Электронный путеводитель как средство ориентации в информационных потоках в помощь учителю и учащимся

Шигапова Зульфия Якуповна,
заведующая библиотекой
МБОУ «Гимназия №179 – центр образования»
Ново-Савиновского района г.Казани


Информационное пространство и информационное общество существовали во все времена на протяжении всей истории человечества, а вот технологии, которые обслуживают их, развиваются с бешеной скоростью. Буквально за последние два десятилетия мы наблюдаем, как быстро сменяются технологии получения, сохранения и подачи информации и как далеко они продвинулись. Процесс обучения в современной школе требует внедрения современных информационных технологий, благодаря которым повышается эффективность образовательного процесса. Теперь уже сложно себе представить образовательное учреждение без IT. Информационные технологии в образовании: - способствуют модернизации учебно-воспитательного процесса; - активизируют мыслительную деятельность учащихся; - способствуют развитию творчества педагогов; - позволяют проводить дистанционное обучение; - развивают систему непрерывного образования. Благодаря современным информационно-коммуникативным технологиям и Интернету, главные продукты информационного общества – знания и информация – могут распространяться стремительно. IT предоставила большие возможности учащимся: позволила получать информацию в неограниченном количестве, а не только от учителя или из учебников. Они могут развивать свои творческие способности благодаря использованию современных информационных технологий. В работе учителя меняется система преподавания, претерпевают изменения и преподаваемые дисциплины: происходят открытия, меняются общественные отношения, ежечасно развивается история и т.д. С помощью Интернета всегда можно быть в курсе всего нового и строить уроки максимально полезными именно для современных людей. Поэтому учителю необходимо овладеть современными способами получения и передачи информации для составления актуальных и современных уроков. Какую помощь могут оказать библиотекари в использовании IT? Библиотекари, работающие в образовательных учреждениях, имеют непосредственное отношение к процессу обучения, и связано это не только с обеспечением учебниками и программной художественной литературой. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ гласит, что «информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Главная задача библиотекаря, особенно школьного, заключается не столько в хранении, сколько в предоставлении и распространении информации. Таким образом, библиотекарь, владеющий разными видами подачи информации, не должен оставаться в стороне от единого информационного пространства, а может способствовать не только читательской активности учащихся, но и оказать помощь в освоении программы. Одним из таких способов подачи информации является электронный путеводитель. Электронный путеводитель, как форма подачи программного материала, может помочь ученику, пропустившему урок, учителю для проведения и традиционного, и дистанционного урока. Электронный путеводитель представляет собой всем известную презентацию с большим количеством гиперссылок. Электронный путеводитель – это не замена ИКТ, а средство ориентации в ИКТ. Поток информации огромен, в электронном путеводителе акку-мулируется информация, необходимая для усвоения материала по той или иной теме. Учащийся или учитель не «блуждает» в сети, а получает непосредственно необходимую информацию, пользуясь гиперссылками в электронном путеводителе. Для получения реального представления об электронном путеводителе перейдите по указанной ссылке: https://disk.yandex.ru/d/RDRyUEorz4pbLQ Представлен электронный путеводитель по литературе (8 класс, 1 полугодие). Данный электронный путеводитель состоит из 9 функционирующих слайдов. Рассмотрим слайд №5 «Из русской литературы 18 века». Изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». На одном слайде даны гиперссылки на: - биографию автора; - эпизод комедии (чтение и анализ Л.И. Соболева); - видеоурок (Л.И. Соболев); - тема крепостного права и воспитания в комедии; - тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии; - аудиозапись комедии; - непосредственно комедия для чтения. Это достаточно полное освещение произведения с разных сторон. Охватить весь предложенный на слайде материал только на уроках, безусловно, невозможно. Поэтому какую-то часть этой информации можно рассмотреть на уроках, другую – можно дать как домашнее задание. Имея электронный путеводитель, учащемуся не нужно искать материал в просторах Интернета. Ученик, как это часто бывает, не может найти верную информацию и, следовательно, пользуется недостоверными источниками. Вводя слово или фразу в поисковую систему, он получает поток информации, но в силу незрелости ещё не способен отделить зерна от плевел. По-исковые системы сортируют около 625 миллионов активных веб-сайтов, что-бы предоставить контент. У электронного путеводителя есть в этом преимущество: вся необходимая информация содержится в нём в виде гиперссылок на проверенные сайты. Как правило, образовательные. У электронного путеводителя, как и у всего нового, есть свои преимущества и свои недостатки, которые продемонстрированы в таблице. Хотя преимущества электронного путеводителя и перевешивают недо-статки, а при необходимости он может стать альтернативой традиционному образованию, но всегда следует помнить, что технологии не могут заменить живого общения с педагогом, а только лишь помогают ему. Чтобы не превратить урок в театр одного актёра, современный учитель имеет в арсенале множество возможностей, в том числе и электронный путеводитель, как один из способов предоставления информации. Список литературы 1. Валялина А.С., Гендина Н.И. Электронные путеводители: методика подготовки и перспективы использования в условиях дистанционного обучения//Вестник КемГуки. – 2021. – №55. – С. 212-223. 2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 16.10.2022).

   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика