Моя педагогическая находка

Морозова Альбина Владимировна,
педагог инклюзивного образования
МБОУ «Школа №86» Советского района г.Казани,
призер районного этапа конкурса «Учитель года» в номинации «Педагог инклюзивного образования»


Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Из всех существующих категорий нарушенного развития именно дети с РАС вызывают у педагогов наибольшие эмоциональные затруднения в силу специфических поведенческих расстройств. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема разработки методического инструментария в помощь учителю, реализующему инклюзию детей с РАС, для налаживания учебного взаимодействия на уроке. Учебное взаимодействие предполагает определенный уровень развития коммуникативных навыков аутичного ребенка, которые в силу специфики расстройства нарушены.

Выбирая методы и инструменты для работы с детьми, педагог инклюзивного образования должен в первую очередь задуматься: а какие дефициты есть у его учеников? Какие особенности могут помешать ему осваивать учебный материал?

В случае с аутизмом, основные симптомы этого диагноза – качественные нарушения социального взаимодействия, нарушения коммуникации, неспособность установления эмоциональных связей, наличие стереотипов и специальных интересов.

К специфическим трудностям детей с РАС можно отнести:

1. Низкую социальную мотивацию или полное ее отсутствие. То есть дети с РАС – не те ученики, которые готовы работать за похвалу, для них требуется воссоздание специфических мотивационных условий.

2. Узкий круг интересов, сосредоточение на специальных интересах. Эта особенность свойственна многим детям с РАС, и порой приходится потратить немало времени и ресурсов, чтобы расширить их мотивационную сферу, заинтересовать новыми играми или видами деятельности.

3. Сложности с пониманием речи и экспрессивной речью. Конечно, они очень мешают детям с аутизмом учиться в школе, поэтому мы существенно адаптируем для них учебный материал.

4. Расстройства сенсорной модуляции – ещё одна специфическая особенность, из-за которой нашим детям сложно красиво сидеть на месте весь урок; их организм требует стимуляции – вестибулярной, зрительной, аудиальной, тактильной и т.д. Поэтому сенсорно насыщенные перерывы являются важной и неотъемлемой частью наших уроков.

5. Расстройства поведения. К сожалению, они встречаются практически у 100% детей, поэтому их индивидуальная учебная программа не ограничивается только приобретением академических навыков. С некоторыми детьми именно работа с расстройствами поведения выходит на первый план, уменьшая или вовсе вытесняя академический компонент.

В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а окружению нужно приспособиться к нему. Я полностью разделяю эту точку зрения, и поэтому, начиная работать с детьми с РАС 6 лет назад, сразу стала пополнять свою методическую копилку эффективными методами работы с такими детьми.

Международные обзоры методов помощи людям с РАС помогают выявлять и осваивать методы, имеющие научно доказанную эффективность. Именно на них я сосредотачиваю своё внимание. В 2020 году Минздрав России принял клинические рекомендации по помощи людям с РАС, в которых рекомендованы к применению методы с высокой эффективностью, доказанной исследованиями по всему миру. В этих же рекомендациях, кстати, подчёркнуто, что на сегодняшний день нет ни одного лекарства от аутизма. А лучшая рекомендуемая терапия – это занятия, психолого-педагогическая поддержка с применением методов, основанных на прикладном анализе поведения.

Прикладной анализ поведения, или ПАП – это научно-прикладная дисциплина, которая разрабатывает прикладные методики на основе законов поведения и систематически применяет их для улучшения социально значимого поведения, а также использует эксперимент для поиска переменных, ответственные за изменение поведения.

В основе ПАП как науки лежит несколько ключевых утверждений:

1. Любое поведение имеет свои причины. ПАП направлен на поиск и анализ причин, на систематический сбор данных, которые подтверждают или опровергают влияние какого-либо фактора на поведение.

2. Причины поведения преимущественно связаны с окружением человека. Мы ищем причины поведения не в самом человеке (его самочувствии, эмоциях, характере), а в среде, состоящей из множества стимулов, которые человек хочет получить или которых стремится избежать.

3. Любое поведение потенциально можно изменить через изменение окружения.

Один из ключевых методов прикладного анализа поведения – это метод положительного подкрепления, отражающий один из базисных законов поведения. Любой живой организм склонен чаще повторять то поведение, после которого он получает подкрепление (то есть значимое последствие).

