Урок математики в 6 классе по теме «Отношение» Тип урока: открытие новых знаний Форма: урок – путешествие (Казанский Кремль)

Хамитова Илюза Рамилевна,
учитель математики
МБОУ «Гимназия №175»
Советского района г.Казани,
участник конкурса «Учитель года города Казани – 2023»
в номинации «Пдагогический дебют»


4 группы, на столах ЗАРАНЕЕ ПОДПИСАННЫЕ путевые листы, правила работы в группе.

Презентация к уроку: https://cloud.mail.ru/stock/dCu1CaY35EbGsTLenYWtDiN

Подготовительно – мотивационный этап.

– Добрый день, уважаемые ребята. Рада вас видеть. Меня зовут меня Илюза Рамилевна. Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие по нашему любимому городу - Казани. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Обратите внимание на правила, необходимые для эффективного взаимодействия (показывает: на столы, на экран), я начну, а вы продолжите (учитель говорит 1 правило, показывает рукой следующей группе). Отлично!

После выполнения работы, вся группа дружно берется за руки и поднимает вверх. Давайте попробуем.

На ваших столах находятся путевые листы. Возьмите каждый свой и положите рядом. Пока не открываем. Они нам пригодятся в нашем путешествии!

Звук, Барсик появляется на экране (оборачивается на экран) –Привет, меня не забудьте, я с вами!

Ребята, мы с вами не одни, у нас гость. Вы узнали кто это? (ответы детей). Да, это же наш Барсик (Юни)- символ герба Татарстана, а также символ Универсиады-2013 года, которая прошла в Татарстане. Барсик будет сопровождать нас в нашем путешествии.

– Итак, в путь! Барсик подготовил для нас первое задание- «Соотнесите слова».

(На слайде 1 задание «Соотнесите слова»)

(Барсик:помогите найти ключевое слово, которое откроет нам следующее задание)

Сказка о рыбаке и рыбке- Александр Пушкин; Шурале- Габдулла Тукай

Бишбармак- пять; Очпочмак- три

Путин В.В. — Россия; Татарстан — Миннеханов

Россия- Двуглавый орёл; Татарстан- Крылатый барс

Башкирия- Уфа; Татарстан - Казань

(ответы детей)

Отлично! Какое слово можно составить из выделенных букв? (дробь)

Этап актуализации знания по предложенной теме.

– Спасибо, ребята. Мы можем двигаться дальше! Перед вами иллюстрации. (На слайде картинки) Ответьте, какое слово их объединяет? (отношение) (что изображено? Любовь, дружба, общение, рукопожатие – все эти слова выражают отношения)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Об отношении. Вы правы. И в математике есть «отношения».

– Возьмите свои путевые листы, запишите тему урока. (Дети записывают тему урока). Только в отношение вступают…Что?

Итак, тема нашего урока: «ОТНОШЕНИЯ»

Возьмите свои путевые листы и запишите тему…

– Как вы думаете, а что мы сегодня будем делать на уроке?

- изучим понятие «отношение» в математике;

- научимся находить отношения;

- будем решать задачи с использованием отношений;

(на экране Барсик стучит, с рюкзаком – «Отправляться в путешествие без багажа знаний нельзя!»)

Ребята, обратите внимание на экран. Барсик говорит, что нам нужен багаж знаний для путешествия…

– Найдите в своих путевых листах задание №1. Ваша задача как можно быстрее ответить на вопросы, записать ответы. Напоминаю: о готовности группы сообщаем, поднимая руки вверх. На выполнение задания 1 минута. Время пошло. (Дети работают. поднимают руки)

-Так, одна группа готова...вторая…третья...четвертая (я не вижу, что вся группа готова)

Какое действие заменяет дробная черта? (Деление)

Какое сравнение показывает деление? (Во сколько раз одно число больше или меньше другого)

Какую часть 6 ч составляет от суток? (1/4)

Какую часть 10 шариков составляют от комплекта, в котором 30 шаров?

