Краснова Елена Александровна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85
с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань,
Ситдикова Юлия Рустамовна,
заместитель директора по УР, учитель химии,
МБОУ «Средняя общеобразовательная
русско-татарская школа №103», г.Казань
Аннотация
Одним из приоритетных направлений современной школы является гражданская идентичность в урочной и во внеурочной деятельности: осмысления и освоения исторического опыта, формирование и развитие личности школьника, ценностные ориентиры учебной и социальной практики. Гражданская идентичность позволяет систематизировать ресурс самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи, школы до уровня своей страны, и мира в целом. Готовясь к конкурсным мероприятиям профессионального мастерства учителю необходимо обратить внимание:
- на метапредметность в уроке, во внеурочной деятельности,
- установление межпредметных связей,
- интеграцию своего предмета с другими предметами школьной программы.
Учителю необходимо:
- систематизировать и расширять знания,
- развивать коммуникативно-интеллектуальные навыки,
- создавать условия приобретения позитивного социального опыта школьников.
Например, ученик и учитель решают заданную проблему, «проживают» заданную проблему эмоционально, ярко, интересно с гражданско-воспитательным аспектом, используя системно-деятельностный подход в разных режимах «учитель-класс», «ученик-учитель», «группа-группа» позволяет участникам конкурсного мероприятия выразить свое собственное мнение, формулирует цели, задачи, и показать накопленный опыт. Таким образом, такая организация деятельности участников образовательного процесса позволяет держать заинтересованность на протяжении всего занятия/урока, способствующая грамотно подбирать нестандартные активные формы, методы и приемы.
Цель: формирование индивидуального чувства принадлежности к общности граждан конкретного государства, ценностной системы личности через творческую и познавательную деятельность обучающихся, обеспечивающих становление гражданственности и патриотизма.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать творческую и познавательную активность обучающихся выражать свое мнение через навыки общения;
- обучать определенным навыкам поведения, коллективной жизни через потребность в сотрудничестве работы в команде;
- показать историю России, историю Татарстана и татарского народа как неотъемлемую часть мирового исторического процесса.
Развивающие:
- расширить кругозор учеников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества;
- развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки школьников;
- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы через включение их в соответствующую деятельность.
Воспитывающие:
- воспитывать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту через чувство патриотизма, толерантности, нравственные основы историко-культурное наследие народов России, Татарстана и мира.
Перечень формируемых УУД:
Личностные: формирование позитивной мотивации к обучению и самообучению.
Регулятивные: умение организовывать свою учебно-познавательную деятельность.
Познавательные: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные: осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Важными компонентами являются системно-деятельностный подход, критическое и креативное мышления школьников. Данная работа учителя позволяют выстраивать траекторию внеурочной деятельности на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, применение базовых навыков для решения повседневных задач, способность к генерации идей для повышения мотивации к образованию и самообразованию учеников.
Мы составили алгоритм использования активных форм, методов, приемов по формированию гражданской идентичности, который можно использовать при конструировании конкурсных уроков и внеурочных занятий.
I. Форма: информ-дайджест, фронтально-групповая
Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Оборудование и необходимые материалы для проведения информ-дайджеста:
1. компьютер и проектор;
2. выход в Интернет;
3. вопросы для команд участников еженедельной «пятиминутки» со свободным выбором тем: «Исторический портрет», «Улицы нашего города», «Татарстан в годы Великой Отечественной войны», «Культура», «Современный Татарстан»;
4. выставка книг.
Актуальность: 2021 год – год родных языков и народного единства в Татарстане.
Условия и порядок проведения информ - дайджеста:
1. Время на обдумывание ответа - 1 минута.
2. Форма оценивания:
Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Максимальный балл-25. Баллы фиксируются в чате или на ватмане фломастером. Если команда не может ответить, вопрос переходит другой команде.
Команда набравшая:
18-25 баллов - имеет высокий уровень сформированности УУД;
10-17 - средний уровень, учитель должен помочь обучающимся к концу года достичь более высоких результатов.
1-9 - низкий уровень формирования УУД, учитель должен постоянно активизировать детей, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.
Победителем считается та команда, которая в сумме набирает наибольшее количество баллов.
Подготовительный этап: команды - участники читают дополнительную литературу по истории России, истории Татарстана и татарского народа, http://tatarhistory.ru/ru и другие источники из библиотеки и сети Интернет.
План проведения:
1. Сообщение цели информ - дайджеста, объяснение правил.
2. Проведение еженедельной пятиминутки в рекреации школы или на платформе Сферум c использованием «сессионных залов» для работы в группах и онлайн-звонках.
3. Подведение итогов.
4. Награждение победителей по возможностям организаторов информ-дайджеста.
Содержания примерных заданий ориентированы на достижение метапредметных результатов, формирования универсальных внепредметных компетенций обучающихся с опорой на региональный компонент, без акцентирования предметного углубления
II. Создание информационных ресурсов обучающимися (виртуальные экскурсии, видеоролики)
Одним из результатов реализации приобщения обучающихся к российским традиционным духовным ценностям становятся снятые видеоролики самими обучающимися, как итоговые проекты о различных аспектах развития России и мира.
Данная работа выполняет следующие основные функции:
- сохраняют электронный контент;
- обеспечивают определенные визуальные и звуковые эффекты;
- способствуют развитию творческих способностей, культурному обмену, бесконтактному общению пользователя с музейно – исследовательской средой.
Таким образом, ресурсы, созданные обучающимися, развивают коммуникативные способности, критическое мышление и ценностные ориентации личности.
III. Использование электронных информационных образовательных ресурсов.
Использование электронных информационных образовательных ресурсов становится всё более распространённым в системе образования. Преимущества: доступность и оперативность, компактность, не только текст, но и графические изображения, видео и звуковые фрагменты, легкость работы с содержанием. Дают возможность работать с интегрированным текстом, и обеспечивают сетевой доступ к материалу одновременно многим пользователям.
Например,
На этапе мотивации учебной деятельности обучающихся учителя применяют игровые технологии, мемы, карикатуры, исторический юмор.
Сайт Seterra - он-лайн игры (изучение стран, столиц, флагов, океанов, рек и многое другое при помощи упражнений с контурными картами).
Облако тегов (визуальное представление набора ключевых слов, которые дают возможность обучающимся определить ведущие понятия и сформулировать тему данного урока).
На этапе актуализации знаний учителя готовят разноуровневые вопросы, анкеты, используя Google формы, требующие активной мыслительной деятельности всех обучающихся. Совместно создают ментальные карты, как удобный способ структурирования информации и организации взаимопроверки: тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы, в качестве фонетической зарядки. Проводят вебинары, уроки - конференции, где ребята знакомятся с новым материалом, делают рабочие записи, пометки на полях, пишут в чате свои рассуждения, активно используя прием «толстые и тонкие вопросы. Широко применяется принцип сессионного зала (группы): учитель дает кейс-задания на время, посредством видеосвязи с учениками консультирует, обсуждает проблемы, выслушивает краткие ответы. По истечению времени каждая группа выходит в общий зал для представления своего мини-исследования по теме урока.
На этапе первичной проверки понимания знаний предлагаем использовать рефлексивный прием «Хочу спросить»: ученик задает вопрос не только учителю, но и своему однокласснику и на полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение «Я удовлетворен» или «Я не удовлетворен потому что…».
На этапе первичного закрепления знаний создаются интерактивные учебные модули по разным предметным дисциплинам, например «Найди пару», «Установи последовательность», «Пазлы», применяя сервис LearningApps.org.
На данном этапе предлагаем также использовать технологию блокчейна- это выстроенная непрерывная последовательная цепочка блоков, связный список, символов, знаков, алгоритмов содержащих информацию, которая позволяет выявить причину затруднений по теме урока.
На этапе информирования обучающихся о домашнем задании, чтобы скорректировать свою работу при дальнейшем планировании уроков, дать возможность учителю обнаружить ошибки в восприятии учебного материала, рекомендуем использовать образовательную технологию смешанного обучения. Применение данной модели целесообразно в первую очередь при изучении сложных обширных тем, для понимания которых требуется активная позиция учеников и время на осмысление.
На этапе проведения рефлексии, которая является обязательным этапом в структуре современного урока/занятия, предлагаем использовать Чек-лист. Данное упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
Задача | Критерий выполнения | Предполагаемый результат (оценка своего участия на уроке/занятии) |
На уроке/занятии я участвовал, высказывал, помогал… | Активно/пассивно | Отлично/хорошо/удовлетворительно |
Использование активных форм, методов, приемов чрезвычайно важен для личностного развития, так как во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Становление собственной жизненной позиции – важный аспект стремления утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру, собственных ценностных ориентаций.
Рекомендуемая литература для учителей
1. Евдокимов Ю.К. Дистанционные и виртуальные информационные технологии в современном школьном образовании /Ю.К. Евдокимов, А.Ш. Салахова, А.Ю. Кирсанов //Школьные технологии.- 2010.- №5.- С.71-78.
2. Милютина, Ю. В. Целесообразность использования некоторых видов цифровых ресурсов в воспитательной деятельности / Ю. В. Милютина. Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 80-82.
3. Машкина В.А. Развитие дидактики Я.А. Коменского в условиях адаптивного дистанционного обучения /В.А. Машкина, О.Т. Романов, М.Н. Машкин //Педагогика.- 2014.- №10.- С.17-26.
4. Осипова О.П. Процесс создания и внедрения электронных образовательных ресурсов /О.П. Осипова //Народное образование.- 2015.- №4.- С.127-133.
5. Плотникова О.В. Патриотическое воспитание на примере подвигов героев великой отечественной войны – уроженцев Воронежа/ О.В. Плотникова // сборник статей XVI всерос. научно-практ. конф. «Великая победа: патриотическое воспитание молодежи» - Воронеж – 2015 – 255 с.
6. Примерная программа воспитания
https://fgosreestr.ru/uploads/files/95551609a5bfe91a11646eef1222a4cf.docx