Чем более значимые подкрепления мы применяем – тем более высока вероятность желаемого поведения. И помня о том, сто социальная мотивация у детей с аутизмом довольно слабая, мы применяем различные виды подкреплений на уроках. Это могут быть самые разные подкрепления:

1. Предметные (игрушка, планшет, игра, вкусняшка).

2. Активностные (сенсорная стимуляция, значимая игровая деятельность).

3. Социальные (похвала, социальная игра, доступ к контролирующим функциям).

4. Условные (жетоны с обменом на подкрепления).

5. Отрицательное подкрепление (перерыв, отдых).

Чаще всего я использую условные подкрепления – жетоны. Они позволяют сделать поощрение более редким, чтобы ребёнок не пресыщался и продолжал сотрудничать. Например, ученик собирает 10 жетонов – и может уйти на перерыв с планшетом на 3 минуты, или, например, выти в коридор к Лего-столу и пособирать Лего. Всё зависит от индивидуальных интересов ребёнка.

При обучении я использую метод «безошибочного обучения» - научно обоснованный подход, который позволяет обучать ребёнка без фрустрации и нежелательного поведения. Основа метода – частые и интенсивные подсказки, которые помогают с самого начала обеспечить правильные реакции, сразу же закрепляя их с помощью поощрений.

То есть, когда я даю ребёнку новую инструкцию или задаю новый вопрос – я тут же подсказываю правильный ответ, который ребёнку остаётся только повторить. Это правильная и успешная реакция – ребёнок получает жетон и радуется своему успеху. А моя задача – в последующих пробах постепенно снижать подсказку, пока я не удалю её полностью.

Я применяю в работе разные виды подсказок: и физическую, и вокальную, и моделинг, и указательный жест. Для разных навыков и разных детей подходят разные виды подсказок. Главное правило одно: вовремя убрать подсказку. Навык, который ребёнок демонстрирует только с подсказкой, не может считаться освоенным.

Ежедневно я использую в работе различные методы визуальной поддержки. Это методы, которые направленных на облегчение понимания инструкций и соблюдения социальных правил (ведь, как я уже подчёркивала, у большинства детей с РАС есть трудности понимания речи). При помощи визуальных опор вербальные инструкции заменяются на визуальные и таким образом приобретают более конкретную и понятную форму.

Я активно использую в работе с детьми визуальное расписание, визуальные правила, планшет «сначала – потом», социальные истории и т.д.

Адаптация учебного материала с учетом возможностей и потребностей учеников – важнейшая часть моей работы. Детям с РАС сложно понимать многие речевые конструкции, и мы адаптируем материал, максимально визуализируя его.

В этом учебном году у меня появился ученик из татароязычной семьи. У него очень ограниченное понимание речи, и он понимал только по-татарски, а также мог произносить несколько татарских слов. В нашей школе обучение ведётся на русском языке, и мы понимаем, что потребуется много времени, чтобы мальчик перестроился. Поэтому я адаптировала дидактический материал для этого ребёнка, и результаты не заставили себя ждать.

Ещё один комплекс методов, без которых невозможно обойтись, работая с детьми с РАС – это альтернативная коммуникация. Не все наши ученики умеют говорить, а коммуникация нужна каждому. Методы альтернативной коммуникации – такие, как обмен изображениями или жестовая речь – помогают ребёнку компенсировать дефициты коммуникации, а также помогают существенно снизить нежелательное поведение (ведь оно во многих случаях связано именно с тем, что окружающие не могут понять ребёнка).

Средства альтернативной коммуникации также помогают развитию речи и позволяют ребёнку выполнять различные речевые упражнения, отвечать на вопросы и даже писать диктанты.

Интересный и эффективный метод работы с поведением, который подходит для высокофункциональных детей с РАС – поведенческий договор. Мы используем его в основном с детьми, которые учатся в регулярных классах, с поддержкой тьюторов. Поведенческий договор позволяет четко обозначить для ребёнка виды поведения и их последствия, и даёт ребёнку возможность самому контролировать последствия.

Работа с поведенческим договором реализуется в партнёрстве с родителями. Именно они поощряют ребёнка за выполнение условий договора.

Все методы, которые я применяю в работе с детьми с РАС, базируются на прикладном анализе поведения и являются научно доказанными. Я и сама имею возможность убеждаться в их эффективности, потому что регулярно собираю, анализирую и сравниваю данные о поведении детей и их учебных результатах. Таблицы и графики, которые я заполняю, дают возможность визуально оценить эффект применяемых методов.


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика