доски позволяет достичь цели работы – повысить уровень компетентности родителей детей с ТНР (ОНР) при помощи компьютерных технологий и специализированных интернет ресурсов. Для решения поставленных задач и достижения цели, я выделила два блока работы – взаимодействие с родителями, и взаимодействие с детьми.
Взаимодействие с родителями осуществляется в нашем детском саду через корпоративный журнал Балачак. Но со временем я приняла решение вести отдельно коррекционный блок, и создала доску Padlet.
Теперь подробно остановимся на мероприятиях.
При обработке полученных результатов, степень удовлетворенности моей работой – высока, но меня заставил задуматься 15й последний вопрос -
Только 40 % родителей могут очно посещать индивидуальные занятия с ребенком, индивидуальные и групповые консультации. Остальные родители группы такой возможности не имеют, т.к. большинство родителей группы в нашем поселке или многодетные четверо и более детей, или имеют на руках старших детей с тяжелой инвалидностью. Это и с подвигло меня создать виртуальный ресурс, который поможет закреплять и автоматизировать поставленные мной звуки дома.
Далее я создала виртуальные электронные доски на Padlet (это было еще в 2021-2022 учебном году), выбрала из числа родителей фокус-группу, которые тестировали мой ресурс. После чего мы с ними собирались в очном формате, где они вносили свои правки и коррективы с точки зрения родителей. На следующем этапе я наполнила свой ресурс материалами в том виде, в котором он есть сейчас.
Padlet представляет собой виртуальную стену, на которую можно прикреплять фото, видео, файлы, ссылки на интернет ресурсы.
Попадая на главную страницу моего ресурса, мы видим несколько электронных досок. Одна из них это страница логопеда. Посты оформлены на двух языках - русском и татарском. Информация на доске разделена на блоки – первый блок консультативный, второй блок методический, и третий блок информационный. Так же здесь можно оставить отзывы и предложения [3].
В виде отдельной электронной доски представлены достижения моих воспитанников. Каждый диплом открывается в виде отдельного поста.
В виде отдельной электронной доски представлены и результаты моей педагогической деятельности. Посты здесь расположены для удобства по учебным годам [3]..
Существует календарь мероприятий за прошлый и текущий учебные года. Он оформлен в виде ленты времени. Здесь представлены мероприятия сентября, октября, ноября и частично декабря [3]..
Также в виде отдельной доски представлена моя кружковая деятельность. Я веду театральный кружок, логоритмику, занятия по мозжечковой стимуляции и скорочтение [3]..
Есть отдельная доска для скачивания картотек по артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикам. Особенность платформы состоит в том, что ей одновременно могут пользоваться несколько человек, например, родители детей, могут сразу прокомментировать мое фронтальное занятие, похвалить своего ребенка, или задать интересующий вопрос. Это функция обратной связи между мной и родителями [3].
Работа с педагогами так же представлена в виде отдельной электронной доски. С музыкальным руководителем она представлена в виде конспектов, которые мы используем на логоритмике. С инструктором по физической культуре эта связь реализуется в комплексе упражнений на доске Бильгоу. Для воспитателя по обучению татарскому языку прикреплен документ - артикуляционная гимнастика на татарском языке [3].
И отдельным блоком представлены авторские, интерактивные мультимедийные логопедические игры и задания [3].
Взаимодействие с детьми осуществляется посредством специализированных ресурсов, а именно конструктором картинок Мерсибо, генератором заданий на сайте «Развитие ребенка», и Интерактивным модулем LearningApps.org. на котором я создаю авторские интерактивные игры для коррекции речевых нарушений у детей с ТНР (ОНР). Все ссылки на игры я оформляю в виде QR кода и тоже загружаю на Padlet.
Каждого родителя, я обучаю индивидуально, показываю, как нужно пользоваться Виртуальной электронной доской Padlet, как зарегистрироваться, как скачивать консультации, или пользоваться играми для автоматизации звуков. В дальнейшем родители применяют эти знания на практике дома со своими детьми.
Коррекционно развивающую деятельность с детьми провожу в первой половине дня, в эмоционально благоприятной обстановке. Я индивидуально обучаю каждого ребенка, как работать при помощи сервиса LearningApps.org. Метод так же работает при взаимодействии с группой детей.
Так как это долгосрочная работа, и наполнять электронный ресурс можно постоянно, я уже делилась опытом с коллегами на уровне района, города, республики.
Список литературы
1) Абрамова Л.И. Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда [Электронный ресурс].
https://abramova.virtualtaganrog.ru/portfolio/publikacii/ikt/ (Дата обращения: 10.10.2023).
2) Куликовская Н.Э. Условия построения компьютерных логопедических игр//Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010, № 9, с.96- 103.
3) Электронная доска Padlet [Электронный ресурс]. https://ru.padlet.com/catherinev2106 (Дата обращения: 10.10.2023).