Мастер-класс: «Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании по предмету «Слушание музыки»

Фомичёва Сабина Заримовна,
преподаватель по слушанию музыки,
сольфеджио, музыкальной литературе
МБУДО «Детская школа искусств №6»
Советского района города Казани,
призер конкурса «Учитель года города Казани – 2022»
в номинации «Сердце отдаю детям»,
лауреат Республиканского конкурса
«Сердце отдаю детям» РТ 2022


В настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен музыкой: музыка в машине, такси, музыка с экрана телефона, компьютера. Избыток всевозможной звуковой информации приучает слушать музыку, не вникая в неё, воспринимать её как фон. Для того, чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить его воспринимать и понимать её. Работая в Детской школе искусств, я четвёртый год преподаю Слушание музыки для учащихся с 1 по 3 класс и пришла к собственному понимаю достижения цели предмета, а именно - воспитание основ культуры слушания музыки. Давайте вспомним, из каких компонентов состоит культура слушания: это Знание, Отношение, Поведение. То есть ребёнок знает музыку, у него появляется своё отношение, что выражается в его поведении. По мысли Шекспира: «Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном.» Так как же сделать классическую музыку понятной, а значит и любимой?

Первое моё педагогическое наблюдение – слушать музыку без видеоряда, так как общеизвестный факт - только 10% информации воспринимается на слух, а остальные 90%- визуально.

Второе наблюдение – большая роль ложится на педагога – учитель всегда сам погружается в прослушиваемую музыку, внутренним слухом проживает все её образы и эмоции.

Итак, думаю пора перейти к практике: на этой картинке музыкального цветка даны основные элементы, из которых состоит музыка: мелодия, гармония, ритм, регистр, лад, тембр, темп, жанр, интонация, динамика. Первое – это мелодия. Она является основой произведения. Дмитрий Шостакович называл мелодию душой музыкального произведения, а Сергей Прокофьев отмечал, что мелодия – самая существенная сторона музыки.

Мелодия – это то, что можно пропеть и в мелодии важна интонация. Сейчас мы поиграем с вами в интонационную игру: наша задача прочитать слова с определенной интонацией:

ПРАЗДНИЧНО / РЕШИТЕЛЬНО / ЛЕГКО / ТОРЖЕСТВЕННО / СТРОГО / РАДОСТНО / МЯГКО

Молодцы! Заметим, что даже одно и тоже слово может изменить смысл при изменении интонации. Давайте произнесём слово «Молодцы» с радостной, победной интонацией: «МОЛОДЦЫ!» а теперь изменим интонацию – как будто мы недовольны своим результатом: «молодцы…» Что изменилось в самом звуке? Сила звука, то есть динамика, первый раз мы сказали на форте (F - громко), второй раз на пиано (p- тихо). Менялся темп (второй раз мы говорили медленнее) и звуковысотность – первый раз она была восходящей, второй раз – нисходящей.

Такой игровой приём я часто использую с детьми на начальном этапе ознакомления с классической музыкой. Прежде чем обсуждать интонацию в мелодии, мы практически проживаем этот термин на простом, понятном учащимися материале.

Давайте немного передохнём и представим, что мы сидим на берегу моря. Волна медленно, словно на вдохе набегает, осыпает нас брызгами и, смирившись, откатывает (на выдохе). Давайте вместе попробуем: медленный вдох и выдох. Французский композитор Клод Дебюсси однажды сказал, что море – самое музыкальное из всего сущего! В мелодии тоже бывают волны. Давайте посмотрим на эти ноты: (задание - определить вершины волн) посмотрите, здесь две волны: какая волна выше? Давайте определим вершину первой мелодической волны: (смотрим по рисунку мелодии на мониторе) вместе определяем вершину мелодии.

Сейчас мы будем рисовать волны, слушая мелодию:

- рисуем волны карандашом на бумаге (ведущий мастер-класса на флипчарте), звучит аудио файл Роберта Шумана «Грёзы».

Отмечаем в рисунке кульминацию (ведущий на флипчарте обозначает в мелодической волне кульминацию), озвучиваем это слово: кульминация! Отлично, сейчас мы с вами прослушали мелодию графически, у нас было графическое моделирование мелодии и её кульминации, практический опыт которого предшествовал сложной теории.

Этот метод слушания мелодии хорош для ребят, которые воспринимают музыку графически, но для других детей классическая мелодия возможно будет более понятна через движение, пластическое восприятие:

- Рисуем волны руками (вновь звучит аудиофайл Шумана), затем всем телом: каждый изображает волны представляемой реки Волги, Казанки или моря.

- Как ваши ощущения? Удалось почувствовать движение мелодии?

- Замечательно! Мы вместе проследили, почувствовали, что для мелодии характерно дыхание, внутреннее движение, кульминация как вершина развития.

Предмет Слушание музыки входит в дополнительную общеобразовательную предпрофессиональную программу в области музыкального искусства, а потому есть ряд произведений, композиторов, которые мы обязательно прослушиваем с ребятами в течении учебного года. И первый композитор, с которым знакомятся дети – это Пётр Ильич Чайковский. Чайковский создал Детский альбом, в который вошли 24 пьесы, под номером восемь – Вальс – популярный европейский танец 19 века. Предлагаю прослушать Вальс Чайковского с помощью карандашей. Это нестандартное задание развивает образное мышление и эмоциональность учащихся. Давайте представим: синий карандашик – джентльмен, розовый – дама. В процессе слушания вы можете повернуться к соседу и вместе обыграть вальс.

Звучит Вальс Чайковского.

-Коллеги, изменялось ли настроение музыки на протяжении вальса? Где? (в среднем разделе музыка стала звучать более взволнованно) Мы фантазируем - что могло случиться с нашей танцующей парой, делимся впечатлениями.

Следующий лепесток нашего музыкального цветка – ритм. Ритм – это чередование долгих и коротких звуков. Развивать ритмическое восприятие музыки можно через боди перкашн, то есть через звучание тела: хлопки, шлепки, щелчки, но можно пойти дальше и применить креативный метод с помощью воздушных шариков и палочек. Для этого предлагаю поиграть в игру ритмическое эхо (ведущий – группа), где каждый участник по кругу будет играть маленькую ритмическую импровизацию, после которой мы вместе сыграем ритм-комплимент «Мо-ло-дец!» (2 восьмые, четверть). Сейчас прозвучит еще одна пьеса из Детского альбома Чайковского - Марш деревянных солдатиков.

- Внимание, мы с вами превращаемся в солдатиков: палочки и барабаны у нас есть! Таким образом происходит активное слушание музыки, во много раз увеличивающее качество восприятия классической музыки.

В завершении мастер класса мне бы хотелось показать вам форму коллективного музицирования, которую вы можете применять как музыкальный флешмоб на своих занятиях. Коллективное музицирование развивает социальные навыки и доставляет удовольствие! Сейчас каждый из вас сможет поиграть на инструментах: трещётка, бубен, маракас, шейкер, тон блок, клавесы, кастаньеты. В процессе музыки будут паузы, в этот момент мы замираем, останавливая движение и игру на инструментах.-Творческое музицирование под фонограмму Borovic.

В завершении мастер класса хотелось бы поделиться одним правилом, которое действует на моих занятиях: дети, подходя ко мне с дневником в завершении занятия, делятся своими впечатлениями: что запомнилось на занятии, какое музыкальное произведение больше всего понравилось и почему, а я, как учитель, прошу каждого проговорить имя композитора, музыку которого мы слушали на занятии. Мне кажется, рефлексия очень важна: она расширяет словарный запас учащегося, позволяет проявить индивидуальность и важна не только для учащихся, но и для меня, как для педагога. Поэтому предлагаю вам, уважаемые участники, в завершении мастер-класса, вытянуть лепесток и продолжить фразу, которая написана на лепестке. Варианты фраз, которые можно продолжить: мне понравилось/ меня удивило/ я узнала/ я попробую повторить в своей педагогической практике.





  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика