Из опыта работы «Формирование предпосылок читательской грамотности посредством создания мультфильмов»

Хузина Г.Ф., воспитатель
Халикова Т.М., старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №328 комбинированного вида»
Советского района г.Казани


Если задать вопрос родителям, что вы желаете для своего ребенка, абсолютно каждый родитель, мы уверены, ответит, чтобы мой ребенок был здоровым и счастливым. Каждый наш рабочий день всегда про то, как мы общаемся с детьми, как сочиняем сюжеты. Для того, чтобы информация стала доступной, интересной, полезной для каждого ребенка, мы придумываем индивидуальную, совместную деятельность, даже помогаем организовывать досуг семьи. И наша задача: запустить машину счастья, создать такие ком-фортные условия, чтобы ребенок социализировался. Часто можно услышать от родителей, что ребенок не умеет слушать, не усидчив, целыми днями мо-жет смотреть мультфильмы в телефоне, просит компьютер.

Современные дети – это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Как следствие, дети не умеют высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, им сложно воспринимать и обрабатывать информацию, что приводит к трудностям обучения в школе. Поэтому форми-ровать читательскую грамотность необходимо уже в детском саду.

Но как быть, если дети не умеют читать? А в основе любой задачи лежит устный или письменный текст, который ребенок должен понять, обработать и выполнить.

В решении этого вопроса мы, педагоги МАДОУ «Детский сад №328 комбинированного вида» Советского района г.Казани, решили прибегнуть к помощи мультфильмов. Раз у наших детей в приоритете не книги, а компьютеры и телефоны, то нужно сделать их главными средствами формирования читательской грамотности.

Свою работу мы начали с изучения теоретического материала, просмотрели множество видео по созданию мультфильма с детьми дошкольного возраста. Освоили такие программы как «bolide movie creator» для монтажа мультфильма на ноутбуке; приложение «Stop-motion» (или стоп-кадр) для съемки и монтажа для мобильных телефонов, позволяющее неживым предметам «оживать» и двигаться в кадре самостоятельно.

Усилиями всего коллектива детского сада, мы создали своими руками мультстудию (рис.1,2).

На следующем этапе мы задали себе вопрос:

- Что же может понравиться ребенку больше, чем мультфильм? Ответ очевиден: еще один мультфильм или его продолжение.

Задали этот вопрос своему ребенку, своим воспитанникам. И всем хотелось, чтобы мультфильмов было все больше и больше.

Мы пришли к мнению, что важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, проявляли инициативу и самостоятельность. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в своих действиях, желание творить.

Начали мы с того, что знакомили детей с такими старыми в современном мире мультфильмами как Винни-пух, Мешок яблок, Леопольд и его друзья, котенок по имени ГАВ, Бременские музыканты [2]. Мы просто учились воспринимать эти мультфильмы.

Параллельно с этим мы осваивали работу в графическом редакторе Поинт.

Последовательность создания мультфильмов [1]:

- По разработанному тематическому плану совместно с детьми в течение недели изучаем темы через различные виды деятельности. На итоговом тематическом занятии закрепляем полученные знания и определяем замысел будущего мультфильма.

- Составляем сценарий (делаем раскадровку). Дети выбирают к какому мультфильму больше подходит их сюжет.

- Подготавливаем фон и создаем героев.

- Ведем съемку мультфильма.

- Записываем необходимые диалоги, авторский текст.

- Осуществляем монтаж в программе «киностудия».

- Создаем титры.

- Смотрим наш мультфильм.

В конце года дети осваивают технологию создания мультфильмов. И сами самостоятельно создают свои мультипликационные фильмы. Один из мультфильмов можно посмотреть по ссылке:

https://cloud.mail.ru/public/H1R6/UEbdUGdx7

Уровень читательской грамотности ребенка связан с культурным капиталом его семьи, поэтому к нашей работе по созданию мультфильмов мы привлекаем и родителей. Стараемся с помощью родительской общественности контролировать процесс использования смартфонов и добиться того, чтобы этот процесс был максимально эффективен.

Одно дело, когда родитель спрашивает, что вы делали в детском саду? Ребенок ответит: нам читали сказку. Другое – когда ребенок вместе с родителем дома будет снимать сюжет прочитанной в детском саду сказки. Они будут вместе вырезать героев, рисовать декорации, выдумывать смешные ис-тории с этими героями и в конце с помощью приложения Stop motion создадут свою современную новую версию этой сказки. При этом ребенок прове-дет время с родителем. Время проведенное в семье – бесценно.

Пусть каждый ребенок будет расти в окружении внимания и родительской любви, а мы, педагоги, будем помогать, чтобы этот процесс был максимально занимательным и полезным.

В процессе работы над мультфильмом дети сталкиваются с новыми словами, фразами, метафорами, которые расширяют их словарный запас и развивают мышление в целом [3]. В процессе создания мультфильмов уделяем большое время воображению детей: они сами придумывают сюжетные ли-нии, диалоги, выбирают какие декорации будут использовать: сами нарису-ют, или слепят из пластилина, или методом ассоциации будут использовать тот или иной предмет, часто их герои поют, танцуют… Нам очень интересно наблюдать со стороны за всем этим процессом, когда каждый ребенок проявляется с новой стороны, как они пытаются отстаивать свое мнение, рассуждают, то есть проживают полностью жизнь своих героев.

В заключение хотелось бы напомнить слова древнего китайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать и я научусь!».

Постепенно и мы пришли к умозаключению: «Научусь читать, научусь размышлять, научусь применять».

Список литературы:

1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. – Новосибирск, 2008. – 187 с.

2. Горшкова Д. История российской мультипликации. ХХ век. – М.: ИД Варио, 2016. – 528 с.

3. Ширяева О.В., Тимошенко, Г.А., Юстус Е.Н. Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 11 (48). – С. 36-40.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика