ЦОС – новые возможности повышения уровня знаний на уроках русского языка

Волкова Анастасия Викторовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №17»
Приволжского района г.Казани


Аннотация. Статья знакомит с интерактивными технологиями, которые можно применять на уроках русского языка.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, современный урок русского языка, доска PADLET, сервисы GOOGLE, MIRO, ZOOM, Power Point, Сайт chikipooki.ru, электронные рабочие тетради.

Процесс информатизации сейчас охватывает любые стороны общества, но в области современного образования данный процесс предполагает использование современных интерактивных технологий.

В настоящий момент в Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование» (2018–2024 гг.). «Цифровая образовательная среда» – важная часть данного проекта. Основной задачей является создание безопасной среды, где есть возможность расширить школьникам доступ к цифровым программам обучения [1, с. 167].

Цифровая образовательная среда позволяет использовать все возможности электронного обучения. ЦОС – на данный момент это лучшая возможность для того, чтобы заинтересовать школьников и тем самым повысить уровень знаний на уроках.

Учитель, если он заинтересован в мотивации обучающихся, в повышении качества знаний по своему предмету, должен идти в ногу со временем. Сейчас поколение других детей, которые большую часть жизни проводят в Интернете, у них современные модели гаджетов, знаний в интерактивных технологиях больше, чем у взрослого человека.

Современным обучающимся не интересны уроки по обычным моделям, поэтому педагогу необходимо увеличивать свои знания в области интерактивных и цифровых технологий, искать свои методы для работы, использовать «смешанное» обучение.

Под термином «смешанное обучение» понимается использование на уроках традиционных форм и элементов электронного и мобильного обучения, где используются информационные технологии.

Цель данной статьи: рассказать об используемых цифровых технологиях, которые помогают заинтересовать школьников на уроках русского языка и повысить запоминаемость материала.

Педагогическая технология в настоящее время – это не только использование компьютера, но и создание приёмов обучения при помощи интерактивных средств. Компьютер – это лишь помощник в достижении цели повышения качества знаний.

На данный момент разработано большое количество интерактивных технологий. Они с каждым днём совершенствуются, к ним добавляются новые и новые. В связи с этим любой учитель может найти свои приёмы работы для повышения уровня знаний по своему предмету и для того, чтобы заинтересовать учащихся.

В данной статье я бы хотела остановиться на тех, которые помогают лично мне на уроках русского языка и литературы.

Презентация – это самая «старая» цифровая технология, но она до сих пор не сдаёт своих позиций. Презентация – наилучший способ для визуального объяснения материала. Когда ученик смотрит презентацию и слушает комментарий учителя, он получает информацию двумя чувствами – зрением и слухом – что повышает запоминание материала. Программа Power Point позволяет создать не только текстовые презентации, но и простые игры, викторины. А благодаря красочным дизайнам можно с легкостью привлечь внимание школьников.

Разработки GOOGLE очень удобно использовать и на уроках, и задавать домашнее задание. При помощи GOOGLE легко создавать тесты и проверочные работы. Система может проверить все работы сама и подсчитать баллы у каждого ученика. Учителю остается только выставить оценки, что очень удобно при нехватке времени.

GOOGLE CLASS позволяет проводить уроки, создавать и давать задания ученикам.

У компании GOOGLE так же для уроков можно использовать их облачный сервис GOOGLE Drive. Здесь можно создать документ, презентацию, таблицу и предоставить доступ к исправлению всему классу. Каждый ученик может зайти и добавить что-то своё. Например, можно создавать презентацию для проекта всей командой, каждый работает из дома со своего компьютера. Можно участвовать в заполнении таблицы по темам. Учитель видит, кто и что делает или уже сделал, что очень удобно при оценивании работы каждого.

Доска PADLET. Об этом сервисе я еще узнала на университетской скамье. Сервис PADLET – это доска для заметок. Здесь можно так же предоставить доступ всем ученикам, каждый прикрепляет информацию. Сервис очень удобен для работы над проектами, доску можно разделить на части, что позволит работать в командах. Очень удобно, что здесь можно прикреплять всё: и обычные заметки, и любые документы, ссылки на источники, картинки, музыку и даже видео. Учитель видит работу каждой команды и может оставить комментарий.

Электронные рабочие тетради. Появились примерно в 2020 году и сразу стали популярными у учителей. Я пользуюсь электронной рабочей тетрадью SkySmart. Здесь тетради по программам, что очень удобно. Создавая работу, можно просмотреть каждое задание и выбрать подходящие. В SkySmart можно установить таймер для заданий, а также установить дату, до которой можно выполнить работу. Работа учащимся передается по ссылке, что очень удобно для домашнего задания. Сервис может проверить задания самостоятельно и выставить баллы, учителю остается только на основе выданных баллов выставить оценки. В кабинете учителя можно просмотреть процент и качество выполнения заданий каждым классом.

Сервис ZOOM – это возможность проведения уроков в реальном времени. Сервис очень популярен, использовался и используется до сих пор не только для уроков, но и для собраний, совещаний и не только в системе образования. Очень удобно, что можно отключать звук для всех и включать его определенным людям. Можно демонстрировать экран, загружать презентации. В чате можно прикреплять ссылки и документы.

Сайт chikipooki.ru. Здесь можно сгенерировать практически всё. Сайт может очень многое, но главный плюс в том, что он генерирует раскраски, лабиринты, задания на поиск слов. Такие задания можно интегрировать с практически любой темой русского языка. Интерфейс удобен для создания заданий на разминку или повторения.

Сервис MIRO. О нём я узнала не так давно, поэтому не знаю всех возможных опций сервиса. Но и за маленький срок использования поняла, что очень интересен и удобен для уроков. Сервис понравился тем, что здесь можно создавать не только игры, но и красочный демонстрационный материал. Очень удобно использовать для правил по русскому языку. На этом сервисе демонстрационный материал получается в виде компактных карточек, но в то же время вмещает много информации.

Выше перечисленные сервисы можно использовать на любых темах русского языка и литературы, насколько позволяет интегрировать их ваша фантазия.

Использование «смешанного обучения», проведение уроков с использованием различных информационных технологий – это огромный плюс в обучении и стимул для учеников. На таких уроках у школьников активируются разные психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память. У школьников повышается познавательный интерес к предмету, происходит лучшее запоминание материала через зрительный контакт и интересную подачу. При использовании таких технологий происходит реализация всех потенциалов личности: творческого, коммуникативного, познавательного и, конечно же, эстетического.

Таким образом, использование информационных технологий направлено на улучшение запоминания материала, а также повышения качества знаний по предмету.

В данной статье я рассказала только о маленькой части информационных технологий, которые можно использовать на уроках, их множество, и их нужно изучать. Как уже говорилось выше, учитель должен идти в ногу со временем, постоянно обучаться современным информационным технологиям, потому что их использование делает уроки интересными, запоминающимися и результативными.

Литература

1. Жидкова, И.Е. Информационно-коммуникационные технологии в современном иноязычном образовании / И.Е. Жидкова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XIX Международной научно-практической конференции, Москва - Челябинск, 20 апреля 2018 года / Ответственный редактор Д.Ф. Ильясов. – Москва-Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2018. – С. 164-168

2. Заxарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

3. Полякова, В. В. Компетенции преподавателя в среде E-learning / В. В. Полякова, С. Н. Мальченко, В. Н. Кривцов // Материалы VIII междунар. науч.-метод. конф., Минск, 5–6 дек. 2013 г. ; Белорус. гос. ун-т информатики и радиоэлектроники» . — Минск, 2013. — С. 407.

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.—398 с.: ил. – (Информатизация образования).


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика