Информационно-образовательная среда школы как фактор оптимизации управления школой

Имамов Ильдар Фаизович,
директор МБОУ "Лицей №177" г.Казани,
Крылова Виктория Юрьевна,
заместитель директора по информатизации,
Гаязова Нурия Талгатовна,
учитель информатики
Волик Ольга Николаевна,
к.п.н., методист по информатизации
МБОУ "Лицей №177" г.Казани


Двадцать первый век безусловно можно назвать веком информационных технологий и веком формирования информационного общества. Школа и общество не могут существовать отдельно. Поэтому процесс информатизации общества естественно влечет за собой и информатизацию образования, другими словами: в информационном обществе и школа должна быть информационной.

В нашей статье раскрываются управленческие решения, которые мы приняли в области информатизации образования в нашем лицее, а также представлены результаты, полученные на базе этих решений, и доказана их оптимальность.

Как результативно использовать ИКТ-насыщенную техническую базу и кадровое обеспечение школы?

Что будем понимать под информационно-образовательной средой (ИОС) и что она будет включать?

Как организовать работу ИОС для достижения оптимального результата?

В 2008 году открылась наша школа и встали вопросы: что имеем, куда стремиться и что делать, чтобы достичь желаемого?

Имеем насыщенное информационно-компьютерное обеспечение школы. Значит, надо использовать его для информатизации школы, т.е. строить информационно-образовательную среду школы, чтобы на основе имеющегося оборудования реализовать требования к условиям реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования.

Цель информатизации школы: построить информационно-образовательную среду школы, которая будет способствовать повышению качества образования и оптимизации управления школой.

Задачи информатизации:

1. Использовать ИКТ-насыщенную техническую базу школы в целях повышения качества образования.

2. Непрерывно совершенствовать ИКТ-подготовку педагогического коллектива школы.

3. Вводить новые, совершенствовать применяемые формы обучения, педагогического сотрудничества и оптимизации управления по итогам ежегодного анализа работы информационно-образовательной среды.

Во-первых, для решения поставленных задач мы задумались о кадрах. Кто и как сможет поднять уровень информатизации лицея на должный уровень? Нами была собрана целая команда ИТ-специалистов - профессионалов своего дела.

Далее, когда у нас имелись насыщенная техническая база и грамотная команда специалистов, мы организовали Центр информационных технологий (ЦИТ), в задачи которого входит решение вопросов информатизации школы.

Значительное внимание в работе ЦИТ уделяется непрерывному повышению ИКТ-компетентности учителей лицея и обмену опытом с коллегами республики и России на стажировочных площадках лицея, т.е. внимание уделяется решению 2-й задачи информатизации лицея.

3-х уровневая программа повышения ИКТ-компетенций педагогов начинала работать с обучения учителей работе на компьютере, на втором уровне педагоги учились обрабатывать различного типа информацию локально, а сегодня, уже работая на третьем уровне, педагоги осваивают применение сетевых технологий в образовательном процессе. В целях повышение ИКТ-компетентности педагогов проводятся ИКТ-пятиминутки: 5-минутное выступление ИКТ-специалиста лицея на плановых совещаниях педагогического коллектива для акцентирования внимания на особенностях работы с компьютерно-информационным обеспечением лицея и новинки сетевых инструментов и их особенности в применении в педагогической практики.

Для оптимизации управления лицеем в ИОС организован персонализированный доступ к управленческой, методической и учебной информации через сетевой диск лицея, на котором выкладывается информация, необходимая педагогам и администрации для работы. Существенное преимущество: нет флешек, нет вирусов. Ключевые папки на сетевом диске дицея: папка “Администрация”, к которой только директор и его заместители имеют доступ, и папка “Педагогический коллектив” для всех педагогов, которая содержит всю необходимую информацию для ежедневной работы. К ней имеют доступ все наши педагоги как через автоматизированное рабочее место педагога в учебных кабинетах, так и с домашних компьютеров, и с личных мобильных устройств. Контроль за работой осуществляют ответственные специалисты лицея представленного в папке направления.

Пример работы педагогического коллектива с сетевым диском: файл общего доступа “Патронажный журнал” на сетевом диске лицея в папке “Педагогический коллектив” заполняется ежедневно всеми классными руководителями, сразу же (автоматически) подводятся итоги посещения за первую смену, за вторую и по лицею в целом. Медицинские работники из данных этого файла получают сведения о числе заболевших в текущий день. Организация сетевой совместной работы педагогов позволяет своевременно получить данные о посещаемости лицея, что значительно экономит время и педагогов, и завуча.

Сетевые опросы и мониторинги проводятся по различным темам различных категорий участников, ответы собираются в один сетевой файл (таблицу) и могут быть быстро проанализированы в целом или с помощью специальных инструментов (команд) в соответствии с заданными параметрами. Например, при подготовке к семинару для директоров России мы заранее провели их опрос с помощью сетевой формы, проанализировали полученные ответы и получили список проблем, которые волнуют их. Исходя из этого, мы спланировали нашу встречу, более эффективно представили нашу работу, завязали связи на будущее. Такая форма сетевого взаимодействия позволяет получить обратную связь и помогает сделать наше общение более оптимальным.

Сетевая форма уже не первый год применяется нами для сбора данных о результативности работы учащихся и педагогов, о их участии во внеурочных мероприятиях различного уровня: олимпиадах, семинарах, конкурсах и др. С помощью этой же формы собираем данные о публикациях наших педагогов: очень удобно - все данные о публикации в одном месте, даже подтверждающий документ здесь же. Качественный (список данных по заданным критериям) и количественный (числа в таблице в соответствии с заданными критериями) анализ собранных данных осуществляется не просто быстро, а очень быстро, что оптимизирует принятие управленческих решений.

Развитие информационно-компьютерных технологий в мире сказывается на развитии и школьной ИОС.

Применение сетевых технологий в образовательном процессе позволяет активнее формировать уровни мышления в соответствии с пирамидой Блума (уровни анализа, синтеза и оценки), используя оптимизированную этими сервисами внеурочную предметную и межпредметную работу учащихся.

Поэтому в нашей информационно-образовательной среде появился образовательный проект ШАНС.

Идея проекта заключается в организации взаимодействия всех субъектов системы образования Республики Татарстан в информационно-образовательной среде, включающей интерактивные предметно-тематические задания проектно-исследовательского и индивидуально-совместного характера.

Школьная Академия Наук и Сотрудничества (ШАНС) представляет постоянно действующую республиканскую ИОС для взаимодействия школьников и педагогов республики.

Цель ШАНС: создание условий для формирования у учащихся самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности, способности в организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками в информационной среде современного общества и привлечение педагогов республики к накоплению, обобщению и распространению своего опыта.

Задачи ШАНС:

? способствовать готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе формирования мотивации к обучению и познанию;

? формировать и развивать компетентность учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при решении задач из любой учебной и человеческой деятельности;

? вовлекать учащихся в учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками на основе ИКТ;

? обобщать и распространять педагогический опыт использования ИКТ в совместной образовательной деятельности.

В 2016 году Министерство образования и науки РТ поддержало нашу работу и образовательный проект лицея стал называться республиканской сетевой образовательной площадкой ШАНС, информацию о деятельности которой можно найти в плане работы МОиН РТ.

В процессе работы в сетевых предметно-тематических проектах ШАНС участники создают итоговые сетевые продукты исследований, представленные совместными документами в виде текстов, таблиц, рисунков, ментальных карт, лент времени, облаков слов, географических карт или другими видами продуктов сетевого взаимодействия. Анализ этих продуктов свидетельствует о формировании у учащихся универсальных учебных действий:

? регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

? познавательных: формулирование цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ, синтез, сравнение, классификация объектов, выделений понятий, следствий, установление связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

? коммуникативных: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление умением партнера точно и полно выражать свои мысли.

? личностных: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.

Большое внимание уделяется самооценке и взаимооценке работ учащихся. Результатом каждого проекта является общий проектный продукт, подготовленный всеми командами. К экспертизе проектной деятельности команд привлекаются ученые и ведущие педагоги республики и России.

Также результатом ШАНСа мы называем отмечаемый профессиональный рост педагогов, которые руководят командами учащихся и делятся своим опытом на семинарах.

Процесс информатизации лицея носит циклический характер, наша ИОС постоянно развивается и позволяет

? существенно сократить время на документооборот, на составление планов и отчётов различных направлений работы лицея;

? активизировать взаимодействия педагогов лицея и города, республики и России;

? создавать условия для непрерывного повышения ИКТ-компетенций педагогического коллектива;

? оптимизировать процесс анализа деятельности лицея;

? совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.

Но есть и проблемы, тормозящие оптимизацию управления школой в ИОС:

? недостаточная мотивация отдельных педагогов;

? загруженность администрации и педагогов излишней отчётностью;

? недостаточная информационно-компьютерная подготовка учителей;

? отсутствие стимулирования инноваций в педагогической деятельности.

Названные проблемы надо решать как в отдельном образовательном учреждении, так и на уровне города и республики в целом.

Работающая в лицее ИОС создала условия для применения в образовательном процессе новых педагогических технологий, опирающихся на ИКТ, а именно, учителя начальных классов активно используют в своей работе такие ресурсы как Якласс, УЧИ.ру, учителя естественно-научных дисциплин - “Открытая школа” и другие ЦОР с коллекцией опытно-демонстрационных цифровых материалов, учителя филологического направления используют ЦОР “Просвещение” и виртуальные музеи, галереи.

А закончить нашу статью можно словами Владимира Путина, которые прозвучали на международной конференции "Вперёд в будущее: роль и место России": нужно повысить качество образования, чтобы граждане имели "знания и навыки, позволяющие оперативно овладевать передовыми способами производства, оказывать и получать услуги на новой технологической базе". Мы считаем, что наша информационно-образовательная среда отвечает этому требованию президента.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1642.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016).


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика