Сабирзянова Алиса Альбертовна,
старший воспитатель I квалификационной категории,
Сайфутдинова Диляра Наильевна,
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №112 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г. Казани.
На основании профессионального стандарта «Педагог», профессиональная ИКТ-компетентность – это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Компоненты ИКТ-компетентности педагога:
*Общепользовательский компонент это:
· Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ.
· Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
· Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
· Клавиатурный ввод.
· Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
· Навыки поиска в Интернете и базах данных.
· Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
*Общепедагогический компонент это педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами: планирования и анализа образовательного процесса, прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру, организации образовательного процесса.
*Предметно-педагогический компонент – это постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях, знание качественных информационных источников своего предмета, использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения и др.
В соответствии с профстандартом педагог должен:
*владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми;
*применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
*использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации);
*владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Следуют различать понятия:
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Задача педагога не только владеть ИКТ-грамотностью, но и формировать ИКТ-компетентность.
С 2020 по 2023 год МБДОУ «Детский сад №112 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г. Казани является городской инновационной площадкой по реализации инновационного проекта «Интерактивный редактор Сова как универсальный и эффективный инструмент формирования ИКТ-компетентности педагогов». При работе с редактором педагоги не только учатся применять функциональные возможности программы, но и познают ее не совершенность, учатся проектировать игровые задания с учетом возможностей программы. У самых заинтересованных активных педагогов возникает востребованность в изучении других программ, которые позволяют восполнить недостающие функциональные возможности данной программы.
Для реализации проекта необходима научно-методическая, материально-техническая обеспеченность.
В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" старший воспитатель Сабирзянова А.А. прошла курсы повышения квалификации по программе "Профессиональная компетентность тьютора в сфере цифровых образовательных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования". На основании приказа Отдела образования Советского района г. Казани Алиса Альбертовна является тьютором в сфере цифровых технологий, на основе каскадной модели она проводит обучение старших воспитателей Советского района г. Казани.
На сайте старшего воспитателя Сабирзяновой А.А. «Цифровые образовательные ресурсы в дошкольном образовательном учреждении» размещены подробные инструкции по работе с редактором «Сова».
Для осуществления цифрового образовательного пространства в ДОУ старшие и подготовительные группы оборудованы интерактивной доской и проектором, имеется переносной экран и проектор, планшет, документ-камера, датчик захвата движения – кинект. В 2021-2022 учебном году приобретен программно-аппаратный комплекс «Колибри», который включает в себя 3 интерактивные программы: «Волшебная поляна», «Интерактивный редактор «Сова» - для создания игровых заданий, «Инженерная школа». Интерактивную панель «Колибри» можно использовать как интерактивную доску, интерактивный стол в зависимости от целей его использования. Все это оборудование позволяет педагогам создать цифровое образовательное пространство, способствует формированию ИКТ-компетентности педагогов.
Интерактивный редактор Сова предназначен для создания игровых заданий и упражнений. Рабочая область программы состоит из слайдов и панели с инструментами. Задания оформляются на слайдах. Переход по слайдам осуществляется кнопкой «Переход» или выбором правильного ответа. При правильном решении задания на экране появляется символ совы.
В интерактивном редакторе Сова можно создать игровые задания в форме классификации и викторины с выбором ответа. Классификация может включать в себя, такие виды заданий как, сортировка, сбор предметов. В рамках игрового упражнения - викторина ребенок может выбрать верный вариант и исключить неверный.
Для оформления игровых заданий к программе создана библиотека картинок. Библиотеку картинок можно скачать на сайте ООО «Интерактивные системы» г. Екатеринбург. Иллюстрации к играм также можно загрузить самостоятельно.
Для создания игрового задания педагогу необходимо:
1. Определить цель и задачи игры.
2. Запланировать структуру создания игры, учитывая возможности редактора.
3. Подготовить иллюстративный материал (картинки, фоновые изображения)
4. Подготовить аудио материал (По необходимости: найти готовые аудиозаписи или записать и отредактировать аудиодорожку. А также программа позволяет делать записи во время работы с программой).
5. Подготовить видео материал (по необходимости)
Когда весь необходимый материал (аудиозаписи, видеозаписи, графика) подготовлен и собран, можно начинать работу в редакторе Сова. Для работы с программой требуется предварительная установка.
При работе с программой педагоги учатся:
• Открывать, закрывать программу, сохранять работу
• Создавать слайды
• Оформлять слайд, загружать изображения
• Связывать предметы
• Определять тип связи: «магнит» или «корзина»
• Редактировать изображения (обрезка, яркость)
• Определять истинные и ложные варианты ответа (картинки и др. объекты)
• Прикреплять аудиозаписи
• Редактировать аудиодорожки (обрезка, наложение эффектов)
• Запись аудиодорожки
• Аудио озвучка персонажей
• Вставка аудио и видеозаписи на слайд
• Загрузка видеофайлов
• Вставка функции рисование на слайд
• Вставка кнопки перехода
На базе дошкольного образовательного учреждения старшим воспитателем организуются обучающие семинары для педагогов, где педагоги учатся создавать интерактивные игры для детей. Далее эти игры проходят апробацию с педагогами, обсуждаются на педагогических советах, затем используются в учебно-воспитательном процессе с целью закрепления полученных знаний.
Разработанные педагогами интерактивные игры принимают активное участие в профессиональных конкурсах. «Музыкальная игра от Тетушки Совы», разработанная старшим воспитателем Сабирзяновой А.А. и музыкальным руководителем Сайфутдиновой Д.Н. заняла 1 место на III городском конкурсе «Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе» в номинации «Лучший электронный образовательный ресурс для дошкольников». Сайт старшего воспитателя Сабирзяновой А.А. «Цифровые образовательные ресурсы в дошкольном образовательном учреждении» занял 2 место в номинации «Лучший сайт педагога».
Организуется диссеминация педагогического опыта по использованию интерактивных игр в учебно-воспитательном процессе в рамках районных методических объединений воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, в рамках курсов повышения квалификации.
Ведется активное сотрудничаем с организацией ООО «Интерактивные системы» г. Екатеринбург. В 2021-2022 году сотрудниками ООО «Интерактивные системы» на базе нашего дошкольного образовательного учреждения был организован межрегиональный семинар по использованию программно-аппаратного комплекса «Колибри».
Разработанные и реализуемые проекты по использованию цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе при реализации национального образования в ДО принимают активное участие в грантовых конкурсах и одерживают победу. Так в 2021г. выиграли грант «Поддержка муниципальных дошкольных образовательных организаций и муниципальных общеобразовательных организаций в реализации проектов, направленных на сохранение и развитие языков, традиций, культур народов, проживающих на территории Республики Татарстан, в рамках Года родных языков и народного единства» в 2021», в 2022 году грант - «Лучший билингвальный детский сад», старший воспитатель стал обладателем гранта в республиканском конкурсе среди педагогических работников, осуществляющих преподавание на родном языке, на реализацию проектов, направленных на сохранение и развитие родных языков народов, проживающих на территории РТ.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития детей. Педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Цифровая образовательная среда |
Победители IV городского конкурса ЭОР в УВП |