Проверяем ответы (фронтальный опрос?)

Этап решения поставленной проблемы. Новая тема.

– Молодцы! Ребята посмотрите, правильно выстроенные отношения в группе помогли вам успешно выполнить задание!

Первыми с заданием справилась … группа. Давайте поздравим их. Предлагаю на примере команды победителей разобрать тему «Отношения» в математике.

Сколько всего человек в группе? Сколько девочек? -…, а мальчиков? -… . Кого больше в группе? А во сколько раз? Как мы это узнали? (Поделили)…. А кого меньше? Какую часть они составляют от кол-ва …?(работа доски с магнитными фигурками человечков: мальчиков / девочек; учитель направляет и помогает)

– Посмотрите, когда отвечали на вопрос « Во сколько раз больше/меньше?» мы делили 15 на 9, когда отвечали на вопрос «Какую часть составляют от других» делили 9 на 15.

– Догадались ли вы, каким действием здесь выражается количественное отношение девочек и мальчиков? (ответы детей: деление.) А как называется результат деления? (частное)

– Вот эти частные в математике мы и называем «отношение чисел». (на экране термин отношение» и определение). (Отношение можно записать как арифметическое действие деления, а можно как обыкновенную дробь)

a:b=a/b (отношение числа a к числу)- (на слайде Барсик показывает выражение)

– Раскройте путевой лист, найдите термин «отношение». Запишите определение и ниже данное выражение.

Обратите внимание, как правильно читается отношение: (a:b=a/b) (отношение числа a к числу b)

-Откройте учебники на стр 118, №579. Ваша задача правильно прочитать отношения двух чисел (Работа с учебником- Правило, как правильно читать!)

– Что показывает отношение двух чисел? Какое отношение мы составили, когда отвечали на вопрос «В сколько раз больше?». Сравните числа. (делили большее число на меньшее) …А во втором случае? (меньшее на большее…)

Отношение двух чисел показывает:

во сколько раз одно число больше другого (большее делим на меньшее);

какую часть одно число составляет от другого (меньшее делим на большее).

– Как эти дроби будут выглядеть относительно вашей группы? Найдите в путевых листах задание №2. Рассмотрите отношение девочек и мальчиков в вашей группе, заполнив схему. Напоминаю, о готовности сообщаем, подняв руки. На выполнения задания 2 мин. Время пошло.

(группы выполняют задание, закончив, поднимают руки. Проверяем каждую группу по документ камере.)

(Барсик стучит: Сколько мальчиков и сколько девочек отправляются в путь?)

Ребята, подскажем Барсику…Сколько мальчиков и сколько девочек отправляются в путь?

Встаньте девочки. В путь отправляется …. девочек.

Встаньте мальчики. К нам присоединяется … мальчиков!

Все выходим, развернитесь ко мне лицом.

Повторяйте движения со мной!

Физминутка (музыкально – танцевальная)

Этап закрепления (баллы)

Наше путешествие по нашему городу.

(Барсик: Какие достопримечательности Казани вы знаете?)

-Какие достопримечательности вы можете назвать Барсику? (ответы детей: Башня Сююмбике, Национальный музей РТ, парк Тысячелетия, Казан, Дворец земледельцев, мечеть Кул шариф, мост Миллениум, памятник Коту казанскому, национальный культурный центр «Казань», и тд.) (Барсик хвалит)

-Как же прекрасен наш город. Согласитесь, ребята Казанский Кремль- главная достопримечательность нашего города. В 2000 году внесен в список наследий Юнеско и в настоящее время является Музеем-заповедником.

История Казанского Кремля хранит много тайн. Предлагаю, разгадать эти тайны. В ваших путевых листах найдите задание №3. Я предлагаю вам самостоятельно решить задачи об объектах Казанского Кремля. На выполнение задания отводится 5 минут. Начинаем… (выполняют задания).

Время вышло. Положили ручки. (Поднимаем руки.) Ребята, какие тайны вам удалось раскрыть, решая эти задачи? (…) А какие факты узнали об объектах Казанского Кремля? (дети говорят факты).

Теперь возьмите зеленые ручки. Сверьте свои ответы с образцом на экране. Зеленой ручкой отметьте правильные ответы знаком «+», неверные «-», если задание выполнено не полностью, то знаком «галочка».

Критерий оценивания у вас на столах. В соответствии с критериями выставите себе оценку. Время пошло.

Поднимите руки, ребята, получившие «5». А «4»? Те ребята, кто получил меньше баллов, вам следует еще раз изучить наш путевой лист.

Что нового мы узнали на уроке?

Чему научились?

Рефлексия

Найдите в своих путевых листах Барсика. Барсик предлагает вам оценить свою работу на уроке по 10 бальной шкале.

Запишите через дробь отношение вашей работы на уроке к пониманию темы. Полученный результат не сокращать!

Свои дроби впишите в таблицу команды.

(таблицы вешаются на доску)

Молодцы! Я рада, что вы поняли тему урока. Спасибо вам за активную работу.

На нашем уроке мы раскрыли много тайн, и вам осталось раскрыть еще одну- это домашнее задание, спрятанное в QR коде. QR коды вы можете найти в своих путевых листах. Вам предлагается выполнить 1 задание на выбор. Путевые листы останутся у вас.

Итог урока. Звонок.

(Заходит Барсик, приглашает на экскурсию по Казанскому Кремлю.)

- Сегодня вместе с Барсиком мы путешествовали по Казанскому Кремлю.

Барсик: Наш город прекрасен, я уверена, что вы будете любить и беречь его. А в новогодние каникулы Казанский кремль приглашает вас на мероприятия. (Барсик раздает приглашения)

-Ребята, наш урок закончился, я вас передаю Барсику. (Барсик уводит детей в коридор).

(Звонок)

Приложение

1 и 2 группа

Задача 1. Из 13 башен Казанского Кремля до наших дней сохранились лишь 8 башен. Какая часть башен была разрушена?

Башня Сююмбике относится к падающим башням (как Пизанская башня), она отклонена от вертикального положения на 2 метра.

Задача 2. Главная достопримечательность Казанского Кремля - семиярусная проездная башня Сююмбике высотой 58 метров. Первый ярус имеет высоту 12 м.

1)Какую часть составляет первый ярус от высоты башни?

2)Во сколько раз башня выше первого яруса?

Факты: Башня Сююмбике была построена за семь дней.

Задача 3(*). Губернаторский дворец в Казани имеет форму прямоугольника. Длина здания 56м, а площадь 2240м^2 . Найдите отношение длины дворца к его ширине. Что показывает это отношение?

Факты: В Губернаторском дворце находится резиденция Президента Республики Татарстан.

3 и 4 группа

Задача 1. Из 13 башен Казанского Кремля одна многогранной формы, 7 круглых и 5 проездных. Какую часть составляют круглые башни от числа всех башен кремля?

Факты: Основание Кремля, как и города Казани, по официальной версии относят к X веку.

Задача 2. Один из самых интересных памятников нашего края – Спасская башня Казанского кремля (16 век), высотой 46 метров. Другой архитектурный памятник – Раифский Богородицкий монастырь (17 век), высотой 60 метров.

1)Какую часть высота Спасской башни составляет от высоты Раифского монастыря?

2)Во сколько раз Раифский монастырь выше Спасской башни?

Факты: В 2000 году Казанский кремль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Задача 3(*). Длина Кремлевской набережной Казани 4 километра. Вдоль берега располагается пристань, которая делит набережную на две части (меньшая часть – 1200 м). Какую часть меньшая сторона составляет от большего?

Факты: Кремлевская набережная – это берег Казанки от Кировской дамбы до моста Миллениум. Включает в себя дорогу для прогулки как пешком, так на роликах или велосипеде. Зимой здесь организуют самый длинный (1 км) каток на набережной.

Критерии оценивания
  -


Путевой лист
  -


Рефлексия
  -



  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика