Ольга Николаевна Константинова, заместитель директора лицея № 146 «Ресурс» по воспитательной работе, абсолютный победитель Республиканского этапа конкурса «Воспитать человека-2022», призер Всероссийского конкурса «Воспитать человека – 2022»


Уважаемы коллеги! Представляю вашему вниманию материалы мастерской продуктивного поиска с родителями учащихся «Общение с ребёнком – ключ к воспитанию», которая была высоко отмечена специалистами на городском и Республиканском этапах конкурса «Воспитать человека-2022».

Тема мастерской не нова, ей посвящены многочисленные труды педагогов и психологов. Но сами по себе эти мудрые книги не всегда встречаются со своими потенциальными читателями – родителями. А между тем, глаза педагога часто наблюдают как родители и дети с двух сторон стучатся в одну и ту же дверь непонимания, поколениями ходят замкнутыми кругами проблемы. Так родилась идея – помочь приоткрыть эту дверь.

Выбранная форма - мастерская – это ассоциация с сюжетом сказки, в которой папа Карло с заботой выстругал своего Буратино, - место для творчества. Применяемый метод - поиск – это лучший путь присвоения знаний.

Получаемый результат - продуктивность – техники эффективного общения, которые не просто становятся понятны, но и принимаются участниками встречи к действию.

Цель мастерской– знакомство родителей с воспитательными возможностями эффективного общения с детьми и поиск «ключа», который откроет дверь непонимания.

Для достижения цели ставятся и решаются следующие задачи:

- познакомить родителей с техниками «Я-сообщения» и активное слушание

- научить конструировать «Я –сообщения»

- выяснить, что мешает активному слушанию

- вывести правила активного слушания

- потренироваться проявлять его в конкретных типичных жизненных ситуациях

- определить перспективы дальнейшего изучения темы

Работа в мастерской организуется группами, в них встречаются родители, у которых много общего (возраст детей, условия обучения), но в то же время разные типы мышления, различный жизненный и семейный опыт. Сотрудничество, критическое мышление и коммуникации в группе позволяют сделать работу интерактивной и более динамичной.

Буклеты, с которыми работают родители, помогают получить информацию по теме, внести в них свои продуктивные находки. Практическая работа занимает большую часть встречи.

Каждый родитель уходит с буклетом-памяткой и двумя QR-кодами, которые выведут их на сайты с подборкой книг известного психолога Юлии Гиппенрейтер, а также на дайджест наиболее популярных сейчас книг о воспитании, психологии и любви к детям.

Презентационный материал, размещаемый на экране, помогает выдержать структуру мастерской, расставить смысловые акценты, дополнить информацию буклета.

Этап рефлексии проводится в форме структуры 3-2-1, которая позволяет провести мониторинг продуктивности встречи и наметить дальнейшие темы работы с родителями.

Материалы мастерской могут быть адаптированы для работы с родителями учеников начальной школы, средней и старшей ступеней обучения. Они будут полезны и педагогам, несомненно, нуждающимся в умении применять техники позитивного общения с учениками.

Узнать! Попробовать! Применить!

Мастерская продуктивного поиска

«Общение с ребёнком – ключ к воспитанию»

План мастерской

1 Вводная часть «В поисках «золотого ключика»» (5 мин)

2 Продуктивный поиск (20 мин)

- Пример от обратного

- Чувства родителей. Как с ними быть? Учимся строить Я-сообщения.

- Чувства ребёнка. Что делать с ними? Учимся азам активного слушания.

3 Превращение из «говорящего и воспитывающего» в «слушающего и понимающего» (15 мин)

4 Заключение -рефлексия «Золотой ключик» -ваш? Общайтесь и будьте счастливы!» (5 мин)

1 Вводная часть «В поисках «золотого ключика»»

Уважаемые родители! Мои коллеги в деле воспитания! Здравствуйте! Это пожелание в наши дни считается самыми актуальным! Как здорово, что сегодня мы встретились в режиме очного формата, потому что, только глядя в глаза друг другу, взрослые могут искренне поговорить о самом важном для нас в жизни - о наших детях!

Мы живём с вами под девизом: «Прежде всего мы родители, а ... всё остальное потом». Правильно! Вы настоящие родители!

Я объявляю «минутку радости» и предлагаю вам поделиться своей радостью от общения с детьми. «Я рад(а), потому что мой ребёнок …» (педагог начинает, а родители по очереди продолжают эту фразу)

Спасибо, что поделились своей радостью!

Скажите, вы помните сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»?

Я же говорила, что вы лучшие родители!

Луковичка, курточка и штанишки, Азбука – то, чем первоначально обеспечил папа Карло своего сына. И это для родителей символично, не правда ли? ......

Накормить, одеть, дать образование!

-– Папа Карло, а где твоя куртка?

– Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на

здоровье…

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

– Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…

Буратино всеми силами хотел в этот первый в его жизни вечер жить без

баловства...

Наши дети также, как и литературный герой, любопытны, озорны, не всегда видят опасность, стремятся к самостоятельности. На пути им встречаются и люди-кукловоды Карабасы, безвольные Дуремары, мудрые помощники Тортиллы, доброжелательные Сверчки, злобные Шушары, льстецы и обманщики Базилио и Алисы, верные друзья и первая влюблённость. А мы, как папа Карло, да и в значении «много работаем», должны помочь ребёнку не потеряться в мире, воспитать его, но при этом не потерять взаимопонимание с детьми, не потерять детское доверие.

Сегодня я предлагаю вам отправиться на поиски «золотого ключика», который поможет нам открыть потайную дверь в мир чудесных открытий правил общения с ребёнком. Вы готовы! Начинаем!

2 Продуктивный поиск

- Пример от обратного

Извините, мне нужно ответить! (имитация разговора по телефону)

Да, сынок! Что опять случилось? Говори быстрее, у меня нет времени. Нет. Нельзя. Сколько раз я тебе говорила об этом. Давай, чтобы я больше не слышала, что ты хочешь пропустить тренировку. Не надо мне объяснять...Если тренер скажет, что ты сегодня не был в клубе, я не выполню своё обещание. Всё, всё пока.

У меня - мастер-класс с родителями, а я переполнена чувством негодования, тренировку сын пропустить хочет! И, кажется, назревает конфликт...

Уважаемые родители, а какая ситуация в общении с ребёнком может вас переполнить отрицательными эмоциями? И какими?

Озвучивание ситуаций и чувств родителей.

Замечательно. Вы родители со стажем!

Неправильное выражение своих отрицательных эмоций создаёт конфликтную ситуацию. Техника избегания и разрешения конфликтов опирается на два базисных навыка: Я-сообщение и Активное слушание. Навыки, которые делают нас более эффективными родителями.

Ситуация, когда эмоциями наполнен родитель. Как с ними быть?

- Чувства родителей. Как с ними быть? Учимся строить Я-сообщения.

Главное, показать культуру их выражения! Научиться строить Я-сообщения!

У каждого из вас есть буклет, работа с которым поможет нам в поисках.

(читают родители, я дополняю)

Правило 1 Сообщить ребёнку о своих отрицательных переживаниях по поводу его поведения. 90% инфо о нашем внутреннем состоянии будут всё равно переданы ему невербальным путём.

Правило 2 Говорить о своих чувствах нужно от первого лица. О себе, о своём переживании! Я, мне, меня.

В таком сообщении ребёнок не получает обидную для себя информацию, видит чувства родителей, узнаёт их ближе.

Правило 3 Начав с Я-сообщения, не заканчивать фразу Ты-сообщением.

«Я не люблю, когда ты такая неряха!»

В своем случае, разговаривая по телефону, я должна была бы сказать

примерно так: «Мне обидно, когда дорогой мне человек, не сдерживает своих обещаний и не может проявить силу воли». Эта фраза позволила бы установить контакт с ребёнком, улучшить взаимоотношения и помочь проявить ему ответственность.

Ну, а что же «ты –сообщения»? Ведь их тоже приходится употреблять. Основной их секрет – они должны быть ... позитивными! (импровизация родителей)

Ты мне (очень помогла), спасибо! Мне нравится, как ты (заботливо относишься к щенку)! Вчера ты меня обрадовал – (сам сделал уроки)!

Пора заняться подготовкой «шпаргалки», группой заполним таблицу в буклете.

Обсудите, постройте и запишите ваши я - сообщения для ребёнка.

СитуацияВаше чувствоЯ-сообщение
Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает:«Сейчас», – и продолжает заниматься своими деламиРаздражениеЯ начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же
Ребенок возвращается с опозданием на три часа, заставив вас ужасно переволноваться--
Супруги в разводе. Сын скучает по отцу. Однажды сказал маме: «С папой я бы пошёл в кино, а с тобой не пойду…»--

Чтение записанных «Я –сообщений»

Вы радуете меня своими успехами!

? Чувства ребёнка. Что делать с ними? Учимся азам активного слушания.

Нас ждёт второй базисный навык техники избегания и разрешения конфликтов: активное слушание. Ситуация меняется наоборот: теперь ребёнок переполнен негативными эмоциями.

Обратимся к информации в буклете.

Что нам мешает слушать ребенка:

Приказы, команды

Предупреждения, предостережения, угрозы

Мораль, нравоучения, проповеди

Советы, готовые решения

Критика, выговоры, обвинения

Обзывание, высмеивание

Догадки, интерпретации

Выспрашивание, расследование

Отшучивание, уход от разговора

Задание командам (даны ситуации на столах): определите, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя (время на обсуждение)

ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному!

МАТЬ: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. (…………)

ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь, как было больно!

МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить,

останешься без зубов. (………………)

ДОЧЬ: Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь!

СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал

меня сегодня в запасе.

МАТЬ: Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик, а

потом – сам виноват. (…………………..)

СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть.

МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным. (…………..)

СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты…

Девочка пяти лет – отцу (плачет): Посмотри, что он (брат двух с половиной лет)

сделал с моей куклой! Нога теперь болтается.

ПАПА: Да, а как это случилось? (………….)

ДОЧЬ: Откуда я знаю! Моя ку-у-колка!

ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом, симпатичный такой инвалидик. (Улыбается.) (8)

ДОЧЬ (плачет сильнее): Не хочу, представляя-я-ть… Не смейся. Я убью его в следующий раз!

ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал! (………….)

ДОЧЬ: Ты плохой, я пойду к маме. Ма-а-ам, посмотри…

Команды озвучивают свои «находки».

Отличная командная работа! Вы скоро точно сможете создать ассоциацию активных родителей!

Что значит «активно слушать»? .................................................................

Это значит, в беседе с эмоционально неуравновешенным ребёнком, «возвратить» ему его чувства, не оставив его наедине с его переживаниями.

Посмотрите! Подумайте! Определите правила активного слушания!

Видеофрагмент из мультфильма «Головоломка» (1м.30 сек)

Выводим правила активного слушания:

- Положение родителя по отношению к ребёнку, поза - сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать (один уровень, лицом к лицу, глаза на одном уровне)

- Не вопросы, а утверждения.

- Умение держать паузу

+ Активное слушание предполагает скромный подход к воспитанию детей. Вы с самого начала признаете, что не можете справиться со всем в одиночку, вам нужна помощь ребенка – вашего партнера в процессе воспитания.

3 Превращение из «говорящего и воспитывающего» в «слушающего и понимающего»

Обращаемся к таблице ситуаций в буклете. Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).

Ситуация и слова ребенкаЧувства ребенкаОтвет родителя
Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда-Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала…
Дочь приходит домой в слезах: «Сегодня, когда я выходила из школы, какой-то мальчишка выбил у меня портфель, и он упал в лужу»-Очень досадно...
Дочка отказывается надевать «эту уродскую шапку»-Тебе не нравится эта шапка…

Озвучивание примерных ответов родителей.

Активное слушание родителями делает подростковый возраст детей (с его большими проблемами) менее напряженным для всей семьи. Ваш ребенок знает, что вы будете слушать и помогать ему. Он привыкает к тому, что его слушают и ценят его интеллектуальные способности. Ребенок уверен, что вместе с вами ему все по плечу.

4. Заключение -рефлексия «Золотой ключик» -ваш? Общайтесь и будьте счастливы!»

По вашей работе я увидела, что ответы активного слушания вам строить не сложно. Я уверена, что на отлично вы справитесь и с домашним заданием: провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего сына или дочери. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка. Я вас уверяю, так приятно будет сказать самому себе: «А я всё-таки понимающий родитель!»

Сохраняя в нашей встречи принцип литературной кольцевой композиции, ещё раз вспомним слова сказки Толстого:

«Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье…»

Золотой ключик у вас в руках? Нет. Но мы приблизились к обладанию им.

Нам предстоит узнать, что делать, когда и ребёнок, и родитель переполнены негативными эмоциями, как в таком случае разрешать конфликты? Мы это сделаем на следующей нашей встречи! Для самых «любопытных» родителей я разместила на обратной стороне буклета QR-коды, по которым можно найти ответ на этот вопрос, а также на другие, касающиеся продуктивного общения родителей и детей. И тогда «золотой ключик» будет у вас в руках!

Сказка оживёт: «Он вложил ключик в замочную скважину и повернул…»

Рефлексия 3-2-1

3 – запишите три идеи, которые возьмёте для себя в практику общения с ребёнком?

2 - два момента, которые остались непонятными?

1 – какая следующая тема родительского собрания вам интересна?

(или как бы вы объяснили родителям, которых не было сегодня с нами, итог нашего продуктивного поиска)

Уважаемые коллеги! Буду искренне рада, если представленный материал поможет вам в организации работы с родителями! А родителям, таковыми являются и многие из нас, педагогов, поможет доверительно, искренне, заинтересованно общаться с детьми.


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика