Игнашева Юлия Геннадьевна,
начальник ИМО Управления образования г.Казани,
Бухарова Лариса Геннадьевна,
методист по ЦСО ИМО Управления образования г.Казани
2022 год в Республике Татарстан был объявлен Годом цифровизации. Цель – создание благоприятных условий для опережающего роста цифровой экономики, эффективного развития цифровых технологий, повышающих качество жизни населения.
Цифровая экономика - часть мировой экосистемы. Однако само по себе формирование цифровой экономики невозможно без решения проблемы цифровых компетенций молодежи и взрослых, так как именно всеобщая цифровая грамотность готовит граждан к новым вызовам и обеспечивает информационную безопасность.
Одним из ключевых направлений в управлении общеобразовательными организациями является их комплексная цифровизация. Использование цифровых образовательных платформ и сервисов позволяет решать задачи цифровой экономики в отрасли «Образование», а именно:
- сформировать безопасную цифровую образовательную среду, которая позволит управлять образовательным процессом, контролировать и анализировать его;
- автоматизировать процессы мониторинга и контроля за результатами образовательных процессов;
- сократить трудозатраты педагогов и увеличить время непосредственно на учебный процесс;
- повысить безопасность образовательной организации.
Уровень развития цифровой среды в нашей республике очень высокий. Для системы образования создана вся необходимая инфраструктура, позволяющая активно использовать цифровые технологии в учебе и воспитании.
В школах города свыше 27 тысяч персональных компьютеров, 17 тысяч ноутбуков, 100% предметных и компьютерных кабинетов оборудованы интерактивным или мультимедиа оборудованием.
Все школы имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет и осуществляют обучение с использованием дистанционных технологий.
Вопрос информационной безопасности детей и подростков находится в зоне особого внимания. Компьютер сегодня широко используется не только во время учебы, но и в быту, дома, на отдыхе.
Защита информационных систем, используемых образовательными организациями обеспечиваются для всех образовательных организаций централизованно (школы – Ростелеком (ЕСПД), дошкольные учреждения и УДО – ЦИТ РТ (ГИСТ)).
Задача по формированию у современного подростка навыков позитивного и полезного взаимодействия с цифровой средой решается как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Образовательные организации г.Казани участвуют в реализации проектов и программ по цифровизации различных уровней:
- федеральная программа «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (включены в проект 34 школы);
- федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» (онлайн-платформа «Цифровой образовательный контент». Сайт проекта - educont.ru) (включены в проект все 169 школ);
- федеральный проект «Цифровая школа Учи.ру» (подключены в ОО г.Казани более 100 тыс. учеников и более 6 тыс. учителей) - направлен на внедрение готовой эффективной модели применения инструментов цифровой образовательной среды в школы и популяризацию лучших практик цифровизации образовательного процесса. Участие в проекте предполагает регулярное проведение уроков по математике, английскому языку и внеурочных занятий по программированию по предложенной методике в формате смешанного обучения;
- все образовательные организации г.Казани имеют собственные странички в соцсети VKонтакте, зарегистрированные как Госпаблики;
- все школы г.Казани подключены к образовательной платформе Сферум, которая дает бесплатный доступ к обучению и всем необходимым материалам удаленно. На этой платформе можно проводить уроки и школьные мероприятия онлайн, создавать чаты класса, безопасно хранить документы в одном месте.
Повышению цифровых компетенций способствует участие казанских школьников в различных мероприятиях:
- ежемесячно в течении учебного года в рамках реализации проектов по цифровой трансформации Республики Татарстан и всероссийского образовательного проекта в сфере информационных технологий во всех школах проходят «Уроки цифры» с 1 по 11 классы, на которых в качестве приглашенных гостей бывают представители органов государственной и муниципальной власти;
- с 1 сентября по 10 декабря во всех школах проводится Единый урок безопасности в сети Интернет, направленный на повышение уровня кибербезопасности, обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме детской безопасности в сети Интернет и развитие цифровой грамотности у школьников;
- Всероссийский проект «Код будущего», где учащиеся 8-11 классов два года проходят курсы обучения современным языкам программирования (активно участвуют школы №8, 10, 18, 42, 180, гимназии №16, 33, 96, 102, 189, лицеи №5, 11, 23, 110, 131, 145, МБУДО "Центр для одаренных детей" и др.);
- казанские учащиеся участвуют в интенсивных профильных программах образовательного центра «Сириус» по профилю «Информатика»;
- принимают участие во Всероссийских олимпиадах по искусственному интеллекту, «Путь в IT», в республиканском турнире «Цифровой прорыв – вектор безопасности и успешности», в республиканском форуме «Конструктив – 2022» и многих других.
Казанские учащиеся не только принимают участие в мероприятиях, турнирах и конкурсах по развитию цифровых компетенций, но и имеют высокие результаты, занимают призовые места.
Казанские педагоги, также, как и учащиеся повышают свой уровень цифровых компетенций участвуя в различных профессиональных конкурсах, форумах, семинарах, вебинарах, онлайн-конференциях и мастер-классах:
- с 21-24 сентября 2022 года педагоги приняли участие в Международном форуме Kazan Digital Week – 2022;
- во Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая дидактика: от инсайтов до реальных технологий», проходивший на базе К(П)ФУ;
- в IV городском конкурсе «Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе»;
- в вебинарах, проводимых на цифровых образовательных платформах «ЯндексУчебник», «Учи.ру», «Сферум», «Открытая школа – 2035» и др.
Для справки: результат исследования (2019 год) Аналитического центра НАФИ методологии и исследовательского инструментария, позволяющего проводить мониторинг цифровой грамотности педагогических работников и оценивать уровень развития их профессиональных ИКТ-компетенций, показал, что российские школьные учителя обладают высоким уровнем цифровой грамотности (87 баллов из 100 возможных).
В сентябре 2022 года в Иннополисе в рамках подготовки к курсам повышения квалификации 300 педагогов г.Казани на платформе ЦОК (educont.ru) прошли диагностику по цифровой компетентности и тоже показали высокий результат.
Для педагогов проводятся обучающие семинары с представителями Иннополиса по работе на цифровой платформе edu.cont, Открытая школа, Сферум и пр.
Для повышения уровня цифровых компетенций педагогам также необходимо самостоятельно развивать знания и навыки использования современной компьютерной техники и программного обеспечения, инновационных устройств (гаджетов и приложений), менять и развивать установки в отношении восприятия пользы современных технологичных устройств, а также в области верификации информации из открытых интернет-ресурсов и СМИ.
Закончился 2022 год – год цифровизации в РТ, но продолжается реализация проектов в рамках цифровой экономики. Эти проекты эффективно развивают не только сферу образования, но и всю экономику нашей страны, являясь инструментами для обучения, воспитания и развития школьников, для подготовки их к жизни в цифровом обществе.
Цифровая образовательная среда |
Победители IV городского конкурса ЭОР в УВП |