Ольга Николаевна Константинова,
заместитель директора лицея № 146 «Ресурс» по воспитательной работе,
абсолютный победитель Республиканского этапа конкурса «Воспитать
человека-2022», призер Всероссийского конкурса «Воспитать человека – 2022»
Уважаемы коллеги! Представляю вашему вниманию материалы мастерской продуктивного поиска с родителями учащихся «Общение с ребёнком – ключ к воспитанию», которая была высоко отмечена специалистами на городском и Республиканском этапах конкурса «Воспитать человека-2022».
Тема мастерской не нова, ей посвящены многочисленные труды педагогов и психологов. Но сами по себе эти мудрые книги не всегда встречаются со своими потенциальными читателями – родителями. А между тем, глаза педагога часто наблюдают как родители и дети с двух сторон стучатся в одну и ту же дверь непонимания, поколениями ходят замкнутыми кругами проблемы. Так родилась идея – помочь приоткрыть эту дверь.
Выбранная форма - мастерская – это ассоциация с сюжетом сказки, в которой папа Карло с заботой выстругал своего Буратино, - место для творчества. Применяемый метод - поиск – это лучший путь присвоения знаний.
Получаемый результат - продуктивность – техники эффективного общения, которые не просто становятся понятны, но и принимаются участниками встречи к действию.
Цель мастерской– знакомство родителей с воспитательными возможностями эффективного общения с детьми и поиск «ключа», который откроет дверь непонимания.
Для достижения цели ставятся и решаются следующие задачи:
- познакомить родителей с техниками «Я-сообщения» и активное слушание
- научить конструировать «Я –сообщения»
- выяснить, что мешает активному слушанию
- вывести правила активного слушания
- потренироваться проявлять его в конкретных типичных жизненных ситуациях
- определить перспективы дальнейшего изучения темы
Работа в мастерской организуется группами, в них встречаются родители, у которых много общего (возраст детей, условия обучения), но в то же время разные типы мышления, различный жизненный и семейный опыт. Сотрудничество, критическое мышление и коммуникации в группе позволяют сделать работу интерактивной и более динамичной.
Буклеты, с которыми работают родители, помогают получить информацию по теме, внести в них свои продуктивные находки. Практическая работа занимает большую часть встречи.
Каждый родитель уходит с буклетом-памяткой и двумя QR-кодами, которые выведут их на сайты с подборкой книг известного психолога Юлии Гиппенрейтер, а также на дайджест наиболее популярных сейчас книг о воспитании, психологии и любви к детям.
Презентационный материал, размещаемый на экране, помогает выдержать структуру мастерской, расставить смысловые акценты, дополнить информацию буклета.
Этап рефлексии проводится в форме структуры 3-2-1, которая позволяет провести мониторинг продуктивности встречи и наметить дальнейшие темы работы с родителями.
Материалы мастерской могут быть адаптированы для работы с родителями учеников начальной школы, средней и старшей ступеней обучения. Они будут полезны и педагогам, несомненно, нуждающимся в умении применять техники позитивного общения с учениками.
Узнать! Попробовать! Применить!
Мастерская продуктивного поиска
«Общение с ребёнком – ключ к воспитанию»
План мастерской
1 Вводная часть «В поисках «золотого ключика»» (5 мин)
2 Продуктивный поиск (20 мин)
- Пример от обратного
- Чувства родителей. Как с ними быть? Учимся строить Я-сообщения.
- Чувства ребёнка. Что делать с ними? Учимся азам активного слушания.
3 Превращение из «говорящего и воспитывающего» в «слушающего и понимающего» (15 мин)
4 Заключение -рефлексия «Золотой ключик» -ваш? Общайтесь и будьте счастливы!» (5 мин)
1 Вводная часть «В поисках «золотого ключика»»
Уважаемые родители! Мои коллеги в деле воспитания! Здравствуйте! Это пожелание в наши дни считается самыми актуальным! Как здорово, что сегодня мы встретились в режиме очного формата, потому что, только глядя в глаза друг другу, взрослые могут искренне поговорить о самом важном для нас в жизни - о наших детях!
Мы живём с вами под девизом: «Прежде всего мы родители, а ... всё остальное потом». Правильно! Вы настоящие родители!
Я объявляю «минутку радости» и предлагаю вам поделиться своей радостью от общения с детьми. «Я рад(а), потому что мой ребёнок …» (педагог начинает, а родители по очереди продолжают эту фразу)
Спасибо, что поделились своей радостью!
Скажите, вы помните сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»?
Я же говорила, что вы лучшие родители!
Луковичка, курточка и штанишки, Азбука – то, чем первоначально обеспечил папа Карло своего сына. И это для родителей символично, не правда ли? ......
Накормить, одеть, дать образование!
-– Папа Карло, а где твоя куртка?
– Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на
здоровье…
Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
– Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…
Буратино всеми силами хотел в этот первый в его жизни вечер жить без
баловства...
Наши дети также, как и литературный герой, любопытны, озорны, не всегда видят опасность, стремятся к самостоятельности. На пути им встречаются и люди-кукловоды Карабасы, безвольные Дуремары, мудрые помощники Тортиллы, доброжелательные Сверчки, злобные Шушары, льстецы и обманщики Базилио и Алисы, верные друзья и первая влюблённость. А мы, как папа Карло, да и в значении «много работаем», должны помочь ребёнку не потеряться в мире, воспитать его, но при этом не потерять взаимопонимание с детьми, не потерять детское доверие.
Сегодня я предлагаю вам отправиться на поиски «золотого ключика», который поможет нам открыть потайную дверь в мир чудесных открытий правил общения с ребёнком. Вы готовы! Начинаем!
2 Продуктивный поиск
- Пример от обратного
Извините, мне нужно ответить! (имитация разговора по телефону)
Да, сынок! Что опять случилось? Говори быстрее, у меня нет времени. Нет. Нельзя. Сколько раз я тебе говорила об этом. Давай, чтобы я больше не слышала, что ты хочешь пропустить тренировку. Не надо мне объяснять...Если тренер скажет, что ты сегодня не был в клубе, я не выполню своё обещание. Всё, всё пока.
У меня - мастер-класс с родителями, а я переполнена чувством негодования, тренировку сын пропустить хочет! И, кажется, назревает конфликт...
Уважаемые родители, а какая ситуация в общении с ребёнком может вас переполнить отрицательными эмоциями? И какими?
Озвучивание ситуаций и чувств родителей.
Замечательно. Вы родители со стажем!
Неправильное выражение своих отрицательных эмоций создаёт конфликтную ситуацию. Техника избегания и разрешения конфликтов опирается на два базисных навыка: Я-сообщение и Активное слушание. Навыки, которые делают нас более эффективными родителями.
Ситуация, когда эмоциями наполнен родитель. Как с ними быть?
- Чувства родителей. Как с ними быть? Учимся строить Я-сообщения.
Главное, показать культуру их выражения! Научиться строить Я-сообщения!
У каждого из вас есть буклет, работа с которым поможет нам в поисках.
(читают родители, я дополняю)
Правило 1 Сообщить ребёнку о своих отрицательных переживаниях по поводу его поведения. 90% инфо о нашем внутреннем состоянии будут всё равно переданы ему невербальным путём.
Правило 2 Говорить о своих чувствах нужно от первого лица. О себе, о своём переживании! Я, мне, меня.
В таком сообщении ребёнок не получает обидную для себя информацию, видит чувства родителей, узнаёт их ближе.
Правило 3 Начав с Я-сообщения, не заканчивать фразу Ты-сообщением.
«Я не люблю, когда ты такая неряха!»
В своем случае, разговаривая по телефону, я должна была бы сказать
примерно так: «Мне обидно, когда дорогой мне человек, не сдерживает своих обещаний и не может проявить силу воли». Эта фраза позволила бы установить контакт с ребёнком, улучшить взаимоотношения и помочь проявить ему ответственность.
Ну, а что же «ты –сообщения»? Ведь их тоже приходится употреблять. Основной их секрет – они должны быть ... позитивными! (импровизация родителей)
Ты мне (очень помогла), спасибо! Мне нравится, как ты (заботливо относишься к щенку)! Вчера ты меня обрадовал – (сам сделал уроки)!
Пора заняться подготовкой «шпаргалки», группой заполним таблицу в буклете.
Обсудите, постройте и запишите ваши я - сообщения для ребёнка.
Ситуация | Ваше чувство | Я-сообщение |
Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает:«Сейчас», – и продолжает заниматься своими делами | Раздражение | Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же |
Ребенок возвращается с опозданием на три часа, заставив вас ужасно переволноваться | - | - |
Супруги в разводе. Сын скучает по отцу. Однажды сказал маме: «С папой я бы пошёл в кино, а с тобой не пойду…» | - | - |
Чтение записанных «Я –сообщений»
Вы радуете меня своими успехами!
? Чувства ребёнка. Что делать с ними? Учимся азам активного слушания.
Нас ждёт второй базисный навык техники избегания и разрешения конфликтов: активное слушание. Ситуация меняется наоборот: теперь ребёнок переполнен негативными эмоциями.
Обратимся к информации в буклете.
Что нам мешает слушать ребенка:
Приказы, команды
Предупреждения, предостережения, угрозы
Мораль, нравоучения, проповеди
Советы, готовые решения
Критика, выговоры, обвинения
Обзывание, высмеивание
Догадки, интерпретации
Выспрашивание, расследование
Отшучивание, уход от разговора
Задание командам (даны ситуации на столах): определите, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя (время на обсуждение)
ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному!
МАТЬ: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. (…………)
ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь, как было больно!
МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить,
останешься без зубов. (………………)
ДОЧЬ: Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь!
СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал
меня сегодня в запасе.
МАТЬ: Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик, а
потом – сам виноват. (…………………..)
СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть.
МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным. (…………..)
СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты…
Девочка пяти лет – отцу (плачет): Посмотри, что он (брат двух с половиной лет)
сделал с моей куклой! Нога теперь болтается.
ПАПА: Да, а как это случилось? (………….)
ДОЧЬ: Откуда я знаю! Моя ку-у-колка!
ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом, симпатичный такой инвалидик. (Улыбается.) (8)
ДОЧЬ (плачет сильнее): Не хочу, представляя-я-ть… Не смейся. Я убью его в следующий раз!
ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал! (………….)
ДОЧЬ: Ты плохой, я пойду к маме. Ма-а-ам, посмотри…
Команды озвучивают свои «находки».
Отличная командная работа! Вы скоро точно сможете создать ассоциацию активных родителей!
Что значит «активно слушать»? .................................................................
Это значит, в беседе с эмоционально неуравновешенным ребёнком, «возвратить» ему его чувства, не оставив его наедине с его переживаниями.
Посмотрите! Подумайте! Определите правила активного слушания!
Видеофрагмент из мультфильма «Головоломка» (1м.30 сек)
Выводим правила активного слушания:
- Положение родителя по отношению к ребёнку, поза - сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать (один уровень, лицом к лицу, глаза на одном уровне)
- Не вопросы, а утверждения.
- Умение держать паузу
+ Активное слушание предполагает скромный подход к воспитанию детей. Вы с самого начала признаете, что не можете справиться со всем в одиночку, вам нужна помощь ребенка – вашего партнера в процессе воспитания.
3 Превращение из «говорящего и воспитывающего» в «слушающего и понимающего»
Обращаемся к таблице ситуаций в буклете. Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ответ родителя |
Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда | - | Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала… |
Дочь приходит домой в слезах: «Сегодня, когда я выходила из школы, какой-то мальчишка выбил у меня портфель, и он упал в лужу» | - | Очень досадно... |
Дочка отказывается надевать «эту уродскую шапку» | - | Тебе не нравится эта шапка… |
Озвучивание примерных ответов родителей.
Активное слушание родителями делает подростковый возраст детей (с его большими проблемами) менее напряженным для всей семьи. Ваш ребенок знает, что вы будете слушать и помогать ему. Он привыкает к тому, что его слушают и ценят его интеллектуальные способности. Ребенок уверен, что вместе с вами ему все по плечу.
4. Заключение -рефлексия «Золотой ключик» -ваш? Общайтесь и будьте счастливы!»
По вашей работе я увидела, что ответы активного слушания вам строить не сложно. Я уверена, что на отлично вы справитесь и с домашним заданием: провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего сына или дочери. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка. Я вас уверяю, так приятно будет сказать самому себе: «А я всё-таки понимающий родитель!»
Сохраняя в нашей встречи принцип литературной кольцевой композиции, ещё раз вспомним слова сказки Толстого:
«Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье…»
Золотой ключик у вас в руках? Нет. Но мы приблизились к обладанию им.
Нам предстоит узнать, что делать, когда и ребёнок, и родитель переполнены негативными эмоциями, как в таком случае разрешать конфликты? Мы это сделаем на следующей нашей встречи! Для самых «любопытных» родителей я разместила на обратной стороне буклета QR-коды, по которым можно найти ответ на этот вопрос, а также на другие, касающиеся продуктивного общения родителей и детей. И тогда «золотой ключик» будет у вас в руках!
Сказка оживёт: «Он вложил ключик в замочную скважину и повернул…»
Рефлексия 3-2-1
3 – запишите три идеи, которые возьмёте для себя в практику общения с ребёнком?
2 - два момента, которые остались непонятными?
1 – какая следующая тема родительского собрания вам интересна?
(или как бы вы объяснили родителям, которых не было сегодня с нами, итог нашего продуктивного поиска)
Уважаемые коллеги! Буду искренне рада, если представленный материал поможет вам в организации работы с родителями! А родителям, таковыми являются и многие из нас, педагогов, поможет доверительно, искренне, заинтересованно общаться с детьми.