Использование цифровых ресурсов в УВП

Зайнуллина Надежда Александровна
учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа 124»
Советского района г.Казани


Аннотация: в предложенной статье будет рассмотрено значение электронных и цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. ИКТ и электронные образовательные ресурсы нового поколения позволяют современной школе строить учебный процесс так, что ребенок будет с заинтересованностью увлечен уроками. Учитель музыки за счет активного внедрения мультимедийных возможностей компьютера моделирует конкретную образовательную среду, развивает креатив и творческую направленность каждого учащегося, создает эмоциональную атмосферу в классе, что способствует художественному развитию детей.

Ключевые слова: ИКТ, электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, современный учебно-воспитательный процесс

В настоящее время эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от использования цифровых образовательных ресурсов, которые повышают интерес обучающихся к школьному предмету, способствуют максимальному усвоению материалов и увеличению эффективности проведения занятий и самостоятельной работы школьниками.

ИКТ и электронные образовательные ресурсы нового поколения позволяют современной школе строить учебный процесс так, что ребенок будет с заинтересованностью увлечен уроками. Учащиеся имеют огромную возможность проводить самостоятельную работу, расширяя свой кругозор в Интернете – слушать концерты, смотреть оперные и балетные постановки, читать новостные порталы о музыкальной сфере и т.д. Учителя могут увеличивать время беседы с учащимися, особенно большое значение имеет режим дискуссии, а не монолог.

На сегодняшний день популярностью пользуются многие цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР, ЭОР), современный учитель может использовать их в практической части своей работы как традиционного обучения, так и при помощи внедрения инноваций. ИКТ-компонент в учебном процессе способствует изменению роли средств обучения, которые используются в процессе преподавания определенных дисциплин.

Следовательно, ИКТ-компонент в учебно-воспитательном процессе способствует увеличению объема материала, который сообщается учащимся на уроке, более активной организации познавательной деятельности по сравнению со стандартными занятиями, активизации психологических процессов – восприятия, мышления, запоминания, усвоения материала. Внедрение электронных и цифровых образовательных ресурсов воздействует на умственную деятельность, приводит к формированию положительной мотивации у большого количества учеников к данным урокам.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – образовательный ресурс в электронно-цифровой форме, включающий в себя: структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения [ГОСТ Р 52653–2006]. Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе включают такие методы, как проектирование, информационные ресурсы, демонстрация примеров.

Цели, которые можно достичь за счет использования ЭОР:

- предоставление учебной информации при помощи мультимедийных технологий;

- осуществление обратной связи при интерактиве;

- возможность проверки результата;

- автоматическое прохождение информационно-методического обеспечения.

Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать современный учебно-воспитательный процесс более персонализированным, когда ученику предоставляется свободное право выбора траектории его деятельности, любые действия учащихся будут подкреплены обратной связью, учитывается индивидуальный образовательный стиль, модель мышления.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это материалы, которые представлены в цифровой форме: фотография, видеофрагмент, модели статики и динамики, VR-объекты и объекты интерактива, материалы картографии, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и прочие цифровые учебно-методические материалы, которые необходимы для организации учебно-воспитательного процесса [новые педагогические].

Использование ЦОР приводит к:

- фактическому изменению качества образования и эффективному увеличению результатов деятельности учащихся;

- рациональности педагогического процесса и использования педагогических технологий;

- увеличению внимания к личности ученика;

- подготовке творческих, мобильных, самостоятельно размышляющих молодых людей.

- усилению характера деятельности педагога.

Цифровые образовательные ресурсы, которые можно использовать на уроках музыки, могут быть самим различными: демонстрационными, информационно-справочными, тренажерами, обучающими, имитационными, моделирующими, контролирующими и т.п.

Нужно сказать, что школьные кабинеты должны быть оснащены полным техническим оборудованием, в том числе и интерактивной панелью, поскольку за счет нее учитель музыки сможет одновременно вывести текст песни или же изучаемого материала, включить аудио с арией, музыкальным концертом, симфонией, полифонией или же видео материал, DVD, CD-ROM с балетным концертом, мюзиклом, оперной постановкой.

Мультимедия и прочие средства компьютера дают возможность использовать инновационные технические средства обучения, в замену традиционной для школы технике, визуализировать любые уроки качественным аудио- и видеоматериалом.

Учитель музыки за счет активного внедрения мультимедийных возможностей компьютера моделирует конкретную образовательную среду, развивает креатив и творческую направленность каждого учащегося, создает эмоциональную атмосферу в классе, что способствует художественному развитию детей.

Современный урок музыки характеризуется применением современных педагогических технологий, компьютерных технологий, электронных музыкальных инструментов. Урок музыки создает креативную обстановку, поскольку объем занятий по музыке включает эмоции. Данная специфика содержания внедряет в себя различные методики, виды практик и инновационных средств мультимедиа. Информационные технологии придают уроку современность, позволяют осуществить рост профессиональных навыков преподавателя, что следует увеличению эффективности образования.

ИКТ в работе учителя музыки может быть использовано:

- как средство визуализации информации на уроках (видео, фото, диски);

- в качестве обучающих программ (закрепить изложенный материал);

- при помощи викторин, тестов, кейс-стади (контролировать и проверять знания учеников)

- при помощи квеста (развивать креатив, творческое мышление у обучающихся);

- при подготовке презентаций, конференций, круглых столов, выступлений и докладов.

Современные технологии позволяют учащимся погрузиться в многообразие музыкальных образов русских и зарубежных классических композиций, современную музыку, фольклор, собственное творчество, слушать произведения в качественной обработке, иметь доступ к объемному информационному блоку, который связан с круговоротом живописи, музыки и литературы.

К требованиям современной школы относятся изменения статуса и роли учителя, использование педагогических инноваций и психологических методик, технических средств.

Музыкальное творчество является ветвью каждого сообщества. Следовательно, одной из ведущих проблем художественного воспитания и образования можно считать развитие культуры понимания произведений музыкального искусства.

Для школьников от 8 до 14 лет характерен визуализированный материал, в ходе которого они могут его оценить эмоционально или же при помощи чувственного выражения. Данное восприятие ограничивается формулой «нравится – не нравится», в том числе дети анализируют музыкальные произведения на эмоциональном уровне.

«Экранные искусства», с которыми каждый день сталкиваются дети, без сомнения, эмоционально и нравственно-эстетически воздействуют на ребенка с огромной силой.

Преподаватель может использовать на уроке музыки материалы кинотворчества, которые позволят ученикам не только заинтересованно наблюдать за происходящим действием, но и отвечать своим чувствам в процессе дискуссии, рассказывать о своих впечатлениях одноклассникам, слушать их мнение, решать творческие кейсы.

При помощи инноваций и прочих технологий уроки музыки будут яркими, запоминающимися, ученики любого возраста будут вовлечены в учебный процесс и активизированы на создание творческого продукта, и сами учащиеся будут положительно настроены на работу на уроке музыки.

Чтобы настроить учебно-воспитательный процесс учитель музыки может полноформатно пользоваться электронными энциклопедиями и справочниками, которые включают в себя информацию о биографии композиторов, музыкальных жанрах и стилях. Такие материалы содержат иллюстрации, видео, фото и музыкальные композиции. К ним относятся следующие программы: «Шедевры классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки», «Энциклопедия классической музыки» и многие другие.

Материалы, содержащиеся на компакт-дисках, отлично структурированы и легкодоступны, что является абсолютной экономией времени на подготовку преподавателя к занятию, обогащением и украшением уроков, служит более увлекательной программой урока для учащихся.

Однако преподаватель зачастую не сможет воспользоваться электронными энциклопедиями из-за неудобства, поскольку для этого требуется подключение к сети Интернет. Мультимедийное оформление определенных уроков по музыке может происходить за счет использования преподавателем программы Power Point, которая входит в пакет офиса Microsoft Office. Данный сервис способствует созданию многостраничных презентаций, которые могут включать графику, фото-, видео- и аудиоматериалы. Демонстрация такой презентации производится с помощью проектора.

Помимо программы Power Point, существуют также такие платформы, как «Canva», «Prezi», «Google Slides». Онлайн-конструктор «Canva» позволяет сделать презентации и доклады насыщенными и красочными за счет графики, фото- и видеоматериалов, инфографики. Сервис имеет множество красочных шаблонов, которые преподаватель может выбрать на свой вкус и цвет. Шаблоны классифицируются по категориям, достаточно просто вбить в поисковую строку раздел «Музыка» или «Искусство», что будет соответствовать тематике занятий.

«Prezi.com» является веб-сервисом, который создает презентации с интерактивом и мультимедия средствами. Приложение имеет нелинейную структуру. Платформа также имеет большое количество способов визуализации материала по музыкальному искусству за счет графических объектов, фото- и видеоинформации. Сервис работает на технологии масштабирования (зум, приближение и отдаление).

Также одной из платформ по созданию запоминающихся презентаций являются Google Slides. В данном сервисе можно устроить слайд-шоу, использовать фото-, видео- и аудиоматериалы.

В образовательном процессе учащиеся будут с интересом отвечать на уроках музыки за счет использования электронных ресурсов. Учебно-воспитательный процесс цифровизации открывает возможность неограниченной базы знаний, цифровым библиотекам и музеям, электронному материалу консерваторий и музыкальных творческих лабораторий, памятникам музыкального искусства и свежим новостям планеты в сфере музыкальной индустрии. Возможен и вариант создания преподавателем своего сайта, где ученики смогут сами найти значимый материал по урокам музыки.

Список использованных источников и литературы

1. ГОСТ Р 52653–2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учебное пособие] / [Е. С. Полат и др.] ; под ред. Е. С. Полат. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. - 268 с.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика