К вопросу о педагогическом потенциале цифровых ресурсов в проекции воспитательного процесса в современно школе

Софронова Людмила Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 50» г.Казань


Современная жизненная среда человека характеризуется высокой степенью технического развития, затрагивающего все сферы, определяя многообразие социальных практик и вариантов межличностных коммуникаций. Такие изменения неминуемо влекут за собой поиск оптимальных вариантов социальной мобильности в решении многих вопросов касательно воспитания личности.

При этом новые требования к качеству воспитательного процесса определяют потребность выстраивания педагогического процесса параллельно динамике научно-технического прогресса, формируя особую образовательную среду, отвечающей требованиям времени. Не вызывает сомнения, что процесс воспитания современного ученика сложно представить без Web-сайтов, разнообразных электронных и цифровых ресурсов (ЭОР и ЦОР), расширяющих информационное поле и географию общения до многомерных размеров.

Мы полагаем, что сегодня полноценной составляющей воспитательной среды становится информационно-цифровой компонент, который включает в себя телекоммуникационное обеспечение, различные сетевые площадки, ресурсное обеспечение и др. Более того, виртуальная цифровая среда всё увереннее будет входить в школьный воспитательный процесс, перестраивая ценностно-смысловые схемы и алгоритм работы классного руководителя. Поэтому цифровизация воспитательного процесса должна основывать на следующих положениях:

- виртуальная реальность не есть реальность телесная или умопостигаемая, но реальность чувственно-образная;

- виртуальная реальность предполагает человеческую деятельность внутри себя;

- воплощение воли в образе виртуальной реальности не есть телесное воплощение [3].

Современные исследователи полагают, что со временем различие между телесной и виртуальной реальностью будет стираться. Речь идёт о новой воспитательной среде, которая должна не отвергать классическую, а дополнять и обогащать её. Усматривая такую связь, мы ориентируемся на мнение известного психолога А.Г. Асмолова: «среда – это не мир в себе…не изолирование от культуры…, та как мы живём в век сетевого столетия…» [1, с. 5-7].

Взаимодополнение этих двух воспитательных сред обогатить содержание образовательного процесса, конечной целью которого является формирование личности ученика. Подчеркнём, что полное поглощение цифровой средой традиционной не сможет обеспечить высокое качество воспитательного процесса, выступающего гарантом движения ученика к поставленной цели – становления конкурентно способной личности, обладающей разнообразными культурными компетенциями.

Ориентируясь на авторитетное мнение Л.С. Выготского в котором «…среда не представляет из себя чего-либо абсолютно застывшего, неподатливого и неизменного [2., c. 88], синергетика двух воспитательных сред не будет являться константой. Это связано с тем, что новое педагогическое явление становится достаточно пластичным, и многомерным. В такой проекции следует помнить, что мнению известных психологов, К. Роджерса и Дж. Фрейберга, «… учителям всегда приходится отвечать на требования извне» [4, с.469]. Поэтому мы не можем игнорировать вопрос о воспитательном потенциале цифровой среды.

Смысловая позиция выбора педагогом воспитательных форм, средств и методов в таких условиях приобретает особую актуальность, так как исходит из сегодняшней парадигмы непрерывности самовоспитания и саморазвития на всех жизненных этапах. Мы считаем, это объясняется переформатированием мыслительных процессов, влияющих на её интеллектуальное развитие. Такой педагогический процесс при ключевой роли учителя и классного руководителя, основан на приобретении и накоплении позитивного личностного социально-культурного опыта.

Ориентируясь на современные выводы педагогической науки и практики по вопросам развития ученика и цифровой воспитательной среде, можно отметить:

– увеличение доступности воспитательных средств для ученика за счет нивелирования временных и пространственных границ;

– возможность выбора и реализации индивидуальной воспитательной траектории ученика;

– формирование личностных качеств ученика в процессе предоставления мотивационных ресурсов, выступающих навигатором в достижения высоких воспитательных результатов.

Здесь уместно обратить внимание, выстраивание особой цифровой виртуальной воспитательной среды – ведущая стратегическая задача учителя, направленная на поиск ответов на ключевые вопросы: «Что?», «Зачем?», «Почему?» и «Как?». Иначе говоря, педагог должен понимать: почему он отдаёт предпочтение тем или иным организационным формам воспитательной деятельности в условиях такой среды. В конечном итоге всё должно прийти к единому ответу: раскрытию, развитию и реализации потенциальных и созидательных способностей ученика в новом социальном измерении. Здесь мы берём за основу на выводы М.А. Чошанова, который определяет виртуальность через три параметра в школьных условиях:

- пространство – (классно/внеклассные, виртуальные, реально/виртуальное);

- время (синхронное/асинхронное)

- технология – (компьютерные устройства и способы передачи информации через них) [5].

Мы разделяем мнение учёного о том, что этот процесс не так прост, как может показаться на первый взгляд, так он требует «ресурсов и времени», но сегодняшние реалии не оставляют выбора педагогу. [Там же 2022]. Таким образом, современная педагогическая деятельность – полинструментальна, ввиду того, что требует высокого профессионализма со стороны педагога, исходя из потребности освоения огромного количества воспитательных приёмов и методов в процессе формирования личности ученика: сайты, блоги, визитки, платформы, ресурсы, сервисы, планировщики, конструкторы и другие маркеры его методической компетентности.

Сегодня сложно представить воспитательную среду без взаимодействия с российским движением школьников, российским юнармейским движением школьников, где цифровая среда стирает тысячи километров расстояния, давая возможность общения со сверстниками разных регионов нашей страны. Наше видение заключается во взаимообратности двух процессов: выбором учителем продуктивных форм организации воспитательного процесса и выстраиванием особой преобразующей цифровой виртуальной воспитательной среды.

Литература

1 Асмолов, А.Г. Ребёнок в мире взрослых / А.Г. Асмолов, Н.А. Пастернак. – М.: изд-во Юрайт, 2020. – 150с.

2 Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.

3 Карпицкий Н. Онтология виртуальной реальности. Document HTML. URL: http://tvfi.narod.ru/virtual.htm - дата обращения 15.09.2022 г.

4 Роджерс, К., Фрейберг, Дж. Свобода учиться / под.ред. А.Б. Орлова, 2-е изд. – М.: Смысл, 2019. – 527с.

5 Чошанов, М.А. Дистанционное обучение и цифровая дидактика: уроки скептика // Народное образование. № 1, 2022. – С. 79-94.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика