Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников

Бикбаева Светлана Ивановна
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия № 6» Приволжского района г.Казани
Заббарова Наталья Викторовна
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия № 6» Приволжского района г.Казани


В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. Наша современная жизнь такова, что компьютер стал главным, необходимым, предметом. А для многих наших детей компьютер – не просто жизненно необходимый предмет, а главное существо в мире, чуть ли не божество. Для них привычнее взаимодействовать с компьютером, а не с человеком: это их стихия. Стихия яркая, практически безграничная, в которой дети чувствуют себя почти всесильными. Сравнивая с виртуальным пространством наши традиционные «древние» средства обучения: мел, доска, тусклые таблицы, в лучшем случае – видеосистема. Вот здесь и возникает вопрос: что делать нам учителям? Ответ очевиден. Сделать компьютер своим союзником. Используя на уроке компьютерные технологии, мы тем самым погружаем учеников в привычную обстановку, в которой им уютно и интересно.

Какие же возможности информационно-компьютерных технологий помогут нам, учителям начальных классов, создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:

? создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы);

? создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;

? использование готовых программных продуктов;

? поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

? создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

? создание тестовых работ;

? создание творческих работ, проведение естественнонаучных исследований;

? участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах.

Мы считаем, что применение компьютера в начальной школе позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Поэтому, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Так в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед нами стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, мы, тем не менее, вынуждены ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате, большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. В-третьих, применение на уроках компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

На данный момент основными организационными формами использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы:

? один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

? компьютер у учащегося дома.

Один компьютер в классе на нашем рабочем месте, подключенный к проектору или телевизору является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе и осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.

Компьютер у учащегося дома - это помощник в выполнении творческих домашних заданий. А также большую роль играют электронные учебные материалы — медиатека. Она помогает в индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования.

В практике учителя начальных классов применимы различные методы обучения с использованием информационно-компьютерных технологий:

? творческие работы на компьютере: например, медиасочинения, создание рисунков с помощью Paint Kards, кроссвордов с помощью сервиса Learning Apps.org , ребусов;

? естественнонаучные исследования (ведение дневника погоды),

? компьютерные тесты;

? совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет всемирная компьютерная сеть -Internet:

В последнее время стремительно развивается рынок новых информационных технологий. Выходят в свет электронные тематические издания по истории, энциклопедии, альбомы, комплекты мультимедийных презентаций «Уроки Кирилла и Мефодия». Все эти средства могут быть использованы в учебном процессе для иллюстративного материала, фонозаписей, тестирования знаний учащихся, поиску заданной информации, организации всевозможных творческих работ. Разнообразие форм работы на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей.

При активном использовании информационно-компьютерных технологий в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Как же всё это выглядит на практике? Первым нашим шагом в этом направлении было использование на уроках мультимедийных презентаций. Мы предпочитаем создавать собственные презентации к урокам. Это даёт нам возможность самостоятельно выстраивать урок, включая в него различные виды работы. При этом используем возможности Интернета и сканируем репродукции из журналов и книг. Применение компьютерных технологий сделало наши уроки более интересными, увлекательными, яркими, эмоционально насыщенными. Учёные установили, что когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Для нас очень важна высокая степень наглядности, особенно на уроках литературного чтения по системе Л.В. Занкова, где в основе этого курса лежит синтез разных видов искусств. Мы помогаем детям увидеть «Лунную ночь» А.Куинджи и почувствовать всю красоту этой ночи, включить произведение Римского-Корсакова и услышать оперного певца Ф. Шаляпина, заглянуть в избу к нашим предкам, постоять рядом с колыбелью и услышать мамину песню. Благодаря постоянному использованию на уроках мультимедийного оборудования у наших учеников сформировался стойкий интерес к этому предмету. Ребята уже сами подбирают в Интернете иллюстрации, репродукции по темам.

Первой нашей победой в работе с компьютерными технологиями – это 1 место в конкурсе «Спасём леса Татарстана» в номинации «Компьютерные презентации». Мы создали прекрасную презентацию с музыкой и различными эффектами по проблеме охраны лесов Татарстана.

Компьютерные технологии - это прекрасная возможность объяснять новый материал в интерактивном режиме. Конечно же, в первую очередь на уроках математики, где используется презентация с алгоритмом, да ещё и с различными эффектами, помогающими ученикам лучше запомнить материал. При этом ускоряется темп урока: ведь писать-то на доске не надо, всё уже дома заготовлено! Высвобождается время, которое можно использовать для индивидуальной работы с учениками.

Чему же мы научились и что используем в своей работе? Это презентационное сопровождение к урокам, видеофрагменты, звукозапись, анимационные модели. Используем мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры (многие из них сделали сами) и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике и русскому языку для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включаем в презентации для сообщения новых знаний.

В наших классах большой популярностью пользуются проектные работы, результатом которых бывают, как правило, выставки, презентации учащихся. Эти работы очень важна для ребят, так как решают очень много задач коммуникативного, познавательного, регулятивного характера.

Результатом длительной проектной работы - 2 место в городском конкурсе «Юный исследователь», где была представлена работа, которую невозможно было бы сделать без информационных технологий.

С появлением в классе Интернета расширились наши возможности в использовании информационно-компьютерных технологий. Мы стала проводить уроки с выходом в Интернет в режиме онлайн. Наши дети стали участвовать в городских, всероссийских дистанционных олимпиадах «Умка», «Всезнайка», «Вундеркинд», «Совёнок», в международной олимпиаде по основам наук.

Использование информационно-компьютерных технологий применяем не только на уроках, но и в тематических классных часах. В специально разработанный теоретический материал вплетаем видео- и аудио-источники.

Родительские собрания проходят более эффективно при презентационном сопровождении работ учащихся, объяснение какого-нибудь учебного материала.

В своей работе большим подспорьем считаем использование информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан». Очень часто на уроках используем достижения и коллег найденные на образовательных порталах, презентации учителей из других городов. Вступление в методические сообщества дало нам возможность поделиться опытом с коллегами, чему-то поучиться, опубликовать свои разработки уроков, мероприятий. Используем возможность прочитать в «Личном кабинете» свежий номер журналов «Начальная школа», «Первое сентября».

В 1 классе возникла необходимость общаться с родителями, но как это сделать? Мы использовала ресурсы Интернета. Родители зарегистрировали почтовый ящик, где каждый мог оставить свои вопросы, там же печатались домашние задания и советы, рекомендации для родителей. Наша связь была ежедневной.

В данный момент проходим дистанционные курсы по литературному чтению, изобразительному чтению на сайте Л.В.Занкова. Считаем, что у учителя сейчас есть прекрасные возможности реализовать себя, используя информационно-компьютерные технологии.

Главная задача учителя - сделать годы учёбы радостными, не отталкивать от себя детей, а стать им другом и товарищем, жить с ними одной жизнью и информационно-компьютерные технологии одно из средств, которое успешно реализует эту задачу.

Учитель, использующий компьютер в учебном процессе должен:

? обладать навыками работы на уровне квалифицированного пользователя;

? знать возможности компьютера в своей предметной области;

? уметь руководить работой учащихся индивидуально и в коллективе;

? уметь подбирать и компоновать учебный материал в электронном виде;

? уметь разумно сочетать использование компьютеров с другими формами учебной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Список литературы:

1.Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006

2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www.pedsovet.org


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика