Электронный путеводитель как средство ориентации в информационных потоках в помощь учителю и учащимся
Шигапова Зульфия Якуповна,
заведующая библиотекой
МБОУ «Гимназия №179 – центр образования»
Ново-Савиновского района г.Казани
Информационное пространство и информационное общество существовали во все времена на протяжении всей истории человечества, а вот технологии, которые обслуживают их, развиваются с бешеной скоростью. Буквально за последние два десятилетия мы наблюдаем, как быстро сменяются технологии получения, сохранения и подачи информации и как далеко они продвинулись.
Процесс обучения в современной школе требует внедрения современных информационных технологий, благодаря которым повышается эффективность образовательного процесса. Теперь уже сложно себе представить образовательное учреждение без IT. Информационные технологии в образовании:
- способствуют модернизации учебно-воспитательного процесса;
- активизируют мыслительную деятельность учащихся;
- способствуют развитию творчества педагогов;
- позволяют проводить дистанционное обучение;
- развивают систему непрерывного образования.
Благодаря современным информационно-коммуникативным технологиям и Интернету, главные продукты информационного общества – знания и информация – могут распространяться стремительно.
IT предоставила большие возможности учащимся: позволила получать информацию в неограниченном количестве, а не только от учителя или из учебников. Они могут развивать свои творческие способности благодаря использованию современных информационных технологий.
В работе учителя меняется система преподавания, претерпевают изменения и преподаваемые дисциплины: происходят открытия, меняются общественные отношения, ежечасно развивается история и т.д. С помощью Интернета всегда можно быть в курсе всего нового и строить уроки максимально полезными именно для современных людей. Поэтому учителю необходимо овладеть современными способами получения и передачи информации для составления актуальных и современных уроков.
Какую помощь могут оказать библиотекари в использовании IT? Библиотекари, работающие в образовательных учреждениях, имеют непосредственное отношение к процессу обучения, и связано это не только с обеспечением учебниками и программной художественной литературой. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ гласит, что «информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».
Главная задача библиотекаря, особенно школьного, заключается не столько в хранении, сколько в предоставлении и распространении информации.
Таким образом, библиотекарь, владеющий разными видами подачи информации, не должен оставаться в стороне от единого информационного пространства, а может способствовать не только читательской активности учащихся, но и оказать помощь в освоении программы.
Одним из таких способов подачи информации является электронный путеводитель. Электронный путеводитель, как форма подачи программного материала, может помочь ученику, пропустившему урок, учителю для проведения и традиционного, и дистанционного урока. Электронный путеводитель представляет собой всем известную презентацию с большим количеством гиперссылок.
Электронный путеводитель – это не замена ИКТ, а средство ориентации в ИКТ. Поток информации огромен, в электронном путеводителе акку-мулируется информация, необходимая для усвоения материала по той или иной теме. Учащийся или учитель не «блуждает» в сети, а получает непосредственно необходимую информацию, пользуясь гиперссылками в электронном путеводителе.
Для получения реального представления об электронном путеводителе перейдите по указанной ссылке:
https://disk.yandex.ru/d/RDRyUEorz4pbLQ Представлен электронный путеводитель по литературе (8 класс, 1 полугодие).
Данный электронный путеводитель состоит из 9 функционирующих слайдов. Рассмотрим слайд №5 «Из русской литературы 18 века». Изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». На одном слайде даны гиперссылки на:
- биографию автора;
- эпизод комедии (чтение и анализ Л.И. Соболева);
- видеоурок (Л.И. Соболев);
- тема крепостного права и воспитания в комедии;
- тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии;
- аудиозапись комедии;
- непосредственно комедия для чтения.
Это достаточно полное освещение произведения с разных сторон. Охватить весь предложенный на слайде материал только на уроках, безусловно, невозможно. Поэтому какую-то часть этой информации можно рассмотреть на уроках, другую – можно дать как домашнее задание.
Имея электронный путеводитель, учащемуся не нужно искать материал в просторах Интернета. Ученик, как это часто бывает, не может найти верную информацию и, следовательно, пользуется недостоверными источниками. Вводя слово или фразу в поисковую систему, он получает поток информации, но в силу незрелости ещё не способен отделить зерна от плевел. По-исковые системы сортируют около 625 миллионов активных веб-сайтов, что-бы предоставить контент. У электронного путеводителя есть в этом преимущество: вся необходимая информация содержится в нём в виде гиперссылок на проверенные сайты. Как правило, образовательные.
У электронного путеводителя, как и у всего нового, есть свои преимущества и свои недостатки, которые продемонстрированы в таблице.
Хотя преимущества электронного путеводителя и перевешивают недо-статки, а при необходимости он может стать альтернативой традиционному образованию, но всегда следует помнить, что технологии не могут заменить живого общения с педагогом, а только лишь помогают ему. Чтобы не превратить урок в театр одного актёра, современный учитель имеет в арсенале множество возможностей, в том числе и электронный путеводитель, как один из способов предоставления информации.
Список литературы
1. Валялина А.С., Гендина Н.И. Электронные путеводители: методика подготовки и перспективы использования в условиях дистанционного обучения//Вестник КемГуки. – 2021. – №55. – С. 212-223.
2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 16.10.2022).