Царегородцева Ольга Николаевна,
старший методист,
Хаматшина Надежда Владимировна,
методист
МУ «Учебно-методический сектор Информационно-методического
отдела МКУ "Управление образования ИК МО "Город Казань"
по Кировскому и Московскому районам»
Сегодня в образовании, исходя из требований и запросов современного общества, назрела необходимость перехода к практико-ориентированному типу непрерывного образования с опорой на содержание фундаментальных наук и профессионального развития, в том числе посредством использования огромных возможностей цифровых средств обучения.
Цифровизация образования – это использование различных платформ, программ и приложений для обучения как дистанционно, так и в школе (выполнение заданий с помощью компьютеров в классе). Цифровизация применяется не только во время учебного процесса, но и при организации его (ведение электронного журнала и дневника, учебные материалы, планы, занятия, вместо звонка учителю или посещения школы, для решения вопросов есть возможность написать учителю в чате, используя месенджер). Цифровой вид образования подразумевает самостоятельное изучение учебного материала.
Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию: стремительный рост информационно-ресурсной базы; свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам; дистанционность; мобильность; возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ; интерактивность; возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
«Плюсами» цифровизации в образовании можно назвать следующее:
-электронные носители не имеют свойства рваться, мяться или как-то портиться; нет необходимости ношения тяжёлых учебников;
- мобильность, так как цифровое образование может быть доступным в любое время;
- экономическая обоснованность, выраженная в уменьшении затрат на приобретение учебной литературы;
- упрощение работы учителя. Работа учителем является одной из самых сложных. В цифровой системе образования работа учителя подразумевает лишь оказание помощи, направление ученика, по которому следует двигаться в освоении учебного материала;
- цифровизация в образовании сможет помочь обучающимся лучше ориентироваться в информационном потоке в будущем.
Но цифровизация в образовании имеет и ряд отрицательных аспектов, которые могут сказаться не только на физическом здоровье обучающихся, но и на психическое состояние каждого из учеников:
- во-первых, при цифровом обучении письму уделяется всё меньше внимания, что может привести к снижению у обучающихся моторики и координации, они начнут меньше и хуже читать, что приведёт к снижению способности формулирования мыслей;
- во-вторых, длительное пребывание за экранами приводит к усталости глаз, а это неизбежно приведёт к проблемам со зрением;
- в-третьих, появится риск сокращения творческого потенциала обучающихся, так как цифровые технологии исключают возможность проявить себя;
- в-четвёртых, снижение умственной активности. Обучающемуся нет необходимости размышлять и рассуждать о чём-то, самостоятельно искать информацию. Для этого достаточно открыть любую поисковую систему в сети интернет, а это неизменно приводит к уменьшению мыслительных способностей;
- пятое, снижает уровень социализации. Учащихся в образовательном учреждении получает не только знания, но и учиться взаимодействовать в социуме;
- шестое, проблемы с физическим развитием учащихся. Потребность в физической активности невозможно заменить цифровыми технологиями, однако уже сейчас, мы можем наблюдать изменения и в это сфере человеческой деятельности (киберспорт, цифровой спорт и т.д.). Длительное пребывание в одном положении перед экраном компьютера или планшета неизбежно приведёт к гиподинамии, а следовательно к неблагоприятным и необратимым изменениям работы внутренних органов и изменению физиологии скелета.
Человеческая психика является единством биологического и социального, сознания и бессознательного, интеллектуального и эмоционального, рационального и иррационального. Цифровое обучение берёт из этого лишь интеллектуальную составляющую, которая опосредованно воздействует и на некоторые другие составляющие этого единства.
Сегодня общество живёт в эпоху киберсоциализации [5]. Вот как описывают понятие «киберсоциальность» авторы О.И.Воинова и В.А.Плешаков: «Киберсоциальность – это совокупность приобретённых человеком качеств, обеспечивающих его способность организовывать жизнедеятельность в киберпространстве в контексте выполнения различных социальных функций как субъекта сетевых сообществ, а не в роли суверенной личности» [4, С.120].
В настоящее время появилось множество образовательных сервисов и платформ, что это вызывает скорее отторжение, чем принятие. Ритм жизни очень динамичный, а сервисы отнимают достаточно много времени (регистрация, подтверждение регистрации, введение безопасного пароля, подтверждение безопасного пароля, подтверждение, что человек, не «бот» и т.д. и т.п.).
Поэтому подходить к цифровизации требуется очень аккуратно и взвешено, на основе результатов научных исследований, а не путем решительных, основанных только на заинтересованности коммерческих структур трансформаций. Не ставя под сомнение необходимость цифровизации, мы выступаем за разумное ее проведение.
В любом случае – всё хорошо в меру. Как бы прекрасна не была цифровизация в образовании нельзя забывать, что наших детей должен учить Учитель.
Литература и источники
1. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография / Под ред. В.А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012
2. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 1(4). [Электронный ресурс] URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_
3. Уваров А.Ю., Фрумина И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования, ИД ВШЭ, М.-2019
Цифровая образовательная среда |
Победители IV городского конкурса ЭОР в УВП |