Роль цифровых образовательных ресурсов при обучении английскому языку

Тарасова Елена Владимировна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
МБОУ «Лицей № 23» г.Казани


Социально-экономические изменения современного общества, включая цифровизацию общества и развитие информационно-коммуникационных технологий, оказывают значительное влияние на образование, а также на профессиональное самоопределение подрастающего поколения.

Каждая образовательная организация ставит перед собой цель подготовить такого выпускника, который будет востребованным и конкурентноспособным на рынке труда. Именно поэтому возрастает необходимость в использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов), в том числе при обучении английскому языку. Ведь именно они вооружают учащихся необходимым арсеналом для дальнейшего самообразования и самообучения.

Процесс цифровизации общества и развитие информационно-коммуникационных технологий также заметно влияют на лингвистическое образование подрастающего поколения. Система образования за последний год претерпела важную трансформацию, когда формат дистанционного обучения иностранному языку способствовал формированию и развитию новых профессиональных компетенций учителя, а также обучению учащихся с использованием большого количества интерактивных приложений.

Необходима ясная постановка задач разработки цифровых решений для эффективной реализации потенциала цифровых технологий образования. Кроме того, важно адаптировать технологический потенциал к конкретным задачам, которые решают учителя и ученики, осваивая навыки, ценности и содержание образования в цифровую эпоху [1].

Выделяют основные четыре трендовые направления, связанные с цифровизацией образования. Это внедрение цифровых инструментов в традиционные образовательные программы и учебные дисциплины, которое нацелено на формирование модели смешанного обучения «blended learning»; развитие онлайн-образования; создание виртуальной (цифровой) образовательной среды; изменение подхода в организации работы образовательных учреждений. Названные выше тренды взаимосвязаны, но в то же время, в каждом из них есть своя специфика.

Реализовать основную цель преподавания иностранного языка в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования, которая состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, помогает вышеупомянутая модель смешанного обучения. «Blended learning» — это образовательная концепция, сочетающая традиционное обучение с дистанционными и онлайн-методами. Смешанное обучение — это так называемый микс традиционного и электронного образования, который вобрал в себя лучшее из обеих форм. В переводе с английского «blend» значит «смешивать», и этот глагол точно передаёт суть данной модели. Учащийся получает знания как очно, общаясь вживую со сверстниками и педагогами, так и самостоятельно, используя современные информационные технологии, включая огромное разнообразие цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов).

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. А, значит, эти ресурсы - совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе [2].

Тщательный анализ ЦОРов с точки зрения содержания и методики преподавания английского языка позволяет выделить определенные преимущества их использования:

1. Гибкость образовательного процесса. И учителя, и ученики имеют возможность обратиться к электронным учебным материалам в любое удобное для них время и из любого места.

2. Открытость обучения. Выполняя интерактивные задания, например, сложно списать или столкнуться с предвзятым отношением. Также коммуникационные технологии позволяют учащимся и педагогам постоянно поддерживать так называемый «feedback», т.е. обратную связь, а значит, лучше понимать друг друга.

3. Индивидуальный подход. Преподаватели могут варьировать темп освоения и объем учебного материала в зависимости от личностных особенностей учащихся за счет принципа разноуровневости.

4. Развитие самостоятельности. Учащийся должен уметь эффективно и рационально распоряжаться своим временем, уметь планировать и быть дисциплинированным, самостоятельно работать с различными источниками информации.

5. Повышение мотивации. В современном мире люди хотят не просто учиться — хотят, чтобы было интерактивно и интересно, и с удовольствием принимают участие в вебинарах, ведут дискуссии на форумах, осваивают различные программы.

Кроме того, важно отметить, что использование ЦОРов предоставляет педагогу возможность решить такие дидактические задачи, как:

• активизация мыслительных способностей учащихся;

• привлечение к работе пассивных учеников;

• повышение интенсивности учебного процесса;

• обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;

• обеспечение учебного процесса современными материалами;

• реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;

• активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности [1].

В условиях широкого разнообразия цифровых и электронных образовательных ресурсов педагогу важно объективно оценить их эффективность и выбрать те инструменты, которые будут отвечать цели и задачам конкретного урока, внеурочного занятия или мероприятия.

В основе обучения английскому языку лежат четыре вида речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Их отработка происходит параллельно с формированием лексико-грамматических навыков. Именно поэтому важно проводить тщательный отбор ЦОРов с точки зрения их практической значимости для развития того или иного вида речевой деятельности, а также формирования той или иной компетенции.

В процессе отбора ЦОРов, как правило, учитываются следующие критерии отбора:

- аутентичность и актуальность материала;

-соответствие образовательной программе основного общего образования и кодификаторам ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку;

- разнообразие форм заданий;

- разноуровневый характер заданий;

- наличие фильтра при выборе заданий;

- отсутствие фактографических ошибок;

- наличие интерактивных упражнений и визуальных компонентов;

- направленность на развитие навыков самостоятельного изучения;

- интеграция с другими предметными областями;

- соблюдение дидактических принципов (от простого к сложному, доступность, научность, практическая направленность).

