Использование электронных тетрадей в преподавании школьного курса физики

Иванова Аида Эльнаровна
учитель физики, МБОУ «Школа №1»
Вахитовского района г.Казани


Актуальность внедрения в учебный процесс компьютерных инноваций определяется современными потребностями общества, характеризующимися его научно-техническим развитием и заключающимися в необходимости овладения умением пользоваться информационно-коммуникационными технологиями. В частности, применение на уроках физики цифровых образовательных ресурсов, таких как наглядные пособия, цифровые лаборатории, электронные учебники и мультимедийные презентации; выступает в роли средства повышения качества обучения, достигающееся благодаря универсальным характеристикам этих инноваций, которые позволяют ученикам облегчить процесс восприятия и понимания изучаемых тем.

Электронные тетради как один из видов современных технологий, активно используемых в учебно-воспитательном процессе, представляют собой аналог печатных рабочих тетрадей, педагогическая значимость которых определяется повышением мотивации обучающихся к изучению школьных дисциплин, способствованием активизации познавательной деятельности и развитием мышления учеников. Приступая к изучению преимуществ рассматриваемого цифрового ресурса, стоит отметить, что электронная тетрадь – это компьютерная программа (либо сайт), характеризующаяся разнообразием заданий (задания на заполнение таблицы, решение задач и кроссвордов, разгадывание ребусов, установление соответствий и т.п.), красочным оформлением и простотой в использовании. Одна из главных особенностей данной технологии заключается в соответствии требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и сочетаемости с любыми учебно-методическими комплексами по физике.

Для педагогов электронная тетрадь может иметь несоизмеримую ценность при правильном их применении в учебном процессе. Например, компьютерную технологию можно использовать на различных типах уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. С точки зрения коммуникативного взаимодействия при помощи электронной тетради по физике учитель может реализовывать индивидуальные, фронтальные, групповые и парные формы обучения. Кроме всего прочего, использование электронных тетрадей влечет за собой снижение практической нагрузки для педагога, так как значительно облегчает процессы создания самостоятельных и домашних заданий, их проверки и оценивания.

В современном мире в большей мере отдаётся предпочтение дистанционному формату обучения, так как в силу недавних событий он занял роль важнейшего и в некоторых случаях, возможно, единственно доступного способа преподавания школьных дисциплин. Безусловно, для осуществления дистанционных занятий необходимо использовать соответствующих онлайн-формату методы, средства и способы обучения. Электронные тетради имеют массу преимуществ по сравнению с остальными ЦОР, предназначенными для контроля знаний, в большей степени потому, что они дают возможность работать с обучающимися разной степени подготовленности и выявлять уровень их знаний в индивидуальном порядке самостоятельно, то есть без обязательного участия педагога в процессе проверки. Также при дистанционном формате электронная тетрадь может выступать как средство обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Среди многообразия выполняемых электронными тетрадями функций выделим основные: контролирующая и диагностическая, подразумевающие выявление, контроль и диагностику результатов обучения; образовательная, предполагающая систематизацию знаний; воспитательная, означающая способствование воспитанию чувства ответственности за результаты обучения; прогностическая, которая отвечает за управление процессом усвоения знаний и его коррекцию.

В качестве примера ниже представлены скриншоты из рабочих тетрадей по физике авторов проекта videouroki.net [1] для седьмого, восьмого, девятого и одиннадцатого классов (рис. 1-4 соответственно, приложение 1).

Подводя итоги вышеприведенному анализу одному из видов цифровых образовательных ресурсов, хочется отметить следующее: необходимость внедрения в учебный процесс по физике электронных тетрадей обусловлена повышением качества обучения, увеличением мотивации к обучению и облегчением работы педагога при проведении контроля знаний. «Использование электронной тетради в учебном процессе способно сформировать единую образовательную среду для работы внутри класса на занятиях и внеучебное время. Повышаются возможности для индивидуализации работы учеников, а также совместной работы учителей [2]».

Список литературы

1. Видеоуроки.нет: официальный сайт. – URL: https://videouroki.net/catalog/4/?cart=new#filter=.etetrad.fgos (дата обращения: 15.10.2022).

2. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч.1: Обучение: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. — 158 с.

3. Тунцева, А. Ю. Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся / А. Ю. Тунцева. — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6361/ (дата обращения: 15.10.2022).

Приложение:


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика