Миннуллина Айгуль Ильдусовна
учитель родного (татарского) языка и литературы первой квалификационной категории
МАОУ "Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова" г. Казань
E-mail: minnegalieva.1994@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена использованию медиаресурса TED Talks в обучении родному языку и литературы. Сегодня данный сервис становится всё более популярным среди преподавателей из различных стран. В сообществе TED Talks представлены короткие аутентичные видеофрагменты, которые используются в учебных целях. TED Talks является виртуальным пространством, где учителя могут выбрать надлежащие видеоматериалы, адаптировать их к учебному процессу в конкретной группе, создать собственные виртуальные классы и отслеживать достижения обучающихся. Прежде всего, авторы останавливаются на исторических аспектах TED Talks, его появлении и развитии, раскрывают целевые установки и возможности в обучении родному языку, имеющиеся лингводидактические инструменты. Далее, обозначены возможные варианты работы с медиаресурсом, достоинства и недостатки.
Ключевые слова: обучение родному языку, Интернет-ресурсы, TED Talks, Интернет-сообщество.
Native literature lesson in TED format
Minnullina Aigul Ildusovna
teacher of native (Tatar) language and literature of the first qualification category of MAOU "Lyceum No. 121 named after Hero of the Soviet Union S. A. Akhtyamov" Kazan
E-mail: minnegalieva.1994@mail.ru
Abstract: The article is devoted to the use of the TED Talks media resource in teaching the native language. Today, this service is becoming increasingly popular among teachers from various countries. The TED Talks community presents short authentic video clips that are used for educational purposes. TED Talks is a virtual space where teachers can choose the appropriate video materials, adapt them to the learning process in a particular group, create their own virtual classrooms and track the achievements of students. First of all, the authors focus on the historical aspects of TED Talks, its appearance and development, reveal the objectives and opportunities in teaching the native language, the available linguistic and didactic tools. Further, the possible options for working with a media resource, advantages and disadvantages are outlined.
Keywords: polylingual model of education, national schools, native language parity, integration processes, individual needs.
Различные вопросы интеграции Интернет ресурсов в процесс обучения родному языку всё чаще становятся предметом современных лингвометодических исследований. Глобальная сеть оказывает значительное влияние на различные аспекты языкового образования. Сегодня учителя родного языка используют как готовые интернет-ресурсы, так и создают собственные обучающие продукты (онлайн уроки, веб-квесты, авторские языковые сайты и др.). Возможности Интернет ресурсов в обучении родному языку постоянно расширяются, появляются новые сайты, функциональный потенциал которых не вызывает сомнения. К одному из подобных медиа-ресурсов относится сервис TED Talks, используемый учителями по всему миру.
Прежде всего, обозначим возможности интернет-ресурсов в обучении родному языку и литературы в общем. В ходе исследования мы пришли к выводу, что здесь Интернет-ресурсы используются в нескольких направлениях. Учителя родного языка могут применять готовые интернет- материалы, адаптировать их к процессу обучения (проект «Мой родной край», «Национальная одежда татарского народа» и др.). К подобным материалам учителя составляют задания или используют готовые интерактивные упражнения. Кроме того, учитель может самостоятельно создавать виртуальные классы, онлайн курсы, интерактивные упражнения. Для достижения данной цели используются как социальные сети, так и специальные сайты. Интернет-ресурсы помогают увеличить результативность обучения говорению, аудированию, чтению, речевым аспектам. Отдельно следует обозначить социокультурный потенциал глобальной сети. В Интернете можно найти любую информацию о культурных особенностях, традициях, обычаях народа страны (стран) изучаемого языка. Глобальная сеть обладает возможностями в формировании социальной компетенции обучающихся. Любой желающий может стать участником виртуальных разговорных клубов и сообществ (www.tatar-inform.ru и др.). Образовательные организации различного типа реализуют международные проекты. Учебные интернет-ресурсы также используются в формировании универсальных учебных действий обучающихся.
Известно, что TED Talks начала функционировать в 2006 г. в качестве конференции, в рамках которой были объединены технологии, развлечение и дизайн. Так возникла аббревиация TED. В последние годы тематика выступлений стала расширяться, представлены темы по иным тематическим аспектам, отражающие социальный интерес. Основная цель конференции состоит в распространения полезных идей. Это происходит по причине того, что идеи, которые могут помочь в решении действительно сложных проблем, остаются незамеченными. Всё это находит своё отражение на портале TED Talks, где представлена коллекция коротких видеофрагментов, а также более длинных лекций, ранжированных по тематическим направлениям, к которым относятся: технологии, наука, дизайн, бизнес, природа, развитие ребёнка и др.
Постепенно ресурс TED стал всё более интегрируемым в процесс обучения, прежде всего, родному языку, хотя видеоматериалы проекта представлены более чем на 40 языках. Учителя, использующие материалы TED Talks, считают их не только познавательными, но и интересными. Видеоколлекции TED не в полной мере удовлетворят данную потребность, однако дают шанс заочно услышать ведущих экспертов по изучаемым вопросам. Ресурсы TED Talks могут использоваться в различных образовательных учреждениях – от школы до высших учебных заведений. Если речь идет о школе, то здесь материалы оптимальны для старшего этапа или языковых гимназий. Преподаватели вузов успешно внедряют ресурсы TED в образовательный процесс.
Эффективным TED Talks, прежде всего, является в развитии аудитивных навыков обучающихся. Многократное прослушивание и работа над видеофрагментами способствует формированию навыков аудирования. Учитель разрабатывает соответствующие задания и применяет их в работе.
Материалы TED влияют на уровень сформированности грамматических навыков обучающихся. Однако, в данном случае, речь идет об имплицитном усвоении грамматических конструкций. При разборе видеодискурса учитель должен обращать внимание на используемые структуры, вспоминать нужное правило, раскрывать характеристики грамматического явления.
Ресурсы TED Talks могут использоваться в обучении родной литературы. Здесь интерес представляют выступления носителей данного языка, что является большим преимуществом, так как у обучающихся существует возможность познакомиться с акцентами языка, особенностями фонетической стороны речи выступающих. Иногда спикерами являются не носители языка, что также эффективно, так как позволяет услышать различные акценты и варианты языка, которые могут стать вызовом в ситуации реального общения. Возможен такой вариант работы, когда в качестве домашнего задания предъявляется видеофрагмент и текстовое сопровождение к нему. В начале обучающиеся читают текстовое сопровождение и раскрывают значение незнакомых лексических единиц. В процессе чтения они просматривают фрагмент и акцентируют внимание на особенностях произношения говорящего. Второй просмотр осуществляется уже без текстового сопровождения. Учитель указывает на необходимость анализа интонации, её имитации. В итоге, предлагается сделать запись ранее прослушиваемой речи самостоятельно и выслать её учителю для оценивания.
Возможности материалов TED Talks в обучении родному языку
Вид речевой деятельности / речевой аспект Возможности материалов TED Talks в обучении обозначенным аспектам
1. Аудирование / Позволяют организовать работу с аудированием посредством выпол нения специальных упражнений, многократного просмотра видеофрагмента, в том числе, с использованием текстового сопровождения
2. Говорение / Видеоматериал может стать смысловой основой учебной дискуссии, круглого стола, пресс-конференции и т.д.
3. Чтение / Навыки чтения развиваются посредством ознакомления с текстовым сопровождением, возможна разработка и выполнение заданий на основе данного сопровождения
4. Письмо / Тема, отраженная в видеоматериале, может стать темой эссе, цитаты спикеров - основой сочинения
5. Фонетический аспект / Материалы позволяют познакомиться с многообразием акцентов и вариантов изучаемого языка, их ритмико-интонационными особенностями
6. Лексический аспект / Позволяют изучить и отработать лексические единицы, ранжированные по темам
7. Грамматический аспект / Позволяют имплицитно усвоить грамматические конструкции
TED Talks даёт возможность учителю создавать собственные видеоматериалы, сопровождать их вопросами, дополнительными ресурсами и в последствие делиться ими со своими студентами, отслеживая их прогресс в выполнении заданий.
Анализ и использование ресурсов TED Talks позволили сделать вывод не только об их достоинствах, но и имеющихся недостатках. Прежде всего, учителю требуется достаточно много времени для адаптации ресурсов к конкретному классу, группе и т.д.
В качестве общего вывода отметим, что материалы ресурса TED Talks можно обозначить в качестве инновационного аутентичного средства обучения родным языкам. Они соответствуют всем требованиям современности, помогают реализовать принцип дополнительности, используются в обучении всем аспектам изучаемого языка.
Список литературы
1. Ваценко, Е.В. Формирование навыков презентационной грамотности студентов с использованием материалов TED Talks при обучении деловому английскому языку / Е.В. Ваценко, Т.В. Ларина. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы бизнес-образования : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. – Минск : Национальная библиотека Беларуси, 2017. – С. 31-34.
2. Иванова, А.М. Возможности использования современного медиа-контента TED Talks в обучении английскому языку как второму иностранному / А.М. Иванова, Е.В. Малыгина. – Текст : непосредственный // Вестник Челябин- ского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 49-57.
3. Костромина, А.В. Формирование познавательных учебных действий средствами учебных Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку / А.В. Костромина, Е.Н. Григорьева. – Текст : непосредственный // Актуаль- ные проблемы лингводидактики и методики организации обучения иностранным языкам : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – С. 214–218.