Можно выделить следующие цифровые инструменты, которые отвечают вышеупомянутым критериям. В частности, наиболее эффективными для отработки лексико-грамматических навыков являются такие известные сервисы, как Wordwall, Madtest, Quizlet, LearningApps, Flipgrid. Они дают возможность создавать интерактивные упражнения различного формата и обучать учащихся в непринужденной и ненавязчивой игровой форме, параллельно расширяя их кругозор и вооружая лигвострановедческими знаниями. Данные сервисы имеют бесплатные модули, учебные режимы и игры, позволяющие легко мотивировать учеников, повысив интерес к изучаемому предмету. Немаловажным является обширный банк уже имеющихся заданий на этих платформах, что значительно облегчает и оптимизирует процесс подготовки к урокам. Можно перечислить много таких сайтов. Однако, все функции перечисленных сервисов собраны в одном месте. Речь идет о платформе Wizer.me https://app.wizer.me/preview/AQ5I9O , которая позволяет создавать интерактивные задания с использованием текстов, изображений, видео и аудио. Основные функции сервиса являются бесплатными. В них входят создание собственных интерактивных заданий, доступ к большому количеству рабочих листов в сообществе, возможность быстро дать доступ ученикам к нужным материалам, а также создать классные комнаты для использования на занятии.

При обучении английскому языку аутентичность изучаемого материала и соответствие программе являются одними из главных критериев отбора для использования в процессе обучения. Им в полной мере соответствует сайт Британского Совета ">https://learnenglish.britishcouncil.org/, который незаменим в плане отработки как рецептивных, так и продуктивных видов речевой деятельности. Весь арсенал заданий данного сайта представляет собой аутентичный материал, то есть тексты и другие предметы культуры, являющиеся реальным продуктом носителей языка. Кроме того, благодаря удобному интерфейсу сайта можно быстро найти нужный раздел, соответствующий изучаемой теме. Также в помощь педагогам и ученикам предложена масса видеофрагментов на различную тематику, которые сопровождаются интерактивными упражнениями на отработку языкового материала. Кроме того, анализ сайта https://learnenglish.britishcouncil.org/ показывает, что его основные разделы соответствуют современным кодификаторам ОГЭ и ЕГЭ по предмету «Английский язык» : то есть, каждый из разделов сайта на отработку аудирования, чтения, письма и говорения отвечает требованиям к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по английскому языку, заявленным в кодификаторе. Еще одно преимущество данного ресурса – это возможность общаться с носителями языка в режиме реального времени с помощью обмена комментариями на разные темы, включая общение педагогов по вопросам методики обучения английскому языку.

Что касается подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, в частности отработки навыков говорения и письма, продуктивных видов речевой деятельности, то незаменимым ресурсом в этом отношении являются два новых сервиса от Cambridge English https://speakandimprove.com/. и https://writeandimprove.com/. Эти сервисы основаны на искусственном интеллекте (например, Сэнди – голосовой робот, который распознает и оценивает речь) для оценки уровня знаний учащихся. по шкале CEFR (Common European Framework of Reference) — это общеевропейская система оценки уровня владения иностранным языком. Она устанавливает единые стандарты, которые применяются для определения уровня языковой компетенции во всем мире.

Следовательно, онлайн-сервисы также используются в качестве средств оценивания учебных достижений учащихся. При этом учащимся предлагаются различные формы проверки знаний: от тестов до письменных работ [3]. Поскольку в настоящее время приоритетным является формирование функциональной грамотности, в том числе читательской, собственные электронные дидактические материалы учителя являются отличным инструментом для использования в процессе обучения. Подобный банк заданий эффективен для проверки уровня сформированности читательской грамотности: умения решать коммуникативную задачу, грамотно использовать язывой материал и аргументировать собственное мнение. В качестве основного ЦОРа для размещения собственных дидактических наработок можно использовать платформу Якласс и «Редактор предметов», варьируя проверку от автоматической до ручной.

Возвращаясь к вопросу о роли цифровых образовательных ресурсов при обучении английскому языку, нужно отметить, что они безусловно положительно сказываются на формировании устойчивой мотивации к изучению предмета и навыков самоорганизации учащихся. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Однако мировой опыт признает наиболее перспективной сегодня модель смешанного обучения, подразумевающую интеграцию электронного обучения в традиционную классно-урочную систему.

Таким образом, в условиях обновления знаний и совершенствования навыков учебные организации активно открывают для себя электронное обучение посредством использования ЦОРов и дистанционных технологий. Динамичное развитие образовательных платформ позволяет учителю в условиях дистанционного обучения иметь возможность личного общения с учениками, возможность объяснить и отработать учебный материал, а также объективно проверить результаты учебной деятельности. Важно уметь правильно выбирать нужные образовательные сервисы и на практике проверять их эффективность при организации смешанного обучения.

Список литературы

1. Бронникова Э.К., Ахсанова Р.В. IT-компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности // KAZANOBR.RU. – 2021. - №30. - http://smi.kazanobr.ru/30/51.html

2. Гураков А.В. , Кручинин В.В. , Морозова Ю.В. , Шульц Д.С. Технологии электронного обучения: учебное пособие. - Томск: ТУСУР. 2016. - 68 с.

3. Самерханова Э.К.,, Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. - Н.Новгород: Мининский университет, 2020. - 50 с.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика